Из маленького таджикского села в большую науку в РФ: путь Ризо Бахромзода
На модерации
Отложенный
Молодой студент приехал в Москву из Таджикистана, чтобы изучать космос, а потом вернуться на родину и сделать вклад в развитие отечественной науки
Ежегодно сотни молодых людей приезжают из Таджикистана в Россию, чтобы получить высшее образование.
Многие таджики выбирают науку и технические специальности.
Как развивается научно-техническое взаимодействие двух стран, Sputnik Таджикистан проследил на примере истории Ризо Бахромзода — молодого ученого, выходца из маленького таджикского села.
Бахромзод учится в аспирантуре МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "Физика космоса".
Семья и школа в Таджикистане
Ризо родился в 1991 году и вырос в деревне недалеко от Худжанда, центра Согдийской области. Мальчик воспитывался в атмосфере теплой и дружной семьи. Он был первым и очень желанным ребенком, даже его имя в переводе с арабского означает "согласие" и "радость".
Родители поддерживали в ребенке увлечение книгами, не отвлекали от чтения просьбами помочь по хозяйству. В доме было много журналов "Наука и жизнь".
Отец мальчика работал инженером-гидротехником, а мать преподавала математику в школе. Мама строго относилась к учебе детей (у Ризо есть младшие брат и сестра). А отец каждую неделю проверял дневники.
Обучение в школе проходило на таджикском языке, но были уроки русского и английского. Подросток участвовал в олимпиадах и даже занимал первое место по области. Будущий физик считает это свидетельством хорошего уровня образования в деревне. Тогда он увлекался гуманитарными науками, историей Таджикистана.
Детство Ризо пришлось на трудные времена. На юге Таджикистана шла гражданская война. И хотя боевые действия были далеко от области, где жила семья, бедность и нужда все равно остались в памяти. Легче стало только после 2000-го, когда многие стали выезжать на заработки из Таджикистана в Россию. В республике появились деньги, и вместе с тем улучшилась жизнь.
Университетские годы и выбор карьеры
По окончании школы молодой человек планировал поступить в Московский авиационный институт (МАИ), чтобы стать инженером авиатехники, но этому не суждено было сбыться. У парня из села не было возможности поехать в Москву.
"К моему счастью, был шанс получить квоту президента Таджикистана и поступить в Таджикский национальный университет в Душанбе. Квота была на специальность "астрономия". Посоветовавшись с родителями, я решил поступать. В итоге прошел конкурс и стал студентом", — поделился Бахромзод со Sputnik Таджикистан.
Большую часть своих знаний об астрономии он получил не за школьной партой, а благодаря телевизионным программам и научно-популярным фильмам.
Учеба в университете открыла перед таджиком новые горизонты.
"С самого начала у меня появились хорошие друзья. Мы помогали друг другу. Многие мои однокурсники занялись наукой. Мы вместе поехали в МГУ на пятом курсе. Один из нас стал аспирантом МИФИ (Московский инженерно-физический институт — ред.), другой недавно защитил кандидатскую диссертацию. Остальные тоже работают либо в школах, либо в университетах, либо в научно-исследовательских институтах Душанбе", — рассказал молодой человек.
По его словам, только с факультета физики в 2014 году пять человек поступили в аспирантуру в российские вузы. И сейчас выпускники ТНУ едут в Россию.
"Я не просто так выбрал МГУ. В Таджикистане в советское время проводили очень важные эксперименты, изучали космические лучи. Многие известные физики СССР занимались этим. Академия наук Таджикистана совместно с российскими учеными пожелала возобновить исследования. Для этого нужны были местные кадры. Поэтому нас пригласили к руководству академии и впоследствии отправили в Россию. Когда мы прилетели в Москву, с нами работали очень хорошие специалисты в области изучения космических лучей", — сказал будущий ученый.
Дипломную работу выпускник ТНУ выполнил уже в МГУ по теме создания новой методики регистрации гамма-квантов высокой энергии. Теперь Ризо аспирант одного из лучших вузов России.
"У меня есть прямые связи с учеными из Академии наук республики и Таджикского национального университета. Меня там ждут. Прямую поддержку мне оказывают президент Академии Фарход Рахими и его заместитель Хикмат Муминов. Благодаря им и их помощи сейчас я учусь в Москве. Кроме того, они дают полезные советы в научном смысле, не только в организационных вопросах", — разъяснил таджикистанец.
Он подчеркнул, что ведет переписку с ведущими учеными республики.
Жизнь в Москве и жажда знаний
В Московском государственном университете учатся больше 30 студентов из Таджикистана. У ребят есть группа в социальных сетях. Ризо общается со всеми. Он также является одним из организаторов Ассоциации таджикской молодежи при посольстве Таджикистана, и занимается тем, что касается науки и образования.
"В общежитии мы с друзьями собираемся, готовим плов и за чашкой чая обсуждаем разные темы. Бывают очень жаркие споры. Но они всегда заканчиваются на дружественной ноте", — уверил молодой человек.
Кроме науки, он увлекается чтением художественной литературы. Когда учился в университете, читал русскую классику: Достоевского, Чехова. Прочел на русском языке немецкого философа Фридриха Ницше, восхитившись красивым поэтическим слогом.
Будущий ученый рассказал также, что любит рисовать, и показал свои рисунки.
В сфере, которую выбрал Бахромзод, работает мало людей, поскольку это очень сложное научное направление. К тому же нет быстрого экономического эффекта, а эксперименты и исследования стоят очень дорого.
Но, как отметил молодой физик, одна из потребностей человека — познание мира.
Люди хотят понимать, какие законы природы действуют во Вселенной, какие угрозы могут исходить из космоса.
"Наши исследования дают очень много новых знаний, улучшая понимание природы. Что касается более приземленных результатов, то приборы, которые мы конструируем для экспериментов, стимулируют развитие техники. Есть и другая сторона. Такие исследовательские программы позволяют подготовить квалифицированные кадры. Они обогатят культуру в целом, приблизят Таджикистан к передовым в научном отношении странам", — пояснил молодой специалист.
Как развивается фундаментальная наука в Таджикистане
Ризо Бахромзод учится за счет государства. Стипендия, расходы на общежитие, все это оплачивается из бюджета Таджикистана.
"Я чувствую свою ответственность. После обучения хочу вернуться в Таджикистан, чтобы развивать там науку. И мне бы хотелось впоследствии учить молодых людей. Еще хочу написать когда-нибудь научно-популярную книгу. Я считаю, что это очень важно", — сказал юный физик.
Но молодой человек сожалеет, что в Таджикистане далеко не у всех есть понимание важности науки. В основном этим обеспокоены сами ученые.
Чтобы разница в понимании не создавала препятствия для науки, нужно как-то преодолевать дистанцию между взглядами профессионалов и мнением всех остальных. У Ризо есть определенные предложения по этому поводу, он считает, что надо заниматься просвещением. В студенческие годы с друзьями они печатали научно-популярные статьи в университетской газете.
"Нужно менять уровень понимания обычных людей, для этого использовать интернет, телевизионные передачи, социальные сети. Очень нужна кампания популяризации науки. Надо объяснять людям, что уже сделано и каких результатов еще предстоит достичь", — уверен он.
В Таджикистане образ ученого — это не всегда уважаемый образ.
"После гражданской войны в республике было очень сложно жить, в науку попали посторонние люди, уменьшив ее авторитет. Но в последние годы статус ученых восстанавливается", — рассказал таджикистанец.
Кроме того, влияние религиозных деятелей часто больше, чем влияние ученых, посетовал он. Это, по его мнению, связано со многими факторами. Прежде всего, с религиозным мировоззрением народа. Когда Ризо был студентом, его, так же как и многих молодых таджиков, интересовала религия.
"Сначала я попытался объединить религию с наукой. Но потом понял, что они основаны на разных методах познания, и определил им место, чтобы не конфликтовали. Религия для меня связана с этикой. Она помогает воспитанию. А наука приносит знания о мире", — сказал молодой человек.
Он отметил, что науку можно критиковать, но когда это делают далекие от нее люди, это неправильно. Такая проблема есть и в других сферах. Например, в футболе, его критикуют зрители, которые сидят на диване, но никогда не выходили на поле. Это смешно, считает Ризо. И в плане религии тоже так, добавил физик.
"Хочу дать совет профессионалам: не обращать внимания на критику со стороны. Пусть каждый занимается своим делом", — пожелал будущий ученый.
Наука в современном мире
На вопрос о том, что больше способствует развитию науки — сотрудничество ученых из разных стран или национальная конкуренция в сфере научно-технического прогресса, — Бахромзод ответил, что сегодня физика не может создаваться силами одной нации, необходимо объединение.
"Мы знаем, что конкуренция США и СССР привела к большим достижениям, но было затрачено много средств и человеческих усилий, многое было буквально принесено в жертву. Конкуренция дает результат, но большой ценой. Научные исследования стали очень дорогими. Международная космическая станция и Большой андронный коллайдер, в строительстве и обслуживании которого участвуют около 100 стран, — это примеры необходимости и продуктивности сотрудничества. Наука объединяет народы и отдельных людей", — сказал аспирант из Таджикистана.
Ризо подчеркнул, что в прошлом страны Востока были очень развиты в цивилизационном смысле, но были факторы подъема и факторы заката той научной культуры. Современная наука — это результат деятельности в рамках европейской культуры. Именно европейские мыслители сформировали современную методологию и критерии проверки научных результатов, добавил таджикистанец.
"Сейчас в сфере физики космоса очень быстро развивается Китай, и российские ученые используют статьи китайских коллег", — отметил он.
Наш герой считает, что для самой науки нет политических предпочтений, но есть исторические условия, которые таджикских ученых связывают с Россией. Многие учились в Москве и имеют контакты с российскими коллегами.
"Для нас научный язык — это в основном русский язык. Больше всего наших студентов учатся в России. Но в глобальной науке русский язык утрачивает свой статус. И таджикские ученые и русские стали писать статьи на английском языке, потому что это дает больше шансов, что другие узнают о наших результатах", — подчеркнул молодой человек.
На вопрос, как разные языки влияют на научное познание, физик ответил, что все понятия связаны с нашими первичными представлениями о вещах.
"Как мы с детства научились думать о явлениях, так мы в дальнейшем и размышляем о них, даже имея научные результаты. От родного языка очень многое зависит. Но мы очень часто используем иностранные слова, потому что они точнее. Ведь в науке каждый термин фиксирует определенную часть реальности", — добавил аспирант.
Напоследок будущий ученый пожелал Sputnik Таджикистан больше рассказывать о достижениях таджиков в разных сферах. По его словам, это приносит радость его соотечественникам.
Вадим Попов
Источник: "Sputnik-Таджикистан"
Св
Комментарии