В Госдуме призвали не расширять конфликт в "Коммерсанте"

В Госдуме призвали не расширять конфликт в "Коммерсанте"

время публикации: 21 мая 2019 г., 16:35 | последнее обновление: 21 мая 2019 г., 16:44

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин призвал сделать все, чтобы не допустить эскалации конфликта в газете "Коммерсант". Его комментарий опубликован на сайте думского комитета.

Депутат отметил, что развитие событий вокруг "ведущей общественно-политической газеты страны не может не вызывать тревогу у всех граждан, хоть сколько-то вовлеченных в жизнь общества".

Левин констатировал, что "Коммерсант", всегда бывший образцом в плане формирования новостной повестки, фактически остался без политического направления после решения 11 сотрудников отдела политики уволиться. "При этом конфликт продолжает расширяться", - сказал депутат.

"В сложившейся непростой ситуации, понимая, что свободы высказывания мнения и распространения информации священны, хочется все же избежать дальнейшей эскалации этого спора", - подчеркнул Левин, отметив, что речь идет не только о трудовых отношениях, но и о принципах журналистской работы. "Хотелось бы, чтобы стороны сделали все возможное с целью нахождения законного и справедливого решения в интересах читателей", - заключил он.

Напомним, одни из ведущих авторов "Коммерсанта" Иван Сафронов и Максим Иванов были уволены из-за претензий к апрельской статье о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. По словам журналистов, решение об увольнении было принято по распоряжению владельца издания Алишера Усманова. Ему, по некоторым данным, на статью пожаловалась лично Матвиенко. Усманов же заявил, что узнал об увольнении журналистов из СМИ и не причастен к этому.

В знак солидарности с коллегами заявления об уходе подали еще 11 журналистов - заместитель главного редактора Глеб Черкасов и сотрудники отдела политики. Главный редактор "Коммерсанта" Владимир Желонкин заявил, что сам принял решение уволить Сафронова и Иванова, без давления и вмешательства акционера и властей, так как авторы нарушили некие стандарты.

Между тем сами журналисты рассказали, что к статье на момент ее подготовки не было никаких претензий, а авторов за нее даже премировали. Материал был опубликован на первой полосе "Коммерсанта" от 17 апреля. По словам журналистов, акционер требовал раскрыть личности анонимных источников, чьи сведения и цитаты использовались в статье. Однако по трудовому договору редакция не может разглашать имена источников без судебного запроса.

Обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг "Коммерсанта" выразил Совет по правам человека при президенте РФ и Союз журналистов России. Коллектив издания обратился к читателям в неформальном письме, выразив надежду, что среди них "найдутся те, кто способен объяснить акционерам ИД, что прямо сейчас они разрушают одно из лучших СМИ России".

Во вторник сотрудники, написавшие заявление об уходе с 15 июня и еще не уволенные, выяснили, что их пропуска и рабочие компьютеры заблокированы. Главный редактор назвал это "стандартной процедурой" при увольнении и сообщил, что подписал заявления всех 11 журналистов. Однако позже в ИД сообщили, что окончательное решение об увольнении будет принято после личных бесед со всеми, кто заявил об уходе.

Член коллегии по жалобам на прессу журналист Владимир Познер назвал увольнение журналистов недопустимым. По его словам, материал о Матвиенко был опубликован в соответствии с законом о СМИ. Познер добавил, что понимает реакцию других журналистов, которые из солидарности покинули "Коммерсант".

"Я склонен доверять журналистам, если у них действительно был источник этой информации, который они не раскрывают в соответствии с законом о печати, то их нельзя увольнять, они ничего не нарушили, - сказал Познер ТАСС. - Как я понимаю, их обвиняют в том, что это либо заказ, либо они должны сообщить руководству, кто источник. На самом деле они могут сообщить только в суде. Так как я им доверяю, я считаю, что это абсолютно неприемлемо".

Подробнее: https://www.newsru.com/russia/21may2019/levin.html

 

 

Уходящим журналистам "Коммерсанта" блокировали пропуска и доступ к компьютерам, хотя в ИД утверждают, что увольнения еще не подписаны

 

время публикации: 21 мая 2019 г., 14:30 | последнее обновление: 21 мая 2019 г., 18:20

 

 Уходящим журналистам "Коммерсанта" заблокировали пропуска  Увольняющимся сотрудникам также заблокировали доступ к учетным записям на рабочих компьютерах. В комментариях к своему посту Тирмастэ сообщила, что "руководитель вышестоящий и дал распоряжение "не пущать"

 

Уходящим журналистам "Коммерсанта" заблокировали пропуска
Стоп-кадр видео Indigo Studio / Youtube.com

 

Увольняющимся сотрудникам также заблокировали доступ к учетным записям на рабочих компьютерах. В комментариях к своему посту Тирмастэ сообщила, что "руководитель вышестоящий и дал распоряжение "не пущать"
Moscow-Live.ru

 

Журналистам отдела политики газеты "Коммерсант", подавшим заявления на увольнение после скандала вокруг статьи о спикере Совета Федерации Валентине Матвиенко, закрыли доступ в редакцию, заблокировав пропуска. Об этом сообщила в Facebook заместитель редактора отдела политики Мария-Луиза Тирмастэ и рассказали РБК два действующих сотрудника редакции.

 

По словам Тирмастэ, о блокировке пропусков известил руководитель службы персонала со ссылкой на главного редактора издания Владимира Желонкина. Тех, кто прошел до распоряжения, выводит охрана. Об этом также сообщила в Twitter бывший спецкор "Коммерсанта" Олеся Герасименко.

 

Увольняющимся сотрудникам также заблокировали доступ к учетным записям на рабочих компьютерах. В комментариях к своему посту Тирмастэ сообщила, что "руководитель вышестоящий и дал распоряжение "не пущать". Говорят, [владелец "Коммерсанта" Алишер] Усманов велел". Она подтвердила предположения, что журналистам таким образом хотят оформить прогулы. Сотрудники намерены обратиться в трудовую инспекцию.

 

Через некоторое время учетные записи увольняющихся журналистов "Коммерсанта" были разблокированы. "Проблема была решена, хотя обстановка в редакции напряженная", - рассказал заместитель главного редактора издания Глеб Черкасов.

 

В разговоре с РБК Тирмастэ отметила, что у всего отдела политики заявления написаны с 15 июня, и трудовые книжки журналистам еще не выдавали. Сама журналистка дату в заявлении в спешке не проставила.

 

Главред "Коммерсанта" и генеральный директор издательского дома Владимир Желонкин сообщил ТАСС, что подписал 11 пожелавшим уйти сотрудникам заявления на увольнение, но отметил, что "пропуска никому не блокировали", а заменили постоянные на временные. В разговоре с "Новой газетой" Желонкин не отрицал блокировку пропусков и назвал это "стандартной процедурой при увольнении". По его словам, это не должно помешать журналистам завершить процесс увольнения.

 

"Какая проблема? Они могут получить доступ в помещение по временным пропускам. Постоянные у них, наверное, да, просто заблокировали", - сказал главный редактор, предположив, что такое распоряжение поступило из отдела кадров. Он также заявил, что сотрудникам не ограничен доступ в здание редакции.

 

Заместитель главного редактора "Коммерсанта" Глеб Черкасов, написавший заявление об уходе, сообщил радиостанции "Говорит Москва", что Желонкин после обсуждения проблемы с пропусками пообещал это исправить. Сам Черкасов прошел в редакцию по гостевому пропуску. "Я подписанного документа о своем увольнении не видел. Я подписал вчера заявление об уходе, свое, ответной подписи я пока не видел", - сказал он и отметил, что пока не считает себя уволенным. Он добавил, что написал заявление об уходе по собственному желанию, которое не предполагает никакой компенсации за увольнение, но его коллеги "могут вполне потребовать".

 

Однако чуть позднее руководство ИД официально изменило информацию об увольнении 11 сотрудниках "Коммерсанта". Как передает "Интерфакс" со ссылкой на источник в руководстве ИД, те, кто написал заявления об уходе из солидарности с коллегами, пока не уволены. "В ближайшее время руководство издательского дома планирует встретиться и побеседовать с каждым сотрудником, который написал заявление об увольнении. После этого будет принято окончательное решение по их заявлениям", - сообщил источник, подчеркнув, что на данный момент уволены только два сотрудника издания, "заявления остальных 11 человек не подписаны".

 

Союз журналистов России (СЖР) выразил крайнюю озабоченность происходящим в "Коммерсанте" и солидарность с коллегами, сообщил глава организации Владимир Соловьев. Он отметил, что СЖР готов "в любой момент их поддержать, оказать юридическую помощь", а также напомнил, что в Союзе действует горячая линия по защите прав журналистов.

 

Напомним, 20 мая стало известно, что руководство "Коммерсанта" уволило журналистов Ивана Сафронова и Максима Иванова из-за претензий к статье "Спикеров делать из этих людей". В ней говорилось о возможной отставке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и ее предполагаемом переходе на пост главы Пенсионного фонда России.

 

Оба журналиста объяснили, что статья вызвала недовольство акционера ИД "Коммерсант". Им является бизнесмен Алишер Усманов, но Сафронов и Иванов не упоминали его имени. О том, что распоряжение поступило от владельца издания, говорили и другие сотрудники.

 

Сам Усманов заявил, что узнал об увольнении журналистов из СМИ и не вмешивался в работу редакции. Главный редактор объяснил, что Сафронов и Иванов были уволены из-за того, что нарушили "стандарты профессиональной журналистской деятельности" и редакционные правила.

 

Сами журналисты рассказали, что акционер потребовал раскрыть источники информации, хотя, по договору, редакция обязана это делать только в случае судебного запроса. После увольнения Сафронова и Иванова об уходе объявил весь отдел политики "Коммерсанта" в составе 11 человек.

 

Корреспондент отдела политики Софья Самохина рассказала "Дождю", что к решению об уходе журналисты пришли совместно. Она отметила, что им до сих пор непонятны причины увольнения одних из ключевых сотрудников отдела.

"Мы все разделяем такую позицию, что это слишком несправедливо, и мы не понимаем, как остаться, поэтому вынуждены уйти. Не потому, что мы вот хотим уйти, а потому, что не понимаем, как остаться", - сказала Самохина.

Подробнее: https://www.newsru.com/russia/21may2019/block.html