Памяти Влада. "Интеграция-реинтеграция" (Ретро, 2015 г.)
Мы все помним, что семья Влада переехала на жительство в Россию. В нескольких постах и в личной переписке со мной он рассказал о тех мытарствах, которые им пришлось при этом преодолеть. Тогда-то, в конце года, как раз, по совпадению, к годовщине нашего с ним знакомства в МП, когда он пригласил меня в свое сообщество ВД,, я и написал и посвятил ему этот рассказ.
Интеграция –реинтеграция
Другу В.М. с наилучшими пожеланиями посвящается.
Наконец, мы добрались до Н., куда, по Федеральной программе, решили перебраться из бывшей союзной и братской республики!
Не скажу, что уж совсем невозможно было нам там оставаться, тем более, что прожили и проработали там не один десяток лет. И местным языком на уровне общения владеем… Да и лично нас с женой никто особенно не «давил». Что нас, стариков, «давить»-то…
Но вокруг многое изменилось. Забурлила какая-то новая жизнь, появились новые люди ... Возникли совсем новые, не всегда нам понятные и приятные отношения между людьми. Люди перестали доверять друг другу. Царит какая-то необъяснимая жёсткость по отношению к другим, доходящая до жестокости.
И это всё не только в отношении людей не коренной национальности, но и среди местных.
Это нас расстраивает. Хотя период кровавых разборок и прошел, но производство не налажено… Везде реорганизация, сокращение штатов… Многие молодые, да и не очень молодые, оставшись без работы, уехали на заработки кто куда.
Многие вообще переехали поближе к детям, или родственникам, живущим теперь уже в других «самостоятельных государствах» (кто мог такое представить себе ещё совсем недавно!)
Вот и мы решили на старости лет перебраться в Н., где наш сын работает еще с окончания института. Он здесь уже устроен: работа, семья, дети ходят в школу… Зачем ему возвращаться в Т.?
А мы уже немолоды. Нет, мы, конечно, еще можем сами за собой присмотреть, да еще и ему с внуками поможем, если надо…
В общем, не буду рассказывать о том, через что прошли при оформлении документов, паспортов, продаже квартиры, вещей, раздаривании многого, что невозможно взять с собой.
А волнения с отправкой багажа? Не говоря уже о прощании с оставшимися друзьями и знакомыми, да и, вообще, с воспоминаниями — все же не три дня здесь прожили!
Не буду рассказывать и о мытарствах, которые пришлось пройти при оформлении на новом месте! Везде нужна прописка!
Пока живем у сына. Мы подыскали небольшую двушку за сходную цену и со дня на день ждем прибытия высланного багажа. Тогда и переберемся окончательно.
Квартира небольшая, «распашонка» в «хрущёвке», зато недалеко от дома сына. Недавно отремонтированная. Правда, в таких домах всегда можно ожидать неожиданностей от старых, «внеквартирных», труб, особенно, упрятанных в стены, но будем надеяться на лучшее!
Сегодня забежал сюда без жены — хочу замерить один простенок.
Между соседними домами небольшой палисадник с лавочками, на которых сидят мужики. Раньше в такое время дня мужиков можно было увидеть во дворе разве что в выходные.
Среди них вижу относительно молодые лица. Значит, нет работы..

Помню, когда я был еще долговязым школьником, соседские мужики, обычно допоздна забивавшие за такими столами «козла» в домино, иногда, чтобы не прерывать игру, посылали меня за пивом.
На другой стороне улицы, через квартал от нашего дома, стояла большая цистерна с разливным пивом, около которой всегда была большая очередь мужчин со всех окрестных домов.
Стояли с посудой: 3-х литровыми банками, бидонами разными. У нас, в смысле — в нашем дворе, было два 5-литровых бидона: один эмалированный, зеленый, но с синей крышкой, а второй — алюминиевый молочный, с прижимающейся крышкой. У одного эмаль во многих местах была отбита, а у второго были вмятины — вот по этим характерным признакам их отличали от остальных и не использовали в других целях, а также — не оскверняли неподобающими жидкостями. Помню, посылая за пивом, всегда меня заботливо наставляли: «Ты смотри, осторожно на переходе!»
Эти теперешние мужики не играли в домино и не пили пиво. И прежде, когда мы приходили несколько раз то с женой, то с сыном, они так же сидели, курили, о чем-то негромко переговаривались.
И всегда вежливо здоровались. Вот и на этот раз, поздоровавшись с ними на ходу, я поднялся в квартиру, замерил простенок, куда хочу встроить шкаф, и вышел во двор.
Когда я приблизился к палисаднику, то неожиданно услышал почти забытое: «Товарищ! Можно Вас на минуту?» —«Конечно!»— подошел я.—«Мы слышали, Вы теперь наш новый сосед?!»—полуспросил- полуутвердил позвавший, назвавшись Михаилом. —«Да»,— ответил я, сняв знак вопроса, и тоже представился.
С памятью на имена у меня плохо, так что я запомнил только троих. Соседи подвинулись, я тоже присел на скамью. Разумеется, их интересовало откуда мы, сколько там жили, кто по специальности…
Видя, что я нормально беседую, не строю из себя бывшего начальника, вскоре перешли на «ты»:
— «Сына твоего немного знаем. Видать, правильный парень. Семейный. Вот и вас сюда перетащил поближе...»
Расспрашивали о житье-бытье там, откуда приехали. «А правда, что…?» Причем, спрашивая, чаще сами рассказывали мне о том, что слышали по телевизору, или от какого- нибудь «Коли», у которого родственники в NN, так что я уже просто слушал их, иногда издавая какие-то звуки. «Слушай, Валерыч»,— окончательно «определил» меня Виктор,— «вот посмотришь на тебя — вроде не совсем русский и фамилия у тебя нерусская, а говоришь, как чистый русак. Как это?»
Пришлось сказать, что мама у меня русская. В институте влюбилась в тамошнего корейца.
«Бывает!»—произнес вдруг мужик, не принимавший до этого активного участия в беседе. Все молча раздумчиво-подтверждающе покивали головами. Я тоже. Автоматически.
Спросили — когда собираюсь окончательно вселяться. Объяснил, что ждём прибытия багажа.
«Ты смотри, не бери там грузчиков. Не траться. Мы тебе всё в лучшем виде поднимем и расставим. Вон, Олег, он такой электрик, что любую люстру подвесит и всё починит. А Толян — сантехник. Каждую трубу на участке знает, так что давай, переселяйся!»
И все поддержали: «А чё! Запросто! Ты того.... не боись! Всё будет тип-топ! Если чё, так мы сразу!.. Ты только заранее скажи!.. И бабы наши твоей все расскажут и покажут, где что покупать, так что...»
Попрощались, пожали друг другу руки, похлопали дружески по плечу и пошел я («Правильный ты мужик!») домой, где меня уже заждались.
Вот так, «Валерыч», и происходит «интеграция-реинтеграция»!
ОС. Хочу предупредить: «в действительности всё не так, как на самом деле!» Что всё вышеописанное — плод авторской фантазии, а отдельные совпадения, например, вид бидона, или цвет его крышки,— носят абсолютно случайный характер.
17.12.2015 г.
Комментарии
Спасибо!
Светлая память Владу.
Владу - Светлая память...
Спасибо, Иракли.
Светлая память Владу.
Я запамятовала?
Что-то в шоке...
Всегда думала, что Влада рассказ.
Сам рассказ вот очень хорошо запомнился...