Лиц без гражданства в России уже несколько сотен тысяч человек

На модерации Отложенный

 Лиц без гражданства в России уже несколько сотен тысяч человек

Правозащитный комитет «Гражданское содействие» выступил против нынешней процедуры установления личности так называемых апатридов. Дело в том, что многие ситуации, в которых оказываются лица без гражданства (ЛБГ), являются неразрешимыми с точки зрения российского законодательства. Люди, годами находящиеся в России, никак не могут легализоваться, попадают в спецприемники, живут под угрозой депортации. Правозащитники призывают власти проводить идентификацию апатридов в рамках предоставления им того или иного правового статуса или гражданства РФ.

По приблизительным подсчетам правозащитников, количество апатридов в стране может составлять несколько сотен тысяч человек. При этом большинство из них – это нелегалы, «не учитываемые никакими государственными службами и не попадающие в официальную статистику».

В аналитической записке комитета «Гражданское содействие» утверждается, что под разными предлогами миграционные службы стараются уклониться от приема заявок на установление личности ЛБГ. Например, у человека отказывались принимать заявление, если он не может подтвердить свое место проживания или у него нет дополнительных документов, вроде свидетельства о рождении или справки из посольства. «Никаких предварительных условий для начала процедуры установления личности или оснований для отказа в доступе к ней в законе нет», – напомнили в организации.

Там выступают за то, чтобы эта процедура не служила барьером к подаче заявления на легализацию, а проводилась в ее рамках. «Проще говоря, основанием для установления личности должно служить заявление о приобретении гражданства или иного легального статуса в РФ. Либо же решение должностного лица МВД о расследовании административного правонарушения или уголовного преступления», – говорится в документе.

Есть и предложение допустить условное установление личности – то есть со слов самого заявителя при отсутствии какой-либо сторонней информации о нем.

При этом, понятно, ввести административную ответственность за сообщение ложных персональных данных.

В нынешних же нормах закона не указана конкретная цель установления личности – и все иностранные ЛБГ априори рассматриваются как «незаконно находящихся на территории РФ». Это значит, что большинству из них после установления личности грозит помещение в лагеря временного размещения.

И конечно, правозащитники сильно возмущены бюрократическим подходом. К примеру, полиция назначает процедуру установления личности, даже если у человека есть просроченные документы, хотя непонятно, зачем опознание свидетелей и запросы в различные инстанции, если и так очевидно, что это тот самый человек. Здесь необходима ускоренная процедура, считают в комитете.

Там сообщили и о совсем вопиющих случаях. Например, две гражданки Узбекистана получили свидетельство о временном убежище в РФ, а свои паспорта передали в посольство Узбекистана, отказавшись от гражданства этой страны в пользу России. В результате их свидетельства были аннулированы, чтобы они уже в качестве ЛБГ прошли процедуру установления личности.

Среди претензий правозащитников – отсутствие дифференцированного подхода к разным категориям дел, нарушение сроков процедуры установления личности – по закону три месяца, а по факту – все три года. Указывают они и на невыдачу справок о приеме заявлений об установлении личности и копий заключений об установлении личности. Также их возмущают случаи, когда органы МВД формально проводят проверку по внутриведомственной базе – и выносят заключения о невозможности установить личность.

«Предлагается оговорить возможность участия в опознании свидетелей, имеющих удостоверения личности, вне зависимости от их гражданства, места жительства, родственных связей с лицом, чья личность устанавливается. А также исключить возможность вынесения заключений о неустановлении личности», – говорится в справке комитета «Гражданское содействие».