Секс в древнем мире

 

Секс в Древнем мире (по книге Р.Вавренюк. Секс в истории человечества)

Люди интересовались проблемой пола всегда. Уже древнейшие мифологические, а позже философские системы содержали какие-то объяснения природы половых различий, сведения об анатомии и физиологии гениталий, технике полового акта, зачатии, беременности и родах. Благодаря обобщенному в них историческому опыту «Фан чжун» — древний китайский трактат об искусстве спальни, индийская «Камасутра» и «Наука любви» Овидия и сегодня представляют не только исторический интерес.

Некоторые исследователи уверены: не будет преувеличением утверждение, что «Песнь песней» царя Соломона, написанная в X веке до н. э., — самое прекрасное, возвышенное, самое земное, самое романтическое и самое эротическое произведение искусства в истории нашей цивилизации. Автор трактует сексуальные отношения как животворящий источник, дающий радость жизни: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением».

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Древняя Греция — страна чистого разума, гармонии и красоты, богов и героев, философов и поэтов — была страной любви и секса. Мир Гомера и Гесиода, Плутарха и Павсания, Аристофана и Софокла был миром доблестных подвигов на полях сражений и на полях любви. Им правили не только (и не столько) Зевс и Арес, сколько великая богиня всетворящей любви Афродита, о которой Лукреций Кар писал: «Ты одна управляешь вселенной», и ее сын и неразлучный спутник Эрот.

Поэт Агафон в «Пире» Платона произносит такую хвалу Эроту: «Кротости любитель, грубости гонитель, он приязнью богат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами любимый; воздыханье незадачливых, достоянье удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирающий, он в странах и в мученьях, и в помыслах и в томленьях лучший наставник, помощник, спаситель и спутник, украшение богов и людей».

И боги, и герои, и смертные были любвеобильными бисексуалами, и это считалось совершенно естественным. И в то же время для грека жена была лишь «дупе» — «та, кто вынашивает детей». Демосфен по этому поводу говорил: «Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством».

Однако, как известно, все течет, все меняется. Уже в начале II века римский поэт говорит, что в Риме вряд ли можно встретить целомудрие после того, как окончился золотой век. Историки считают, что среди множества причин, вызвавших падение Римской империи, не последнюю роль играли расточительность (особенно женщин), распутство, изобилие вина и снижение мужской силы римлян.

Итак, древнейшие мифологии еще не знают идеи индивидуальной любви, человеческий организм выступает в них как часть природы, а сексуальность — как всеобщая оплодотворяющая сила. В дальнейшем, по мере становления личности, происходят постепенная индивидуализация и сентиментализация сексуальных переживаний; они включаются в круг наиболее значимых личностных отношений и окружаются ореолом возвышенности.

Однако и развитые культуры трактуют сексуальность далеко не одинаково. Одни общества видят в сексуальности, главным образом, средство продолжения рода или удовлетворения иных потребностей, другие — усматривают в ней самоценное аффективное начало, выражение чувств и эмоций. В обществах первого типа сексуальность обычно подвергается более жесткому социальному контролю и регламентации, чем I в обществе второго типа.

Но и эмоциональная, чувственная сторона сексуальности трактуется по-разному.

Культура не только регламентирует, но и различает низшие, светские, и высшие, священные аспекты сексуальности. Например, древние греки никогда не смешивали словесные обозначения священного фаллоса и соответствующего анатомического органа. Разграничения такого рода, за которыми стоят сложные этико-эстетические критерии, существуют и в современном языке (достаточно сравнить понятия «нагое» и «голое»). Даже «просексуальные» религии, признающие ценность половой близости как средства духовного освобождения, отличают ее от экстатических состояний, достигаемых путем самососредоточения, медитации (индийское «самадхи»). Короче говоря, в этих обществах сексуальность никогда не рассматривается как самодовлеющая, а только в связи со всей системой социальных отношений и духовных ценностей.

Восточная традиция

Еще в Древнем Китае несколько тысяч лет назад возникло понятие «цзин», выражающее идею аналогичности сексуальной и психической энергии. Одновременно «цзин» означает и мужское, и женское семя. При этом «осемененная пневма» (цзин ци) «образует все вещи».

Секс у древних китайцев считался средством достижения высочайших ценностей, которые символизируют саму жизнь. Категории «инь» и «ян» обозначают женское и мужское, темное и светлое, пассивное и активное начала. Они не только символизируют пол, но и обозначают половые органы. В Тайцзи, символе Великого предела, эти начала проникают друг в друга, женское — в мужское, а мужское — в женское. Характерно, что половой член называется «инь цзин» — «женский стебель», а вершина влагалища — «ян тай» — «мужская башня».

Древнекитайское мировосприятие, искусство, музыка, поэзия проникнуты эротическим духом. Сексуальность придает особый колорит всей традиционной китайской живописи. Деревья, цветы, травы и животные являются сексуальными символами. И даже священные мифологические животные и музыкальные инструменты обладают сексуальным смыслом. Явления природы также символизируют сексуальность. Сколь поэтичны китайские термины, принятые для обозначения половых органов: влагалище — «красная палата», «нефритовая пещера»; малые половые губы — «струны цитры», «лютневые струны»; преддверие влагалища — «золотая ложбина»; вход во влагалище — «августейший павильон»; матка — «наследный дворец»; шейка матки — «хлебный плод»; свод влагалища — «янская башня»; половой член — «нефритовый стебель».

Даосизм — истинно китайская религия. Дао — путь, который регулирует силы, «инь» — женское начало и «ян» — мужское, во имя достижения индивидом материального бессмертия. Согласно даосским представлениям, сексуальные отношения тесно связаны с космическими силами. Характерные черты даосизма, не имеющие аналогов в конфуцианстве и обычном буддизме, таковы:

• признание важности женщины в общей структуре материального мира;

• ее равенство с мужчиной;

• восхищение определенными психологическими характеристиками женщины;

• включение физических проявлений пола в божественный групповой катарсис, равно свободный как от аскетизма, так и от классовых различий;

• убежденность в том, что достижение здоровья и долголетия требует согласованных действий обоих полов.

Через всю китайскую классическую литературу красной нитью проходит мысль о космическом значении полового акта и его главной, решающей роли для здоровья и долголетия партнеров. Потому половой акт возвышен. «Отношения между мужчиной и женщиной — самое важное, что есть на свете», — провозглашают в Танскую эпоху (в это время в Европе — мрак Средневековья). Мало того, правильный секс способствует достижению бессмертия. В одном китайском тексте говорится: «Из мириад вещей, созданных Небом, самое драгоценное — человек. Из всех вещей, дарующих человеку благоденствие, ни одна не сравнится с интимной близостью. В ней он следует Небу и копирует Землю, упорядочивает "инь" и управляет "ян". Те, кто постигает ее значение, смогут написать свою природу и продлить свою жизнь; те, кто упустит подлинное ее значение, нанесут себе вред и умрут прежде времени».

Отсюда подробные описания любовных ласк, техники интимной жизни, всевозможных позиций, лечебного воздействия полового акта и даже рекомендации по выбору партнера. «Искусство брачных покоев» — так называется одна из главных книг начала эры от рождества Христова. Цель полового акта — доставить партнеру наибольшее взаимное удовлетворение, растягивая его во времени. Это является основной гарантией долголетия. «Если вы отказываетесь от совокуплений, ваши жизненные силы застынут... Если ваш "нефритовый стебель" (половой член) не используется, мужское естество погибает. Вот почему ему нужны регулярные упражнения».

Западная традиция

Вот в Европе, наверное, об этом не ведали. К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская (1451-1504) вошла в историю не только тем, что в ее правление были снаряжены экспедиции Христофора Колумба, фактически объединена Испания, учреждена инквизиция, завершена Реконкиста, изгнаны евреи, а арабы насильственно обращались в христианство. Говорят, Изабелла запретила женщинам королевства требовать от мужей исполнения супружеских обязанностей чаще, чем шесть раз в сутки.

Однако сегодня ученые доказывают, что те, кто часто имеют половые сношения, долго остаются молодыми. Интимные связи даже якобы продлевают жизнь, правда, возможно, это относится только некоторая группа самцов крыс, которым была предоставлена хотя бы раз в неделю, жила 734 дня. Другая же группа, не предоставили такой возможности, жила 578 дней. Если в европейской христианской культуре половой акт тщательно скрывается (и даже регламентируется!), то в Древнем Китае было принято во время совокупления заниматься и другими делами, вплоть до государственных. В X-XVIII веках широко практиковался секс на воздухе, когда несколько пар, занимающихся любовью, общаются между собой и с прохожими, а служанки читают им стихи и угощают напитками. Надо сказать, что присутствие постороннего человека обычно и для японской эротической живописи.

Воздержание считалось не только невозможным, но не достойным поскольку противоречило великому ритму природы, обладает либо мужскими, либо женскими свойствами. Безбрачие (за которое впоследствии выступали буддистские еретики) приводит только к неврозам.

Большинству восточных цивилизаций чуждо типичное для христианства противопоставление духовною начала материальному включая антитезу чистой духовной любви и грязной чувствительности . Согласно древнейшим индийским верованиям, представленным в Ригведе, желание было первичной космогонической силой, создавшей мир.

Брихадараньяка Упанишада (VI-Ш века до н. э.) уподобляет человека постигающего высшее духовное начало, мужу, пребывающему в объятиях любимой жены. Индийская «Камасутра» и древнекитайские трактаты, посвященные искусству спальни, дают подробные наставления, как получить наибольшее эротическое наслаждение.

Однако наивно видеть в древней эротологии простой прообраз современных пособий по «технике секса», построенных по типу поваренной книги. Какой бы изощренной ни была эротическая техника древних религий, она всегда оказывалась связанной с общими религиозно-философскими ценностями. В ведических, тантристских и индуистских текстах чувственность рассматривается главным образом как средство духовного самораскрытия и освобождения человека. В Китае акцентируются скорее рациональные, инструментальные соображения — удовлетворение любовной страсти полезно для здоровья, получения здорового потомства, достижения душевного равновесия, а также укрепления семьи. Как и прочие элементы китайской культуры, здесь все регламентировано: и копитальные позиции, и количество сношений, и условия зачатия. Принятие чувственности не означает отказа от контроля и самоконтроля. Как гласит старокитайский трактат, «искусство спальни образует вершину человеческих чувств, оно указывает высший путь — Дао. Поэтому совершенно мудрые правители древности выработали детальные правила половых сношений, чтобы регулировать внешние наслаждения человека и тем самым умерять его внутренние страсти... Тот, кто управляет своими сексуальными наслаждениями, будет жить в мире и достигнет старости. Если же он отдастся во власть этих наслаждений, пренебрегая изложенными правилами, он заболеет и повредит собственной жизни».