Егор Гайдар: пусть вымрут 60 млн. пенсионеров

На модерации Отложенный
Егор Гайдар: пусть вымрут 60 млн. пенсионеров
Свидетельствует Ирина Мишина:
Гайдар еще один рецепт, напомню, предлагал. Он предложил, чтобы вымерли 60 миллионов пенсионеров, чтобы мы стали "маленькой процветающей страной, как Швейцария". Натурально , в прямом эфире у меня сказал. Я ему возразила в том смысле, что " ваше предложение убийственно". После этого меня на неделю сняли с эфира, как щаз помню.
Разговор был в прямом эфире передачи "Время" зимой 1992 года. Это к возражениям считающих, что Гайдар не мог такого сказать.
Пусть земля ему будет стекловатой...

«Народ наш ленив, вороват и глуповат, поэтому ему нужен присмотр мудрого начальника.»

        (Егор Гайдар <small>[1]</small>)

«Если этот народ не ограбить, он не будет как следует работать.»

        (из заседания гайдаровского правительства Российской Федерации <small>[2]</small>)

<small>[1] РТ, Вести, 13.12.95, 20:00, цит. по бюллетеню “Новости предвыборной кампании” № 928, Агентство WPS, Москва, 14.12.1995; тж. цит. в статье А. Кузьмина, “Нижегородские новости”, 29.7.97.

[2] Сообщено в телепрограмме “Нота бене” (ведущий А. Радов) Юрием Болдыревым, бывшим по март 1993 г. Главным государственным инспектором РФ, начальником Главного Контрольного управления администрации президента РФ, Советником правительства и по должности присутствовавшим на заседаниях правительства. Цит. по книге Вл. Максимова “Самоистребление”, М. 1995, стр. 68, 169-170.</small>

14 декабря 1992 года, в обстановке проваливающихся гайдаровских реформ, Борис Ельцин назначил нового премьер-министра: Виктора Черномырдина. […] Я отправился в бывшее здание ЦК КПСС на старой площади чтобы встретиться с одним из ключевых членов “новой” команды Черномырдина, Евгением Ясиным. Старый экономист был одним из “ветеранов”, позванным для исправления ошибок, сделанных “молодыми реформаторами”. Вскорости Ясин был назначен советником Ельцина по экономике. Я полагал, что Ясин, как немолодой человек и представитель более консервативного крыла российских политических кругов, постарается исправить экономические ошибки своих предшественников. Я ошибался.

“Нет никаких ошибок”, сказал мне Ясин. “Эта страна должна испить горькую чашу до самого дна”. Он говорил об использовании конфискационного характера инфляции для перестройки экономического равновесия в обществе. “Все ближайшее будущее – по меньшей мере год – мы будем жить в условиях инфляции и должны сосредоточиться на тех проблемах, которые инфляция позволяет нам решать – установлении более рационального соотношения между ценами, иного соотношения между ценами и доходами”.

Иными словами, Ясин предлагал резко снизить реальный доход среднего российского гражданина. Одновременно, инфляция уничтожит остающиеся сбережения населения как источник внутреннего капитала. В отсутствии значимых внешних инвестиций, откуда Россия должна была взять капитал для питания экономики?

«Есть только один метод – затянуть пояса», сказал Ясин. «Мы должны снизить качество нашей жизни.» Выражение “затянуть пояса” напоминало о жертвах, принесенных русскими людьми во имя победы во Второй мировой войне. Но на этот раз не будет победы – только обнищание и ранняя смерть для тех пенсионеров, сбережения которых будут уничтожены инфляцией.

Позднее Григорий Явлинский говорил, как его потрясло, насколько мало реформаторы, подобные Ясину и Гайдару, выглядели озабоченными участью русских людей:

«[Гайдар и его коллеги считали] что Россия населена совками, что всё, что только существует в России, должно быть сметено с лица земли, и только потом можно строить что-то новое. Для этого годились любой способ и любое средство. Пусть инфляция разрушит всё – в этом нет никакой проблемы. В любом случае,весь это хлам мертв и ненужен. Гайдар именно так и говорил: “Научные учреждения могут подождать! Северные районы нам не нужны! Старое поколение виновно...” Парадокс этих лет в том, что они строили капитализм чисто большевистскими методами. Большевик – это человек, для которого важна цель, а средства безразличны.»

<big>Многие члены ельцинского правительства часто говорили о своей стране с такой ледяной отстраненностью, что можно было подумать, они описывают чужой народ.</big> “Японцам и немцам [после Второй мировой войны] было проще, потому что их промышленность была разрушена, они жили под оккупационным режимом и уже было сделано достаточно чтобы расчистить грунт и можно было строить заново”, говорил мне Ясин. “К сожалению, Россия не в таком положении.”


(Павел Хлебников, “Godfather of the Kremlin: Boris Berezovsky and the Looting of Russia”)

По поводу власти криминала вспоминается один эпизод истории. Было это ещё в бытность Е.Т.Гайдара. Уже ослабла его поддержка Ельциным, уже было ясно всем, что остались ему на этом посту если не часы, то считанные дни. Был он приглашен в Верховный Совет для отчета о деятельности Правительства. Ясно было уже и ему, что время пребывания в Правительстве сочтено. И тогда он сказал такие слова:
"Перед нашим Правительством стояла очень конкретная задача - в неимоверно короткие исторические сроки создать средний класс. Средний класс в любом обществе является его опорой. Без него общество нестабильно. Из какого слоя населения можно быстро создать средний класс? Из криминальных слоёв. Так везде и всюду было в истории. Поэтому наше Правительство сделало ставку на криминал".
Т.е., криминал не просто так появился - это была государственная внутренняя политика. Почему-то тогда никто не обратил на это никакого внимания. Я на свой страх тогда выдал эту его цитату в эфир целиком. Думал, что всё же будет какой-то резонанс. Но её никто не заметил. А фраза, согласитесь, очень значимая. Из неё следовало, что раз ставка властью сделана на криминал, то следующим шагом этой власти будет разрушение правохранительных органов. Для того, чтобы те не мешали криминалу. Что ожидается не просто криминальный скачок, а разгул криминала под покровительством власти. Что и произошло. [*]

Не подскажет ли кто-нибудь источник цитаты, которую я запомнил, но данные, увы, не записал:

Кажется Алла Латынина (интервьюируя Гайдара): «Егор Тимурович, я всё понимаю; но всё-таки, народу тяжело... когда вы планировали реформы, что вы об этом думали?»

Гайдар (непонимающе - ошеломленный нелепостью и невозможностью вопроса): «Мы об этом вообще не думали.»