Харьковский танкостроительный.Уроки истории из серии «Як украиньци з фашистами сражались».

На модерации Отложенный

 

Как известно, самый массовый танк WW2 был разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 (это Харьковский паровозостроительный завод, ХПЗ). Выпуск танков Т-34 на заводе № 183 в первые месяцы войны: в июне: 170 ед.; в июле — 209 ед.; в августе — 266 ед.; в сентябре — 218 ед. В октябре 1941 года завод № 183 выпустил последние 41 танк Т-34.

Но працувитые украиньци на этом не остановились. Вот фотофакт: трофейные танки Т-34 ремонтируются в цеху Харьковского паровозостроительного завода:

 

 

Фото сделано весной 1943 года. Город был освобожден советскими войсками в конце лета, 23 августа 1943 года — и до этой даты працувитые украинцы успели сделать многое.

 

 

Отремонтированные ими танки Т-34 вошли в состав смешанной танковой роты дивизии СС «Рейх», где использовались совместно с немецкими Pz.IV:

 

 

Один из отремонтированных в Харькове танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане — бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год:

 

 

«А шо такого, надо дiток кормить.» У кадров харьковского завода им. Малышева такая же аргументация сегодня. Традиция хохлоины.

Не сидели сложа руки и те украинцы, кто не умел крутить гайки на ХПЗ. Исполняя директиву Гиммлера, на Украине 18 ноября 1941 г. был издан указ о «роспуске неподконтрольной украинской милиции» и организации «шуцманшафта». В приказе речь шла о необходимости привлечения в «шуцманшафт» лучших представителей украинской милиции и о обезоруживании и ликвидации оставшейся части украинской милиции. Наряду с созданием общих полицейских сил в этом наказ речь шла и о необходимости набора из среды украинской милиции людей для вспомогательной полиции, которая бы находилась в распоряжении вермахта и охраняла военнопленных и регулировала движение транспорта.

В Харькове вспомогательная полиция (Hilfspolizei — хильфсполиция) стала создаваться вскоре после начала оккупации города. Был установлен верхний предел количества хильфсполицаев в 1000 человек. Вооружением вспомогательной полиции должны были быть дубинки, штыки и другое холодное оружие.

Огнестрельное оружие вспомогательной полиции было запрещено. Начальником вспомогательной полиции должен был быть безупречный, верный, надёжный, энергичный украинец. Таким был признан Б. Конык, который прибыл в Харьков с Западной Украины и был членом ОУН (м). В декабре 1941 г. он начал формирование украинской полиции. Вскоре её первые подразделения были размещены на улице Епархиальной и в переулке Короленко. Полиция была организована по районам, и уже к лету 1942 г. в Харькове был 21 полицейский участок.

Они подчинялись непосредственно штабу городской полиции, который изначально находился на улице Короленко, 4, а с января 1942 г. — в помещении гестапо по улице Сумской, 100. Среди командного состава полиции было немало украинских националистов — выходцев с Западной Украины, а рядовой состав набирался из военнопленных красноармейцев и местной украинской молодёжи. Военное обучение проводили немецкие военные инструкторы и лично Б. Конык. Он же заботился и о политико-воспитательной работе, проводил политические беседы, часто в националистическом духе. В конце 1941 — в начале 1942 г. Б. Конык организовал несколько демонстративных прохождений полицейских отрядов с оркестром, исполнением украинских песен и гимна «Ще не вмерла Україна».

В конце концов завывания «щеневмерлы» немцам надоели, и сформированные полицейские подразделения Харькова были переброшены в мае 1942 г. в направлении Изюм — Красноград для ликвидации прорыва Красной армии, а впоследствии переведены в направлении Сталинграда.

C конца 1941 г. в Харькове развернулась кампания по вербовке специалистов на работы в Германию, на стенах домов были расклеены афиши и плакаты с текстами призывов. Издававшаяся в оккупированном Харькове газета «Нова Україна» была наполнена статьями о «счастливой жизни харьковчан в Германии». В то же время делался акцент на том, что в случае неповиновения привлекать людей к труду в пользу Германии будут насильственным путём:

Немецкие вооружённые силы, которые понесли такие большие жертвы ради освобождения Украины, не допустят, чтобы молодые сильные люди слонялись улицами и занимались мелочами. Кто не работает, должен быть принудительно привлечён к труду. Понятно, что тогда его уже не будут спрашивать, какая работа ему нравится.

Из газеты «Нова Україна» от 26 ноября 1942 г.

Працувитые украиньци охотно валили в Европу на заработки. Однако со временем до горожан стали доходить слухи о том, что уехавших бьют, истязают, что они голодают и «мрут как мухи». От этого хохляцкий энтузиазм пропал.

Было полностью истреблено еврейское население Харькова, попавшее в оккупацию, составлявшее до войны 19,6 % населения города.