Бункер Сталина
На модерации
Отложенный
Построенный в Самаре почти 60 лет назад, он и сейчас способен выдержать ядерный удар
МНОГО написано про бункер Гитлера, но оказывается, в Самаре до сих пор сохранилось аналогичное сооружение, построенное в 1942 году для председателя государственного комитета обороны Иосифа Сталина.
15 октября 1941 года, когда фашистские дивизии подошли вплотную к Москве - до Кремля от линии фронта оставалось всего 16 км, - Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Наркомат обороны и Наркомвоенмор в Куйбышев. Во втором пункте этого документа говорилось непосредственно о Сталине - его эвакуация намечалась в случае крайней необходимости, "смотря по обстановке". Туда, на Волгу, уже были переведены 22 посольства. Они оставались в Куйбышеве вплоть до августа 1943 года, когда разгром немцев на Курской дуге ликвидировал опасность захвата нашей столицы.
Параллельно с постановлением об эвакуации было принято решение построить в Куйбышеве бункер для вождя и оперативной группы (115 человек) под зданием обкома партии. Проект создавался ускоренными темпами архитектором Юлианом Островским и был готов к февралю 1942 года. Тогда же на Волгу командировали 600 московских метростроевцев, и строительство началось.
Работа велась в три смены девять месяцев, и 1 ноября 1942 года "объект особой секретности" был сдан. Учтено все. Тогда бункер назывался "газобомбоубежище", был совершенно герметичен и рассчитан на полную автономность в течение 5 суток. Понятно, что за эти дни в случае завала обоих выходов (они предусмотрительно расположены на расстоянии 50 метров друг от друга) Иосифа Виссарионовича откопали бы, несмотря на любые налеты вражеской авиации или артобстрелы, даже если бы для этого пришлось согнать все население области. Впервые в истории СССР в бункере работала установка по регенерации воздуха и создавалось давление, немного превышающее атмосферное. Само собой разумеется, запас отличных даже для мирного времени продуктов, баки питьевой воды, баллоны со сжатым кислородом.
Справа от парадной лестницы в холле куйбышевского обкома партии находилась неприметная дверь, возле которой круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, как на подводной лодке. Далее небольшой коридор выводил на лестницу так называемой первой очереди и к кабине лифта. Ступеньки убегают вниз на 14 метров, или три этажа. Стены сделаны из намертво скрепленных болтами бронированных листов со свинцовой прослойкой. Внизу площадка, где за толстой стальной дверью начинается пятидесятиметровый коридор, ведущий к лифту запасного выхода и к лестнице в главное подземелье. Наверное, правильнее было бы назвать подбетонье, ведь над всем этим сооружением монолитный бетон толщиной 3 метра, песчаная прослойка и еще один метровый бетонный "тюфяк".
Итак, спуск в святая святых. Еще 20 метров вниз. Пять этажей. На ближайших к поверхности расположены кабинеты той самой оперативной группы в 115 человек: офицеры спецсвязи, помощники Сталина, члены Государственного комитета обороны. Там же склады с запасами, электрощитовая, генераторы. Служебные помещения небольшие - на каждом этаже 30-40 квадратных метров, но, по расчетам специалистов того времени, они вполне достаточны для работы, а в случае необходимости - и жизни. К сожалению, на первых четырех этажах второй очереди не сохранилась мебель, только некоторое оборудование. Кстати, до сих пор в рабочем состоянии.
Эти помещения сейчас используются как музей гражданской обороны. Стенды, плакаты, фотографии. Любопытна переписка Сталина с директором авиационного завода Третьяковым.
Завод был эвакуирован в Куйбышев и через 35 суток уже стал выпускать боевые самолеты ИЛ-2 и МИ-3. Несмотря на это, 23 декабря 1941 года Третьяков получает от Сталина грозное послание: "Вы подвели нашу страну. Это насмешка над Красной Армией. Если завод думает отбрехнуться от страны, выпуская по 1-2 штуки самолетов в день, Вы жестоко ошибаетесь. Прошу не выводить правительство из терпения, Вы понесете за это кару. Предупреждаю последний раз. И.Сталин". Можно легко представить, что происходило в душе директора Третьякова при чтении этой депеши, однако спустя год завод стал выпускать 26 самолетов в сутки. В начале 1943 года Третьяков получил письмо от Главковерха иного содержания. Много добрых слов и главное - личный "братский привет" от Сталина. Директору было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Касаясь темы репрессий, необходимо сказать, что никто из строителей бункера не был ни посажен, ни расстрелян. Некоторые дожили до наших дней.
Спускаемся все ниже и ниже. Минус пятый второй очереди, а если считать целиком - минус восьмой этаж. Глубина 34 метра. Кабинет Верховного главнокомандующего. Тут все осталось нетронутым в течение полувека.
Подземный кабинет Сталина сделан как наиболее приближенная копия кремлевского. Площадью всего около пятидесяти квадратных метров, он кажется очень просторным. Полированный паркетный пол и совсем немного мебели: письменный стол, полукресло, "ленинский", с белым чехлом, диван. На светло-коричневых деревянных панелях стен два портрета: Суворов и Кутузов. Своеобразное мягкое освещение создают фальш-окна из голубого шелка. Сочетание голубого и коричневого наиболее благотворно действует на человека, повышает насколько возможно его работоспособность. Ни о какой клаустрофобии и речи быть не может. В кабинете шесть дверей, как и в Кремле. Правда, четыре из них фальшивые. Одна ведет на выход, другая - в санузел. Там сохранилась даже раковина 1942 года выпуска. Ни ванны, ни душа нет. Под санузлом еще на три метра вглубь уходят сточно-фекальные системы. Исправные и сейчас.
На сталинском столе никаких безделушек - лампа и один (!) телефон. Да и правда, зачем ему больше? Напротив кабинета, через коридор - зал заседаний. "Пенал" приблизительно в 100 квадратных метров. Посередине стол для 28 членов Государственного комитета обороны и Сталина во главе. За его спиной висит карта военных действий, а на противоположной стене - портреты основоположников: Маркса, Энгельса, Ленина. Справа от входа в зал стол для главного помощника Сталина - Поскребышева, чуть дальше столы для четырех стенографисток, а напротив места для дежурных офицеров связи. Ни в одном столе, включая стол заседаний, ни одного ящика. Это ярко показывает один из основных принципов Иосифа Виссарионовича: ничего не скрывать, все на стол!
Сейчас в экспозиции можно увидеть стулья только для 12 членов ГКО, остальные вынесены в подсобку, чтобы можно было спокойно обойти вокруг всей комнаты. Зал заседаний напоминает по архитектуре станцию метро "Аэропорт" в уменьшенном виде. Так же расположены очень похожие светильники, такие же потолки.
Конечно, самый главный вопрос: был ли там сам Сталин? Во всяком случае, во время войны, по официальным данным, не был. Широко распространена многажды озвученная фраза: "Вождь никуда из Москвы не уезжал". Однако это в настоящее время многими историками подвергается сомнению. Совершенно точно известно, что недалеко от бункера (угол улиц Пионерской и А.Толстого) жила во время эвакуации дочь вождя Светлана. Она во время бомбежек несколько раз пряталась в этом бункере. Почему же Сталин не мог навестить в Куйбышеве свою любимую дочь?
Комментарии
Откуда такие сведения?
"К 30 октября немцы остановились на линии Калинин (Тверь)-Тула. Немецкое командование начало подтягивание резервов и перегруппировку сил. Оно планировало нанесение фланговых ударов с целью окружения Москвы.
Немцы начали новое наступление 16 ноября (из района Тулы и Волоколамска). Уже в первый день немецкого наступления юго-восточнее Волоколамска 28 пехотинцев из 316 дивизии генерала Панфилова, возглавляемые политруком Клочковым, в течение 4 часов мужественно отбивали у разъезда Дубосеково танковые атаки немцев, подбив 18 машин.
За три недели немецкие войска продвинулись на 50-80 км без достижения решительного успеха. Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км северо-западнее столицы)."""
Как видим 15 октября немцы были не в 16км от Кремля(!?),а гораздо дальше.