Фаюмские портреты, Египет, I - III вв.
На модерации
Отложенный
Фаюум — обширный оазис, омываемый каналами от реки Нил — один из самых плодородных регионов Египта с богатыми сельскохозяйственными угодьями и большим солёным озером, которое с древних времён снабжало местное население свежей рыбой. Именно Fayuum был житницей римского мира.
Портреты давно умерших мужчин и женщин были найдены в регионе, известном как Фаюум — к западу от Нила и к югу от Каира.
В тот период — с первого по третий век нашей эры — в Римском Египте процветала уникальная форма искусства — портреты для мумий. В течение трёх столетий люди Фаюма не только бальзамировали своих мертвецов, но и рисовали поразительно реалистичные портреты покойных на деревянных досках. Эти портреты они помещали на мумию, как маску.
Впервые портреты мумий обнаружил британский археолог Флиндерс Петри в 1887 году. Он проводил раскопки у пирамид в Хаваре, в надежде найти гробницы третьего тысячелетия до нашей эры. Но вместо этого, он обнаружил кладбище римской эпохи первого века до нашей эры. Его разочарование вскоре сменилось волнением: он обнаружил мумифицированное тело с «прекрасно нарисованной головой девушки, в мягких серых тонах, полностью классическое по стилю и моде».
В течение нескольких месяцев Петри нашёл около восьмидесяти прекрасно нарисованных портретов.
54-68 годы. Датируется по причёске, сходной с причёской матери императора Нерона Агриппины. Музей Метрополитен.
Два портрета с кладбища Гавара (юго-восток Файюма). Оба ок. 55-70 гг., оба в Британском музее.
Ок. 70 года, с кладбища Гавара, находится в музее египетских древностей в Берлине.
Около 80 года. Портрет из раскопок Петри в Гаваре. Британский музей.
95-100 годы. Портрет из Гавары. Бруклинский художественный музей. Сохранилось имя покойника: «Деметрис», более того, указан и возраст - 89 лет. Нетрудно видеть, что и тут изображен человек раза в два моложе. Изучение мумии подтвердило, что художник «омолодил» умершего. Причёска и мода совпадают с эпохой императора Нервы (96-98 годы).
70-100 годы. Предположительно из эр-Рубаята. Лондон, Национальная галерея.
100-100 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Торонто, Королевский музей провинции Онтарио. "Египетская" причёска.
100-110 годы, возможно, из Анкиронополиса. Энкаустика. «Мастер Исидоры». Музей виллы Гетти, США.
110-120 годы.
Портрет из Гавары. Эдинбург, Королевский музей Шотландии.
100-120 гг. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 г. Британский музей.
110-130 годы. Предположительно из Рубайата. Берлинский музей древностей. Пояс для меча (ср. портрет 130 года). На плечах зелено-голубоватый pallium, скреплённый фибулой.
Около 130 года. Портрет из Антинополиса. Лувр.
110-140 гг. Предположительно из Рубайата. Берлинский музей. Мужчина носит темно-красный пояс для меча (balteus), украшенный золотыми бляхами (bullae). Круг на груди встречается и на других портретах солдат, но что это, остаётся неясным. Однако, мужчина не носит кирасы, непременной детали одежды ценнтуриона. К тому же в Фаюме не было подразделений армии. Не исключено, что центурионы выполняли тут функции полицейских.
120-150 годы. Энкаустика. Франкфурт-на-Майне.
180-200 годы. Фаюмский портрет. Триптих с закрывающими створками: по бокам Изида и Серапис. Музей Поля Гетти, Малибу. На сайте музея в 2016 году этот триптих датировали 100 годом, более поздняя датировка принадлежит Сюзен Уолкер в каталоге выставки 2000 г.
Цветовая гамма лучше передана на сайте музея (отдельно центральный портрет). Сотрудники музея считают, что веточки и венок (в правой и левой руке) это символы Изиды, так что это может быть портрет не умершего, а живого человека, демонстрирующего свою набожность.
160-200 гг. Датируется по причёске эпохи Антонинов. Темпера, дерево. Музей Гетти.
170-200 годы. Льняная плащаница с портретом женщины. Музей Метрополитен. Возможно, из Антонополиса. Женщина одета в далматику, причём без широких вертикальных полос, появившихся позднее ("клави")
150-250 годы. Это не "фаюмский портрет". Это портрет на льне, темперой, для "обычной" мумии. Музей Поля Гетти, США. Сокол на плече - символ бога Гора.
325-350 годы. Берлинский музей древностей. Датируется по причёске.
На этих портретах мы видим смешение культур. И хотя изображённые были коренными египтянами, все они имели причёски, одежду и украшения явно римской моды. Женщины изображаются в ценных украшениях и в изысканных одеждах, мужчины имеют сложные наряды. Надписи имён и профессий, на обратной стороне портрета, сделаны на греческом языке.
Традиция рисования портретов для мумий иссякла к концу 4 века. Историки полагают, что это произошло по причине роста христианства и общему снижению интереса к древним религиям и обычаям.
По материалам интернета.
Комментарии
Комментарий удален модератором