Дама под оперативным псевдонимом Модная шляпка
На модерации
Отложенный
О Габриэль Коко Шанель принято писать в восторженных тонах. Еще бы, ведь известный писатель Андре Мальро в 70-х годах назвал ее самой знаменитой женщиной Франции XX века. Однако с течением времени выясняется, что Коко Шанель вовсе
не та, за кого себя выдавала, что ее жизнь почти целиком состоит из вымыслов.
В публикациях, посвященных Шанель, можно, например, прочесть: «Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений». У непросвещенного читателя вполне может сложиться впечатление, что до Шанель во Франции вообще не было приличных модельеров.
Ну кто сегодня помнит, например, замечательного французского кутюрье Пьера Пуаре? А между тем именно он освободил женщин от корсетов, причем еще тогда, когда Шанель под стол пешком ходила. Кстати, и юбку укоротил тоже Пуаре, и революционную серию духов со сложным ароматом создал он. А что же Шанель? Может быть, она действительно первой коротко подрезала волосы? Нет, Пьер Пуаре остриг своих манекенщиц еще в 1908 году, то время как Шанель сделала себе короткую прическу лишь в 1917 году. Даже знаменитый афоризм «Мода меняется, а настоящий стиль — никогда», который приписывается Шанель, в действительности принадлежит поэту Полю Реверди. Что же такого привнесла Шанель в мир мировой моды? Кем в действительности была эта женщина?
Тлетворное влияние французских романов
Объясняя, откуда у нее прозвище Коко, что в переводе с французского означает «цыпленок», Шанель рассказывала, что так ее называл отец, который происходил из знатного, но обедневшего рода. Однако газетчики выяснили, что ее отцом был простолюдин, ярмарочный торговец Альбер Шанель. Габриэль родилась 19 августа 1883 года в захолустном городке Сомюр. Когда ей было 12 лет, умерла ее мать, после чего девочка была отправлена в приют при женском монастыре. В приюте воспитанниц обучали рукоделию, но Габриэль отнюдь не отличалась прилежностью. Оттого, должно быть, выйдя из приюта, она предпочла работать певичкой в местном кафешантане. Там и приклеилось к ней прозвище Коко — так называлась одна из песенок, которые пела Шанель.
Вдохновленная первым успехом в сельской закусочной, Шанель отправилась покорять модный курорт Виши, но у нее ничего не вышло — пела и танцевала она посредственно. Можно только предполагать, каким способом она несколько лет зарабатывала себе на жизнь, пока один из ее ухажеров — Этьен Бальсан не забрал Коко Шанель в свой замок под Парижем. Спустя тридцать лет Бальсан вспоминал о Коко: «Я не встречал женщины, которая так любила бы валяться в постели. Она лежала, ничего не делая, до двенадцати, пила кофе с молоком, читала романы». А о чем повествовали тогдашние французские романы? Конечно же, о великих куртизанках прошлого. В моде, например, был роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» о знаменитой куртизанке Маргарите Дюплесси. А прототипом главной героини не менее модного романа Эмиля Золя «Нана» была несравненная Бланш Д`Антиньи.
Начитавшись этих романов, Шанель начала успешно шокировать сельских жителей. Она, например, щеголяла в мужском костюме, стараясь во всем походить на известную куртизанку, любовницу императора Наполеона III Маргариту Белланже. Кроме того, Коко Шанель стала неизменно носить символ куртизанок — камелию, причем, как правило, белую. Как известно, если куртизанки пришпиливали к платью белый цветок, то это означало, что они свободны, если красный — временно заняты.
Первый магазин готового платья появился у Шанель лишь в 1910 году. Тогда, как, впрочем, и сейчас, было принято дарить любовницам, чтобы они были хоть чем-то заняты и не требовали от спонсоров постоянного внимания, модные бутики. К тому времени «цыпленку» Шанель исполнилось 27 лет — пора было задуматься о будущем, тем более что никто из многочисленных знакомых и друзей не изъявлял желание взять ее в жены. Магазинчик ей подарил промышленник Артур Кэпел. Он же на протяжении восьми лет оплачивал все счета Шанель, пока не женился на леди Диане Листер.
Полкилограмма дешевой бижутерии
Сейчас можно прочесть о том, что шляпки и прочие аксессуары, которыми торговала Габриэль Шанель (к тому времени она старалась не упоминать о своем прозвище), пользовались большим успехом, но это ничем не подтверждается. Более того, без поддержки Кэпела, который оплачивал в том числе рекламные публикации в модных журналах, дела Шанель быстро пришли в упадок. Согласно легенде, спасло ее то, что в 1920 году она познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем, двоюродным братом Николая II. Этот князь участвовал в убийстве Распутина, еще до революции был выслан из России и таким образом счастливо избежал казни от рук большевиков. В сопровождении князя Шанель заехала в городок Грасс, где известный химик-парфюмер Эрнст Бо предложил ей на выбор два десятка созданных им синтетических ароматов. Габриэль Шанель выбрала пятый по счету флакон — так появились прославленные духи «Шанель №5».
Во всей этой истории есть несколько странных деталей. За чей счет была организована автомобильная поездка в Грасс, который находится неподалеку от Ниццы? Князь к моменту знакомства с Шанель обнищал настолько, что вкладывал в сапоги газеты, чтобы закрыть дыры на подметках. Исключительно практичная и прижимистая Шанель, даже испытывая сильные чувства, не стала бы его содержать. Да и о каких чувствах могла идти речь, если вскоре после поездки князь благополучно женился на богатой американке. Похоже, вся эта романтическая история была придумана для раскрутки новых духов. Кстати, они никогда не принадлежали Шанель — патентом на них владели оборотистые предприниматели братья Вертхаймеры. Они же, кстати, выкупили у Шанель все ее магазинчики.
Сколько восторга у поклонников Коко Шанель вызывает то черное платье, в котором она впервые появилась вскоре после успешной поездки в Грасс. «Какая бездна вкуса, какой стиль!» — не устают восхищаться биографы Шанель. Возможно, это действительно так, но полкилограмма дешевой бижутерии, которую она навешивала на себя, и неизменная сигарета во рту как-то не очень вяжутся с изысканным вкусом. Тем не менее фотографии Шанель не сходили со страниц модных журналов. Тогдашней публике было невдомек, что эта дама всего лишь рекламирует духи и что ее имидж в стиле дешевого декаданса придуман профессиональными модельерами и дизайнерами специально на потребу публики.
Для этого Шанель даже вернули ее прозвище, которое она, между прочим, терпеть не могла.
Дошло до того, что в 1931 году выдающуюся французскую модельершу даже пригласили в Голливуд. Перед поездкой Шанель буквально на каждом углу рассказывала о том, что сам король Голливуда Сэм Голдвин готов заключить с ней контракт на миллион долларов. С этим контрактом, правда, вышла незадача — в Голливуде немедленно обнаружили, что Шанель не может даже нарисовать эскизы платьев, не говоря уже о том, чтобы их выкроить. Понятно, что ни о каком контракте не могло быть и речи.
Встреча с Шелленбергом
Вернувшись в Европу, Коко Шанель затеяла роман с любвеобильным герцогом Вестминстерским. Репортеры с восторгом писали о том, как герцог снял для Шанель дворец Итон Плейс и добрая сотня садовников занимается только тем, что украшает спальню Коко свежими розами и орхидеями. В журналах можно было прочесть и о дорогих подарках, которые герцог регулярно дарит Шанель, а также о том, как он расстилает перед ней сверкающий ковер, сотканный из сусального золота. Но интересно, что герцог Вестминстерский вовсе не выкупил и не подарил любовнице права на духи «Шанель №5», чего она страстно желала. Не был ли и этот роман частью кампании по рекламе продукции дома моды «Шанель» и не получал ли сам герцог комиссионные от участия в ней? Когда интерес публики к роману Шанель с герцогом Вестминстерским стал остывать, они расстались, причем герцог немедленно женился на знатной леди.
Габриэль, кстати, тоже решила выйти замуж. В 1935 году даже состоялась ее помолвка с художником Полем Ирибом, который был известен тем, что создал костюмы для знаменитой танцовщицы Маты Хари. Однако вскоре после помолвки Поль, решив продемонстрировать будущей жене отличную физическую форму, умер на теннисном корте буквально у нее на глазах. Вообще, мужчин, которых судьба связывала с Коко Шанель, преследовал злой рок — все они умирали преждевременной смертью. Исключением был разве что Этьен Бальсан. Впрочем, всем было известно, что, выбирая между женщинами и лошадьми, он предпочитал лошадей.
К середине 30-х годов дом моды Коко Шанель стал широко известен не только в Европе, но и за ее пределами. Каждого, кто приходил в этот дом, в дверях встречал швейцар — бывший губернатор Крыма граф Кутузов. Однако перед Второй мировой войной деятельность этого предприятия была свернута, так как братья Вертхаймеры благоразумно эмигрировали в США. Габриэль не преминула этим воспользоваться, чтобы вернуть себе права на продукцию дома моды, включая духи «Шанель №5». С этой целью она близко сошлась с атташе германского посольства, который, в свою очередь, свел ее с шефом внешней разведки гитлеровской Германии бригаденфюрером СС Вальтером Шелленбергом. Тот с готовностью взял
Шанель на работу, присвоив ей оперативный псевдоним Modellhut («модная шляпка»). Но особых успехов на этом поприще Коко Шанель, судя по всему, не снискала. Во всяком случае, после освобождения Парижа французские власти, обвинив ее в сотрудничестве с оккупантами, предложили ей всего лишь покинуть Францию.
Впрочем, в то время никто не знал, что она была секретной сотрудницей службы внешней разведки фашистской Германии. Выяснилось это лишь через 50 лет, когда были рассекречены британские архивы времен войны. Кстати, живя в Швейцарии, Шанель трогательно ухаживала за вышедшим из тюрьмы Шелленбергом и даже взяла на себя хлопоты по организации его похорон. Высказывались подозрения, что он шантажировал Шанель, грозя рассказать о некоторых любопытных деталях операции «Модная шляпка». Кстати, Шелленберг умер в возрасте 42-х лет, причем не исключено, что он был отравлен.
«Идите телиться в другое место!»
В Париж Коко Шанель вернулась в 1953 году и немедленно принялась высмеивать ведущего модельера Кристиана Диора: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной». Вообще-то, Шанель поступала некорректно, намекая на нетрадиционную сексуальную ориентацию Диора. Ей следовало продемонстрировать модели женской одежды, которые вызвали бы восторг парижанок. И она очень скоро представила взыскательной публике коллекцию неприглядных костюмов — приталенный жакет с кантом и прямая юбка чуть ниже колен, явно навеянные военной формой с ее галунами, позументами и золотыми пуговицами. Выставка, как и следовало ожидать, закончилась провалом. Но откуда же у Шанель появились немалые деньги для возобновления работы до-
ма моды? Понятно откуда — этим предприятием по-прежнему владели братья Вертхаймеры. Но неужели они промахнулись, сделав ставку на непритязательные костюмы от Шанель? Нет, Вертхаймеры никогда не промахивались — в Америке благодаря массированной рекламе эти простенькие костюмы пошли на ура. Один из них даже увековечен в истории США — в ноябре 1963 года в Далласе кровь президента Джона Кеннеди обагрила розовый костюм с черной окантовкой от Шанель, в который была одета его жена.
Кстати, поначалу незабвенный образ Коко Шанель использовался в американских изданиях и для рекламы духов «Шанель №5», но вскоре братья Вертхаймеры сочли, что француженка для этого слишком стара. Ее место заняла Мэрилин Монро. Именно заявление очаровательной американки о том, что на ночь она надевает лишь капельку «Шанель №5» сделало эти духи самыми популярными в мире. Что касается Коко Шанель, то постепенно ее фотографии стали исчезать со страниц модных журналов. Эта женщина и в молодости имела тяжелый характер, а к старости он и вовсе сделался несносным. Так, узнав о беременности одной из манекенщиц, Шанель выгнала ее со словами: «Идите телиться в другое место!». Но хуже всего было то, что она возомнила себя гениальной модельершой, носила на груди ножницы, а всех прочих кутюрье считала полными ничтожествами. Был случай, когда она, увидев на одной из своих манекенщиц костюм от Живанши, в истерике разрезала его на части.
Умерла Габриэль Шанель 10 января 1971 года в одном из номеров отеля «Ритц». Парижские репортеры очень удивлялись тому, что, обладая состоянием в $160 миллионов, Шанель не имела своего дома, а в ее гардеробе висели лишь три платья. В этом не было ничего удивительного — торговый дом «Шанель» ей вовсе не принадлежал, а хозяева предприятия, судя по всему, престарелую манекенщицу вовсе не баловали. Как рассказала ее служанка, последними словами Шанель были: «Смотри, как оставляют подыхать».
Комментарии