расцвет русской философии

Вот уже более полувека со второй половины 1930-х годов на нашей территории происходит расцвет философии. Экспертной оценке Скурлатова, русские в философии уже догоняют французов, которые, вдохновившись постижениями Мартина Хайдеггера, и после Великой Войны являются философскими лидерами.

Однако пусть даже если наши философы добьются уважения в мировом философском сообществе и станут в ряде направлений законодателями, как Михаил Бахтин или Георгий Щедровицкий — они не станут духовными учителями.

И вообще философы делают лишь подготовительную работу для богословов и политиков, и мир ориентируется не на философов, а на пророков и вождей, которые являются философами по определению.

Насчёт религиозных пророков и мудрых поэтов вряд ли возникнут вопросы о их «философичности», а великих политиков почему-то философами не считают.

Если же вникнуть в дела и слова политиков, как Александр Македонский, Цезарь, Чингис-хан, Наполеон, Ленин, Гитлер, Ганди — то они не просто реализаторы той или иной идеологии, а «практические философы», олицетворяющие ту или иную ипостась «мирового духа» (вспомним Гегеля, который в Наполеоне, проехавшем в Иене под его окнами, узрел «мирового духа верхом на коне»). Деяния великих политиков — духовное послание человечеству (безотносительно к его «знаку»).

Поэтому русское духовное послание, или духовное послание русского Третьего Рима — не должно быть философским.

Оно должно быть богословско-политическим.

Ибо человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, есть, по Аристотелю, «животное политическое».

Божественное и политическое воплощал в себе, например, Жан Кальвин. И Бенедеикт Спиноза, философствующий в кальвинистской Голландии, недаром дал название своему ключевому труду - «Богословско-политический трактат» (1670). Но общество в лице пассионариев и властителей руководствуется не «спинозами», а «Кальвинами».

 

Новый религиозно-политический завет — вот что должна дать Россия миру.

 

Особость момента в том, что мир благодаря ошеломительному научно-техническому прорыву наконец-то достиг эсхатологическо-хилиастической фазы.

И здесь Россия накопила уникальный потенциал.

Русские мудрецы и политики создали задел.

Ничто не рождается на пустом месте, но в Третьем Риме, слава Богу, процесс оплодотворения происходил страстно и жертвенно, Русь выстрадала свою Голгофу. И саможертвенно подготовила Спасение-Воскресение мира.

 

Нескольких русских мудрецов и политиков подготовили тот новый духовно-эсхатологический завет, которого жаждет современное человечество. Их всемирное признание говорит об их «всечеловечности», о «мейнстриме» их устремлений. Самые известные из них - Фёдор Михайлович Достоевский, Иван Александрович Ильин.

Они не философы-профессионалы, но своими прозрениями и делами и «практической философией» предопределили духовную траекторию прошлого века. А в нашем ХХI веке на основе богатейшей духовной традиции Третьего Рима должна родиться «всечеловеческая» эсхатологическо-хилиастическая по сути и рационально-критическая по форме Правая Вера, вбирающая в себя и интегрирующая и систематизирующая откровения пророков, прозрения мудрецов и открытия ученых всех времён и народов.

по материалам -- http://skurlatov.livejournal.com/1152701.html

оригинал статьи – http://sanych56.livejournal.com/16036.html