Вместо “Вечной памяти” произнесем “Анафема”

«Когда в июне 45-го начали приходить демобилизованные, они стали рассказывать...»

(Из статьи Бориса Васильевича Папенко. Начало смотрите в: http://maxpark.com/community/43/content/6556354 )

 

 С фотографии военной поры: священник показывает партизанам, куда пошли каратели

 

В Пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским батюшкой. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, о.Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов.

Когда летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З.Коржу обратились родственники убитого партизанами полицая с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника, он предоставил право самому о.Александру принять или отклонить приглашение.

Один священник отказался, а отец Александр согласился. Взял облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков выехал в деревню.

На кладбище была выставлена вооруженная охрана. Все приготовились слушать отпевание. Обведя глазами собравшихся, отец Александр, обращаясь к матери и отцу убитого, сказал: «Не наших молитв и “со святыми упокоения” своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков... Вместо “Вечной памяти” произнесем “Анафема”». Среди изумленных собравшихся установилась мертвая тишина. Все сказанное священником прозвучало очень смело и могло повлечь за собой его гибель. Но отец Александр, подойдя к полицейским, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, в Божьих храмах заживо сжигает верующих и священников». Потрясенные полицейские не тронули служителя церкви. Слова священника потрясли и прихожан. Они говорили, что если уже священники взялись за оружие, то им сам Бог велит идти в партизаны.

В зону базирования группа о.Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди нового партизанского пополнения были полицаи, но теперь уже бывшие.