Анатолий Вассерман и Алексей Байков о задачах школьного образования
Политконсультант Анатолий Вассерман, признанный лучшим блогером Рунета (конкурс «Блог Рунета 2011»), и главный редактор научно-полемического портала "Актуальная история", кандидат исторических наук Алексей Байков, рассказали корреспонденту ИА REX о своем понимании задач школьного образования.
ИА REX: Президент РФ Дмитрий Медведев, признанный Главным блогером Рунета (конкурс «Блог Рунета 2011»), в своем последнем послании, по вопросу образования, поставил шесть задач школе. Как думаете, все они направлены на одну цель - подготовка квалифицированного наёмного работника?
Анатолий Вассерман: Если бы квалифицированного! В лучшем случае - натасканного на единственное место всеобщего конвейера и вынужденного переучиваться с нуля при любой реорганизации.
ИА REX: Если считать, что социум - это некая общность людей, которую в общем можно условно разделить на четыре группы:
1. Элита (вожди, олигархи и их ближайшее окружение);
2. Охрана элиты и ее имущества
(армия, полиция, МЧС, ФСБ и т.п.,);
3. Купцы (банкиры, биржевики, страховщики, крупные торговые сети);
4. Наёмные работники.
По численному составу первые три группы не составляют и 10%-15% населения страны. 85-90% населения (110-115 млн. человек) - это работники
Анатолий Вассерман: Во многих развитых странах значительная часть наёмных работников формально действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов. Журналисты на фрилансе, самостоятельные подрядчики, владельцы узкоспециализированных мастерских по поставке различных экзотических комплектующих, мелкие розничные торговцы и т.п. вынуждены самостоятельно обеспечивать себе рабочие места, социальное страхование и т.п., хотя фактически включены в систему разделения труда для крупных корпораций и по социальной сути ничем не отличаются от наёмных работников. Тем не менее, статистика склонна зачислять их в категорию 3, а не 4 из вышеперечисленных.
ИА REX: Чтобы эта масса людей была послушна и исполнительна воле власти её нужно лишить способности творчески размышлять, и поэтому власть так озабочена проведением реформ образования и культуры?
Анатолий Вассерман: И поэтому тоже. А ещё - потому, что дураку и коммерческую «туфту» легче «впарить», а не только политическую.
Алексей Байков: Все так и не так (ну, впрочем, как обычно) Человечество уперлось в очередной технологический барьер, который непонятно когда и непонятно как будет преодолен. Каждый новый шаг стоит при этом все дороже, а эффект от него - все меньше и меньше. Пессимисты говорят о том, что до 2050-х гг. прорыва так и не случится и развитие по большей части будет экстенсивным.
Эти условия коренным образом меняют структуру и условия труда, но, что самое главное, они меняют сам подход к понятию "специалист" . "Специалист", отныне, - это не тот кто "думает" (то есть разрабатывает новые и нестандартные ходы или решения и вообще двигает свою область вперед). Специалисты такого рода нужны по-прежнему - но уже в значительно меньших количествах, - ведь расходы на их подготовку, как правило, не окупаются. Образование сейчас перенацеливается на подготовку специалистов совершенно иного типа - операторов профессиональных компьютерных программ. Что это значит?
Теперь "врач" - это не доктор Хаус и не фрейдистского вида дедушка с саквояжем и пенсне, способный поставить диагноз по цвету щек пациента. "Врач" - это техник, управляющий с ноутбука неким комплексом аппаратуры. Диагноз будет ставить уже она. "Юрист" - это не произносящий пламенные речи с трибуны Плевако, а человек, способный быстро найти нужные законы в базе "Консультант+" оформить по всем правилам иск в программе Word.
"Инженер" - это не творец, а квалифицированный в определенной области оператор "Autocade". Учитель - это тот, кто озвучивает будущим "специалистам" заранее подготовленные "топики". Ну и так далее... Для функционирования современной экономики нужны именно миллиарды таких "серых мышей" или, как в народе говорят - "нажимателей кнопок". Настоящих специалистов будет мало, стоить они будут дорого, но и мест для них в экономике будет ничтожное количество.
Именно под подготовку такого рода специалистов и заточена, к примеру, так называемая "болонская система" высшего образования.
Так что это не российская, это - общемировая тенденция.
Безусловно, государство здесь, как и во всем, будет иметь свой маленький процент. Подготовленные по урезанным программам "специалисты" действительно будут склонны предъявлять куда более низкие требования к государству и обществу, в котором они живут - в силу отсутствия "общего" образования и способности к логическому анализу - то есть именно тех компонент, которые сегодня активно пытаются вынуть как из среднего, так и из высшего образования.
ИА REX: Не считаете ли Вы, что реформы образования в России направлены на стратификацию общества и создание своеобразной кастовой системы, затрудняющей лифтинг и ротацию кадров в государстве и обществе?
Анатолий Вассерман: Несомненно. Именно на это они и направлены.
Алексей Байков: В принципе это так - но с поправкой "не в России, а во всем мире".
В Великобритании, где недавно активисты разгромили штаб-квартиру консерваторов протесты, начались, в общем, по той же причине. Высшее образование является фактически единственным доступным социальным лифтом. При этом "богатство" и "бедность" это действительно две разные касты. Цитирую журнал "Эксперт":
"К школьному возрасту, дети из бедных семей начинают отставать в успеваемости по сравнению с детьми среднего класса. По статистике фонда Oxfam, ребенок, родившийся в небогатом районе шотландского Глазго, проживет в среднем до 54 лет. В то время как родившийся в более богатом районе Лензи-Норт в том же городе доживет до 82 лет. И прожитые годы у последнего окажутся счастливее: почти 7% британских семей не может себе позволить отмечать Рождество, самый главный праздник в Британии".
ИА REX: На какой опыт реформирования образования в других странах следует ориентироваться России для успешного развития общества?
Анатолий Вассерман: На опыт СССР 1930-40-х годов. Причём не только в части образования.
Алексей Байков: Проблема в том, что каждый раз, когда мы пытаемся опираться на чей-нибудь опыт, мы, в итоге, оказываемся в хвосте социальных процессов. Надо понимать что в конечном счете выиграет не тот, кто создаст наиболее эффективную модель "настоящего", а тот кто предложит лучшее "будущее".
А значит надо не бояться сделать шаг в сторону от общей колеи и нащупать ногой terra incognita, поступать не в соответствии с общемировыми тенденциями, а вопреки им, пытаться нащупать картину того общества, которое ждет нас за технологическим барьером. А для гражданского общества жизненно важным является воспитание сознательного гражданина - то есть человека, способного самостоятельно судить о том, "чем государство богатеет", хотя бы на уровне своего родного города и на основании этих суждений самому выбирать свое начальство исходя из предложенной на выборах программы, а не по принципу "он такой дуся на предвыборном плакате".
Поэтому помня о стандартах, следует не только сохранять лучшие элементы советской системы образования, но и искать новые пути.
Например, при Сталине в качестве отдельного предмета в школьную программу была введена логика, которую потом "сократили" при Хрущеве. Почему бы не вернуться к этому эксперименту или к раннесоветским "школам-коммунам" с выборным самоуправлением?
Комментарии
Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму»
(И.В. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. 1952).
Десталинизаторы могут быть довольны - они все делают наоборот.
Это значит поднять ВВП на душу населения. Это достигается двумя путями: 1. - ростом общего ВВП; 2. - сокращением населения с ростом производительности труда одного работающего. Наше правительство, скорее всего, выберет второй путь.
Эта цитата уже несколько раз воспроизводилась, и заставила задуматься об ее истинной сути. Если сопоставить с планами параллельной социалистической структуры - Германии эпохи Гитлера, те тоже планировали ввести минимальный двухмесячный отпуск для бывших граждан СССР, но, в отличие от руководства СССР, в Германии свои намерения не скрывали демагогической завесой (на чем и погорели), и явно указали: это необходимо для работы на личном земельном участке.
На основе анализа этих двух документов можно прийти к выводу: истинная подоплека положения несколько иная: "сельское хозяйство разрушено, жрать нечего, кормитесь сами, а руководство милостливо добавит пару лишних часов свободного времени, чтобы ковыряться на своем участке".
Так что к теме обсуждения эта цитата никакого отношения не имеет.
Самое прямое отношение к теме обсуждения - образование по Фурсенко не предполагает ""общеобязательное политехническое обучение". В идеале (для правительства) - школьники будут изучать только те предметы, для оплаты которых у родителей хватит денег.
"Чтобы эта масса людей была послушна и исполнительна воле власти её нужно лишить способности творчески размышлять";
"дураку и коммерческую «туфту» легче «впарить», а не только политическую".
Кроме постановки на конвейер производство "дураков", реформаторы не забывают о необходимости
размножать безответственных людей.
Особенно это видно на примере медицины.
Чтобы принять решение пациенту устраивают (платный) 3-дневный мониторинг состояния, подключая его к электронике.
Затем компьютер говорит свое "веское слово".
И врачи, с удовольствием спихивая с себя ответственность, переходят к новому мониторингу - выбору тучи дорогих лекарств. И т.д.