Экономисты-эмигранты Гуриев, Сонин и Алексашенко дали России жесткий прогноз
На модерации
Отложенный
И рассказали о своей жизни за границей
Сергей Гуриев, Сергей Алексашенко и Константин Сонин — три известных российских экономиста, уехавших из России, ответили на наши вопросы о будущем российской экономики и о собственной жизни за границей. Увы, рецепты, которые могли бы вывести нас из экономического тупика, по мнению экспертов, неосуществимы как минимум до 2024 года.
фото: pixabay.com
Российская экономика прожила полтора квартала 2019-го, и этого уже достаточно, чтобы сказать: год обещает быть противоречивым. С одной стороны — укрепился рубль и выросли цены на нефть, хотя таким успехам Россия обязана больше стечению внешних обстоятельств, чем эффективности экономической политики. С другой - страна переживает последствия повышения НДС и прочих непопулярных реформ: «идеальная» инфляция в 4% осталась в прошлом, цены растут, доходы населения падают.
Больше всего люди хотят знать: будут ли они беднеть и дальше или же все наладится. От властей правдивого ответа ждать не приходится, поэтому мы поинтересовались взглядом со стороны и побеседовали с известными российскими экономистами, живущими ныне за рубежом и оценивающими ситуацию не изнутри. Это бывший ректор Российской экономической школы, ныне главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, профессор экономики парижской Школы политических наук Сергей Гуриев (уехал из России во Францию в 2013 году, фигурировал в «деле экспертов ЮКОСа»).
Второй собеседник — Сергей Алексашенко, первый зампред Центробанка в 1995-1998 годах, (уехал из России в США в 2013 году, позже стал фигурантом дела о вывозе из страны культурных ценностей).
Третий эксперт — Константин Сонин, профессор Чикагского университета и ВШЭ, переехал в США в 2015 году.
- Как вы оцениваете состояние российской экономики: болевые точки, возможные драйверы роста и тормоза развития?
Сергей Гуриев: В обозримом будущем в российской экономике вряд ли возможен макроэкономический кризис. Федеральный бюджет исполняется с профицитом, в Фонде национального благосостояния накоплены существенные средства, денежная политика удерживает инфляцию под контролем.
С другой стороны, не стоит ожидать и быстрого экономического роста. Российская экономика продолжает расти темпами 1,5-2% в год, все больше отставая от США, от стран Центральной и Восточной Европы и даже от Казахстана.
Основным тормозами развития являются несовершенство институтов, плохой инвестиционный климат, высокий уровень коррупции, изоляция от мировой экономики. Потенциал роста связан с человеческим капиталом, поэтому ключевым риском является эмиграция образованных специалистов и предпринимателей и деградация системы образования.
Сергей Алексашенко: Состояние экономики иначе как печальным назвать нельзя. За последние 10 лет средний темп роста менее 1% в год - это показывает, что Россия стремительно отстает от всего остального мира. Главная болевая точка - разрушенная институциональная среда, что ведет к отсутствию системы защиты прав собственности - основы основ любого бизнеса. Я говорю о политической конкуренции, независимом суде, верховенстве права и свободе слова.
Сохранение нынешней политической конструкции, продолжение военно-политического противостояния с Западом и агрессии против Украины – вот основные тормозы развития. Единственный драйвер роста – креативный подход Росстата, который умудряется улучшать экономические показатели при каждом их пересмотре, плановом или внеплановом, объяснить которые он не в состоянии никому.
Константин Сонин: Российская экономика находится в сложном, но не критическом положении. Стагнация производства, доходов, уровня жизни продолжается уже десять лет: недолгие спады сменяются краткосрочными подъемами, но средний темп роста остается ниже 1% в год. Основной проблемой российской экономики последние годы является избыточное давление со стороны государственных органов.
Все время принимаются новые ограничительные законы, новые подзаконные акты - каждый такой закон повышает производственные издержки и снижает стимулы к инновациям. Правоприменительная практика становится все более враждебной бизнесу, а ведь именно предпринимательская деятельность является источником экономического роста.
- Как будет меняться российская экономика до 2024 года — следующего политического цикла? Есть ли надежда на ее качественные изменения в позитивную сторону?
Сергей Гуриев: В сообществе экономистов, анализирующих российскую экономику, сложился следующий консенсус. Во-первых, ускорение роста невозможно без институциональных реформ. Ну а во-вторых, этих самых существенных реформ никто не ожидает.
Сергей Алексашенко: При сохранении тех тормозов, о которых я сказал выше, российская экономика не имеет шансов серьезно измениться. В современном мире ни одна страна не может успешно развиваться с опорой исключительно на собственные силы. Залог быстрого роста – вовлечение в глобальную экономику.
Импортозамещение – дорога в тупик, в котором страна уже была во времена СССР. Национальные проекты – это наивная вера в то, что государственные инвестиции, финансируемые за счет повышения налогов, окажутся более эффективными ,чем частные. На практике выходит так: чем больше государство инвестирует, тем больше миллиардеров появляется в стране.
Константин Сонин: До 2024 года я не ожидаю ни катастрофического спада, ни выхода из стагнции. Чтобы перейти к росту, нужна, как минимум, активная, агрессивная работа правительства. Даже без проведения глубоких, серьезных реформ нужно отменять контрсанкции, бьющие, прежде всего, по бедной части населения, отменять всю эту практику интернет-ограничений, потому что это осложняет заимствование и внедрение передовых технологий, выгонять коррумпированных чиновников и менеджеров госкомпаний. Без этого выхода из стагнации не будет.
- Как складывается ваша профессиональная жизнь и карьера за рубежом?
Сергей Алексашенко: С одной стороны, мне интересен широкий круг общения со специалистами в разных областях, что позволяет расширять кругозор. С другой стороны, я здесь, в Америке, «чужой» - представитель страны, являющейся основной геополитической угрозой, поэтому всерьез о карьере говорить не приходится.
Константин Сонин: Складывается хорошо. В 2015 году я стал профессором Чикагского университета. Поскольку я сразу стал полным и пожизненным (tenured) профессором, а Чикагский университет - ведущий центр в мире в области экономической науки, трудно пожелать лучшего места или лучшей работы. Чисто академически более высоких позиций нет. Вызов для меня - сделать что-то интересное и важное в науке.
– Не хотите ли вернуться в Россию и что может заставить вас задуматься о возвращении?
Сергей Гуриев: Нет, у меня очень интересная работа.
Сергей Алексашенко: Конечно, хочу, но пока не могу приехать даже для того, чтобы навестить родителей – я нахожусь в федеральном розыске в рамках сфабрикованного уголовного дела. Если говорить о долгосрочной перспективе, то я уехал потому, что было невозможно найти какую-либо работу на Родине. Поэтому о возвращении в Россию смогу задуматься лишь тогда, когда в стране жизнь начнет меняться, и для меня откроются какие-то интересные возможности.
Константин Сонин: В современном мире место жительства - далеко не самый главный фактор, определяющий бытие человека. Хотя большую часть учебного года я тружусь в Чикаго, несколько месяцев в году я провожу в Москве. Я по-прежнему работаю в Высшей школе экономики, у меня там есть студенты, аспиранты и, конечно, коллеги. Я выступаю на летних школах и с публичными лекциями по экономике.
Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.
Инна Деготькова
Комментарии
Эти экономисты шибко умные, потому и не нужны Путину.
Путину нужны те, которым он доверяет.
И массы нужны такие же, типа тебя барана.
а) русские не заслужили лета. каяться
б) летом напал Гитлер. лето = фашизм
в) в Норильске летом холодно. Куда идут налоги?
г) в Сан-Диего лето круглый год. Путин должен уйти
Украина готовит жалобные документы в трибунал ООН.
Как то Вам бы немного думать надо, прежде чем говорить такое. А то ведь и Вас могут такие же головановы в воры и враги народа записать.
Путин вообще умный человек, но не мудрый. Он опирается на самую безмозглую часть населения. Говорят, хочет войти в историю, но теперь он уже хорошо туда не войдет. До сих пор он был удивительно везучий, ему все удавалось. Когда он пришел к власти, цена барреля нефти была $7, а стала $150, полились нефтедоллары, можно было и воровать, и немножко народу оставлять, и Олимпиаду провели, и Крым взяли без сопротивления. А вот Донбасс – это уже западня.
(Роберт Шекли.)
Самое смешное, он не дурак. Лихо, как отличник школы КГБ, развёл 170 млн. идиотов на бабки. Бандосы 90-х, всякие "Мавроди с Властелинами" жалкие дилетанты.
Вот ужо верно говорят, чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.
Кто их видел?
Потому и лгут здесь и в остальном медиапространстве либерасты, пытаясь очернить Путина и Россию...
На Дальнем Востоке катастрофа уже наступила, существуют уже целые поселения китайцев, в них российская полиция даже не появляется, сами регулируют все свои вопросы. Россиянам туда тоже нельзя и близко подходить. Тихо, без шума захватываются земли, причем после трех-четырех лет китайцы бросают ее и переходят на другие участки, а на этой земле не растет ничего в течении 5-7 лет минимум. Местные чиновники полностью подкуплены и китайцы чувствуют себя полными хозяевами. Активные женитьбы на россиянках открывают им путь к гражданству.
Скажите, кто об этом пишет и говорит?
КОГО это интересует? Вован мотается в Пекин и там льстиво заглядывает в глазки великому Си. Туда же переводят наворованное из России, за кусок России на востоке Китай даст гарантию наворованному.
---
Это залог деградации, Россию просто разберут по кусочкам, так как Россия не способна конкурировать с Западом из за большой территории (транспортные расходы) и неблагоприятного климата (расходы материала и трудовых ресурсов).
Судят по ВВП, что совершенно не отражает уровень развития экономики, ведь ВВВП не учитывает долги, не учитывает производственную сферу. а мерять экономику по услугам... где здесь развитие...
(короче, тупые эти экономисты)
Простите, кому известных? Кто о них слышал?
-------------
Хотелось бы взглянуть в глаза оптимистичным работникам Росстата. И не отказать себе в удовольствии, написать всё что мы о них и их родственниках думаем. Каким образом, кому и с кем и какими подручными средствами вступать с этими родственниками в сексуальные отношения. Причём скорее всего допустимыми в обществе выражениями будут только междометия.
Вы расследовали их дела?
--------------
Не страшно то, что страна наша в заднице, страшно то, что она начала там обустраиваться!!
https://www.youtube.com/watch?v=A1P5v5fGGwQ
Умные дети валят в Женеву считать "Бозон Хиггса" после Мех-Мата МГУ, в дУбну не стремятся. Не, Дубна славный городок, только несколько пыльный.
Здесь бозон не ловится, не растет хамон...
))
Беру из поста: - " Второй собеседник — Сергей Алексашенко, первый зампред Центробанка в 1995-1998 годах, (уехал из России в США в 2013 году, позже стал фигурантом дела о вывозе из страны культурных ценностей).
Третий эксперт — Константин Сонин, профессор Чикагского университета и ВШЭ, переехал в США в 2015 году."
И только Гуриев, являясь экономистом ЕБРР, имеет представление об экономике России.
Его слова, взяты из поста: - "В обозримом будущем в российской экономике вряд ли возможен макроэкономический кризис. Федеральный бюджет исполняется с профицитом, в Фонде национального благосостояния накоплены существенные средства, денежная политика удерживает инфляцию под контролем."
Хотя да... "Победа" это РАРИТЕТ, конечно не 2 лимона "зелени", но пару соток тыщ "зелёных" это... к гадалке не ходи.
Комментарий удален модератором