Хуже санкций: как Герасим с Соловьем-разбойником топят и грабят Россию

На модерации Отложенный

Месяц назад вышло очередное громкое расследование о прокуроре Ямала Александре Герасименко, что он много лет крышует ямальские ОПГ, в том числе связанные с высокопоставленными сотрудниками «Газпрома».

До этого были опубликованы десятки материалов, от того как прокурор ловит краснокнижную рыбу в уникальном заповеднике «Таймырский» (который готовится войти в мировое наследие ЮНЕСКО) до строительства незаконной дачи и десятков других коррупционных дел – но Генпрокуратура закрывает глаза на все его нарушения. И даже сегодня, когда его поймали на саботаже уголовного расследования и на обмане депутата Госдумы, прокурор своего теплого кресла не лишился.

Не расследуется одно из самых резонансных преступлений Ямала – три покушения на жизнь предпринимателя Олега Ситникова, который работает в регионе уже более 40 лет. Четыре года он пытался доказать, что прокурор незаконно препятствует его предпринимательской деятельности. И только сейчас суд наконец признал действия регионального Следственного управления СК РФ незаконными. Если делу дадут ход, то кажется, это будет первым в стране в России дело по статье 169 УК РФ против прокурора целого субъекта РФ, и вообще первое такое на Ямале. Но юристы опасаются, что Герасименко снова уйдет от ответственности.

Впрочем, обо всем по порядку. Олег Афанасьевич является одним из крупнейших инвесторов региона, его «Корпорации «Роснефтегаз» принадлежит самая большая сеть заправок на Ямале. В том числе газовых, а также единственная стационарная заправка природным газом, уже сданная в эксплуатацию в Новом Уренгое (кстати, и в Старом Уренгое Пуровского района компания построила первую многотопливную АЗС. Но из-за местной администрации, которая «потеряла» документы, газовую заправку до сих пор не удалось сдать в эксплуатацию). Заслуги Ситникова в развитии рынка газомоторного топлива России были отмечены в 2009 году, в том числе, на федеральном уровне.

В регионе у компании крупнейшее хранилище ГСМ, пять лицензионных участков на георазведку и одно открытое нефтегазовое месторождение. А еще «Корпорация» - единственная компания-оператор РЖД на Ямале.

Компании Ситникова много сделали для региона и в других сферах – например, высадили более миллиона деревьев в Новом Уренгое; восстановили и безвозмездно благоустроили озеро Безымянное, ликвидировав там стихийную свалку и сделав из него любимое место отдыха горожан; принимали участие в строительстве поликлиники и так далее. В рамках одной статьи невозможно перечислить все эти по-настоящему важные для региона вещи.

Однако на самом Ямале прокуратура в качестве «благодарности» за инвестиции наградили его предприятия двумя тысячами проверок, многочисленными провокациями и подлогами, 50 фиктивными уголовными делами и ТРЕМЯ покушениями на убийство, в одном из которых он просто чудом выжил. Предпринимателю не дают работать, в попытках утопить бизнес они дошли до откровенного мошенничества. Журналисты официального издания Правительства - «Российской газеты» - с ужасом констатируют, что несмотря на наличие следов ДНК и отпечатков пальцев киллера правоохранители даже не допросили главного подозреваемого!

Ситников и его юристы отправили не один десяток жалоб, но за 10 с лишним лет Герасименко ни разу не ответил ему лично. Он намеренно пользуется лазейкой в законодательстве – пока прокурор не ответил гражданину, его невозможно привлечь за бездействие. Заколдованный круг: жалобы на Герасименко в Генпрокуратуру все время спускаются из Москвы в регион - как раз тому, на кого жалуются.

«Помогал» киллеру, соврал депутату

В марте Герасименко на запрос председателя Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ Николая Харитонова написал, что никаких нарушений по делу Ситникова прокуратура Ямала не допускала. Это ложь – он получил строгий выговор от Чайки и едва не лишился погон за препятствование предпринимательской деятельности в отношении компаний Ситникова. В 2015 году прилетавшая на Ямал московская спецкомиссия нашла грубые нарушения федерального закона ВО ВСЕХ изученных ими эпизодах. Это настоящая уголовка, в том числе по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Герасименко мог получить до 10 лет тюрьмы с запретом на дальнейшую службу в органах. Но тогда его «отмазали» – Чайка выписал ему лишь строгий выговор, но в тюрьму не посадил и даже погон не лишил.

Но результаты проверки-то есть! А Герасименко в официальной бумаге теперь врет депутату Госдумы РФ, что такого не было. Более того, он специально ответил так, чтобы исключить себя как объект обжалования. И Генпрокуратура вновь не будет рассматривать жалобу Ситникова по существу. В какой еще стране возможно, чтобы прокуратура 10 лет убегала от ответов на вопросы, которые касаются жизни гражданина?!

Примечательно, что ранее суд признал действия (точнее бездействие) прокурора незаконным, но при обжаловании этого решения из материалов дела пропал последний лист постановления с подписью судьи! Это случилось сразу после того, как прокуратура взяла материалы «для ознакомления». И суд в итоге… отменил решение первой инстанции. К слову, аналогичные случаи «пропажи» не редкость на Ямале. Даже было возбуждено уголовное дело против прокуратуры по этому поводу.

«Вдумайтесь, неизвестное лицо из числа прокуроров и судей подменило судебный акт! Это явилось основанием для отмены всего решения, а прокурор остался безнаказанным. Так нагло и бесцеремонно попирать правосудие можно только от вседозволенности и безнаказанности», - писал Олег Ситников в открытом письме Чайке. Генпрокуратура тогда промолчала.

Ранее от Герасименко избавились в Тюмени, где он наделал немало чего противозаконного. Одно из самых невинных – незаконно построил дачу (есть решения суда!). Но его просто перевели в другой регион.

 

«Весь в белом» - Чайка обяъвил строгий выговор своему подчиненному Герасименко, но наказывать по всей строгости закона его, видимо, не хочет.

Только в этом году, спустя три года волокиты, юристам удалось зарегистрировать в полиции заявление о краже материалов уголовного дела – и то, только по решению суда. Но как поведет себя прокуратура?

Например, ранее они в суде отрицали свою связь с незаконными проверками налоговых и других органов, хотя на руках у юристов имеются копии таких «заданий прокуратуры». По их приказу полиция списывала компрометирующие материалы в номенклатурное дело. Скорее всего, сейчас они попытаются провернуть нечто подобное. И только широкая огласка может остановить этот правовой беспредел.

Журналисты накопали немало темных эпизодов «деятельности» Герасименко. Его связывают с такими громкими делами, как растрата региональным инновационно-инвестиционным фондом «Ямал» почти миллиарда рублей, выделенных для поддержки инновационной деятельности, на создание базы отдыха «для своих» на озере Варчаты. Попустительство бегству бывшего главы Фонда жилищного строительства Виктора Калашникова (задержать подозреваемого смогли только на казахстанской границе. Необоснованное (по мнению экспертов) закрытие дела о преднамеренном банкротстве ЗАО «Норд-Сервис», прекратил уголовное дело в отношении «Тюменьтрансойл» и так далее. Добавим к этому незаконное «списание» 606 миллионов рублей на пристройку сауны и гостевых апартаментов к зданию прокуратуры. Постоянное браконьерство и вымогательство денег у бизнеса. А один раз он разгласил государственную тайну - секретные инструкции Генеральной прокуратуры по закупке наркотиков. Из-за него документы под грифом «совершенно секретно» появились в открытом доступе (Статья 283 УК РФ — «Разглашение государственной тайны»). И так далее и так далее. А недавно журналисты ПАСМИ опубликовали расследование, в котором раскрыли схемы вывода за рубеж денег из региона.

По сведениям журналистов, в офшоры с Ямала перевели астрономическую сумму в 40 миллиардов (!!!!) рублей. Некоторые причастные к отмыву денег компании попытались засудить журналистов, но суд доказал, что СМИ написало правду. Можно ли хоть на минуту подумать, что такие суммы выводились без участия прокурора? Ведь, по словам местных бизнесменов, он контролирует в регионе все основные денежные потоки. Уже 11 лет он сидит на своем посту прокурора Ямала – губернаторы меняются, а он всех пересидел.


Спелись с Соловьем

Несмотря на огромное количество публикаций, раньше журналисты почему-то не акцентировали внимание на главном - а кто же главный бенефициар устранения Ситникова? В чьих интересах действует прокурор?

Напомним лишь один случай, когда в 2013 году киллер пробрался к Ситникову в дом, дождался его возвращения, а затем оглушил по голове, нанес ему 19 ножевых ранений, и связав, бросил истекающего кровью человека умирать в неотапливаемый подвал. Ситников тогда чудом выжил. В своих пояснениях он затем не только назвал имя предполагаемого исполнителя, но и заказчика.

Ситников построил альтернативный мост, который в разы снизил себестоимость перевозок через реку Пур. И это и стало причиной покушения. Убивая, киллер так и сказал: «Тебе надо было бросать мост и валить из страны!». Но силовики сделали все, чтобы Максима Соловьева даже не допросили.

А ведь на этом господине клейма негде ставить. На реке Пур Соловьев и его подельники ежегодно зарабатывают миллиарды рублей теневого дохода, в том числе используя коррупционные связи в Газпроме, выяснили журналисты. Накануне в распоряжении редакции оказалась схема, на которой четко показано, как огромные финансовые потоки выводились на зарубежные офшорные счета при помощи компаний-прокладок и «своих людей» в газовом гиганте.

Взаимосвязи карманных фирм Соловьева и его «деловых партнеров». Интересно ли это ФСБ, ведь речь идет о миллиардах долларов теневых доходов?

Раньше компания принадлежала ООО «ГазпромДобычаЯмбург». Компания получила монополию и фактически грабила местных людей и бизнес, устанавливая запредельные тарифы. Но в 2005 году «Газпром» продал ее частной компании ООО «Ямбургтранссервис» (ЯТС). Как оказалось, покупатели от лица ЯТС и продавцы от лица Газпрома являлись близкими родственниками. Кстати, именно тогда преступники перешли от угроз к делу. Как только компания перешла в частные руки, состоялось первое покушение на Ситникова. К счастью, трагедию тогда удалось предотвратить и задержать преступников.

В итоге сам «Газпром» стал платить компании ЯТС за услуги по переправе. Деньги отмывались немалые. Только с 2014 по 2018 год «ЯТС» заключил 29 контрактов на переправу через реку Пур, 21 из которых – с Газпромом либо аффилированными с ним лицами. Даже по официальным данным там проходят астрономические суммы. А сколько выкачано черным налом?

Годовой доход ЯТС от переправы фактически - миллиарды рублей, рыночная стоимость наплавного моста и сопряженного с ним имущества превышает миллиард, а сам бизнес стоит ещё дороже, говорят юристы. При этом уставной капитал компании едва превышает 10000 руб, и именно за эту ничтожную сумму ООО «Бирбал групп» спустя несколько лет продал эту золотую монополию.

Более того, в архивах Мосгипротранса и Сибгипротранса нам удалось обнаружить документы, по которым в 1990-х годах государство планировало построить через реку Пур капитальный железобетонный мост длиной более 1200 метров. Причем его стоимость была вполне адекватной – чуть более 50,5 миллиона рублей в ценах 1991 года. Госпроект был практически готов, он подразумевал не только автомобильную, но и железнодорожную переправу. Но это было невыгодно жуликам. И они сделали все, чтобы через Пур всегда был только один мост.

И вот представьте. Государственный проект моста так и похоронили в архивах. Тогда Ситников за свои средства строит альтернативный мост, который снизит грабительские тарифы и вдохнет жизнь в огромный кусок Ямала. Но сначала предпринимателя «мочат» чиновники, потом «правоохранители», а за ними - настоящие киллеры. Они прямым текстом говорят, что пришли убивать из-за моста. Но покушения не расследуют, а главного подозреваемого Соловьева никто не трогает, как будто ничего не произошло.

Более того – пока Ситников проходил лечение после покушения, его наплавной мост в 2017 году мост арестовали. Как писали СМИ, для этого был организован целый штаб под «надзором» прокуратуры ЯНАО. Журналисты публиковали результаты экспертизы, что кто-то специально потопил буксиры накануне ледостава, так что достать их стало невозможно. А летом прошлого года затопили даже баржу-площадку. Злоумышленники специально насосами накачали воду в трюмы. Суд разобрался и пришел к однозначному выводу, что арест барж был незаконным. Но снова никого не наказали. И что самое страшное, за два месяца до захвата моста было еще совершено третье покушение. Попробовали убить, а когда не получилось – по беспределу, не имея никаких оснований, просто снесли мост-конкурент.

Несмотря на многолетние жалобы, после ареста моста Олега Ситникова и закрепления монополии компания Соловьева начала еще больше задирать цены. Теперь Пока Ситников пытается помочь своему родному региону тарифы на перевозку через Пур выросли в два раза! Из-за этой «офшорно-монопольной переправы» бизнес не может нормально работать. Даже на открытом месторождении в Пуровском районе не могут начать добычу углеводородов из-за моста. Государство и местный бюджет теряют миллиарды рублей недополученной прибыли.

 

Помимо развития газомоторного рынка Ямала Олег Ситников активно занимается инновациями и демонстрирует высокую социальную ответственность бизнеса. На стенах офиса компании - десятки благодарственных писем от школ, больниц, социальных учреждений, христианских церквей и мечетей.

Вместо послесловия

Скандал назревает нешуточный. В марте Герасименко убежал в отпуск, оставив в кресле своего зама, однако и тот решил не подставляться и поставил другого зама. Управление ведомством последние месяцы ходит из рук в руки, у них началась паника. В приемной Герасименко сообщили, что он недоступен и предложили прислать письменный запрос.

Президент и премьер много говорят о стратегической роли газомоторной индустрии. Выступая с Посланием Федеральному Собранию в этом году Путин прямым текстом сказал, что без частных инвестиций рынок газомоторного топлива поднять невозможно. Инвесторы в регионах не должны становиться «кормушкой» для обезумевших от жадности силовиков. Все понимают - без политической воли и гарантий для инвесторов ситуация не изменится. Но в курсе ли этой ситуации на Ямале сам Путин? Ведь, кроме того что история с Герасименко отпугивает всех потенциальных инвесторов, она уже бьет по его репутации лично.

К слову, на экономическом форуме «Сочи-2019» Ситников поговорил с премьером Дмитрием Медведевым и передал ему документы насчет беспредела на Ямале. Однако и здесь кроме отписок никакой реакции не последовало. Медведев передал материалы в Генпрокуратуру, а те по хорошо отлаженной схеме спустили дело в регион господину Герасименко – тому, на кого и жаловались. И хотя Генпрокуратура «взяла дело на контроль», похоже, что оно снова будет похоронено в стенах ямальской прокуратуры.

Тем временем мы тоже намерены добиваться ответов от «героев» нашей публикации. В ближайшие дни запросы будут направлены в прокуратуру ЯНАО на имя Герасименко, а также в компанию «Ямбургтранссервис» господину Соловьеву.