БАМ

На модерации Отложенный

 

Сергей Плющенков

Правда об Ангарлаге

одился я, вырос и по сей день живу на севере Иркутской области. Мало ли нас, уроженцев больших и малых селений родного края, считающих себя патриотами, но никогда не задумывающихся над вопросом: откуда же мы пошли? Нас все больше занимает будущее: куда идем? Однако будущее невозможно без постижения загадок прошлого. А прошлое должно быть ясным, а не извращенным домыслами и недомолвками, порожденными прошедшими режимами. Именно эта цель — раскрыть своим землякам и всем жителям Иркутской области исторические факты — руководила мною, когда я взялся за задачу восстанавливать историю так называемого АнгарЛага — Ангарского исправительно–трудового лагеря. Ведь история моего родного поселка — Заярска — фактически началась с развернувшейся в 1947 году производственной деятельности управления «Ангарстрой» и других учреждений, базирующихся вокруг управления.

Стройка №120

Строительство железных дорог МВД СССР начало осуществлять с 1932 года. В январе 1940 было организовано Главное Управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР. Строительные работы на западном участке БАМа начались летом 1937 года; в 1942 году сооружение железнодорожной линии было прекращено, а Южный лагерь БАМлага ликвидирован.

В разгар Великой Отечественной Войны Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве железнодорожной линии «Комсомольск — Советская Гавань», предписывающее НКВД СССР сдать ее в эксплуатацию в 1945 году. Столь сжатые сроки сооружения магистрали в труднодоступных горно–таежных районах были обусловлены военно–стратегической необходимостью. На дальневосточных рубежах вполне реальным было столкновение с Японией. Несмотря на неимоверные трудности, Управление строительства №500 справилось с поставленной задачей, и в конце 1946 года новая рельсовая дорога была включена в состав общесоюзной транспортной сети.

На повестку дня встал вопрос о форсировании строительно–монтажных работ на западном участке БАМа, временно законсервированном. ГКО своим постановлением от 30.08.45 года «О строительстве Байкало–Амурской железнодорожной магистрали» обязал НКВД СССР приступить с 1946 года к строительству БАМа от станции Тайшет до Советской Гавани. Новая стройка получила порядковый номер — 120.

Для обеспечения работ в Иркутскую область было откомандировано 6000 офицеров инженерно–технической, интендантской и административной служб, в распоряжении которых находилось свыше 50 тысяч военнопленных японцев. В декабре 1945 года первая партия военнопленных прибыла в Братск на автомобилях по Тулунскому тракту для возведения жилья и административных зданий управленческого городка, через три года перебазировавшегося в Заярск–1.

В апреле 1947 года с Дальнего Востока прибыло ядро командного состава строительства №120, в том числе начальник М.В. Филимонов и главный инженер Н.А. Мирзоев. Последний проработал в «Ангарстрое» не один десяток лет и оставил о себе добрую память как высококвалифицированный специалист, талантливый организатор и просто незаурядный и порядочный человек.

Как и на Дальнем Востоке, колонны — основные структурно–производственные единицы АнгарЛага — располагались в глухой малообжитой местности. Они представляли собой «раскорчеванные от леса площадки, огороженные частоколом — забором. Никаких бараков, палаток, тем более кухонь, пекарен, амбулаторий, бань и прочих помещений, кроме необходимых людям, не было». Все это предстояло построить самим заключенным.

Кроме инженерно–технического персонала, с Восточного строительства были переправлены техника, инвентарь и необходимое оборудование, что позволило обойтись без неизбежных в любом большом деле организационных издержек и потерь времени.

В феврале 1957 года, когда Агарстрой непосредственно приступил к производственной деятельности, в его ведении находилось 479 автомашин, 34 паровоза, 612 вагонов и платформ, 50 тракторов, 2111 лошадей и волов.

Уже с весны 1947 года началось строительство железнодорожной магистрали Тайшет — Лена на территории Заярского района. К 25 ноября 1950 года была завершена укладка главного пути на участке Братск — Усть–Кут. Высокие темпы работ объясняются, прежде всего, использованием богатого опыта стройки №500 и удовлетворительной обеспеченностью материально–технической базы Управления Ангарского строительства. Ведь низкий уровень технического оснащения новостроек был нормой для Советского Союза в 30–х-50–х годах, о чем не следует забывать.

За время своего существования АнгарЛаг носил различные названия. Например, с февраля 1947 по июнь 1948 года — Управление Ангарского ИТЛ Западного Управления Байкало–Амурской железнодорожной магистрали, а с марта 1963 по 1964 год — Управление Ангарского строительства ГУЖДС Урала и Сибири государственного производственного Комитета по транспортному строительству СССР. Также он был известен как «Почтовый ящик ВП 120».

В конце 1947 — начале 1948 годов в АнгарЛаг из тюрем поступили 15 тысяч человек. Стоимость содержания одного заключенного составляла 15 рублей 21 копейку в день (при плане 14 рублей 7 копеек).

Фактические расходы на содержание лагеря достигли 195 миллионов рублей (при плане 181 миллион). В том числе затраты на военнопленных составляли 101,1 миллиона рублей. Охрану «пронумерованных» строителей осуществлял 428–1 конвойный полк.

За 1948 год было построено 30 колонных городков для размещения «контингента». Среди заключенных были и женщины. В женской колонне занимались ремонтом вещевого довольствия, шили рукавицы, телогрейки, бушлаты, крытые шубы из обрезков монгольского сырья, душегрейки, работали на заготовке дров.

На 1 января 1949 года на участке Тайшет — Усть–Кут действовали три строительных, одно мостовое, два лесозаготовительных отделения. Кроме того, при ликвидации Управления Тайшетского ИТЛ, в ведение Ангарского ИТЛ были переданы Центральный авторемонтно–механический завод (Тайшет), Топорковский комбинат ширпотреба, Центральные ремонтные мастерские на 68–м километре, комбинат домостроения на 142–м километре, ЦРМ (Братск), Управление железнодорожной линии Тайшет — Братск со строительно–эксплуатационными районами. Всего управление имело 29 крупных хозяйственных единиц. С февраля по май 1949 года пригнали еще 18 этапов по 1000 человек в каждом, общая численность заключенных Ангарлага возросла до 59981 человека в каждом. За год их силами было изготовлено 10658 тысяч штук кирпича, 50000 кубометров гравия, 13000 кубометров щебня, 89000 кубометров бутового камня, 13000 кубометров бетона, 149000 кубометров пиломатериалов, заготовлено 644000 кубометров древесины.

Продолжительность рабочего дня заключенного с 16 февраля 1950 года составляла 9 часов со следующим распорядком дня: подъем в 6 утра, туалет с 6 до 6.20, завтрак с 6.20 до 7, утренняя поверка с 7 до 7.15, развод с 7.15 до 7.30, начало работы в 8 часов, обед с 12.30 до 13.30, конец работы в 18, санобработка и культработа с 20 до 22.30, вечерняя поверка с 22.30 до 23, отбой в 23 часа.

Дневные нормы выработки для заключенных были тяжелыми: на заготовке леса — 2, 7 кубометра, на ручной трелевке — 1,5 кубометра, на выноске — 2,5 кубометра, на разделке дров — 3,5 кубометра.

Средний рацион питания для заключенных АнгарЛага в 1953–54 годах состоял из 800 граммов хлеба, 200 граммов жира, 120 граммов крупы или мучных изделий, 30 граммов мяса или 75 граммов рыбы, либо морского зверя, 27 граммов сахара. Эти нормы получали только выполнившие план. На основании особого приказа 1950 года, некоторые заключенные стали получать денежное вознаграждение. На руки выдавалось от 40 до 200 рублей ежемесячно. Для сравнения: оклад начальника Ангарстроя равнялся 3400 рублей, шофера — 1100, стрелка ВОХР — 240 рублей.

Укладка главного пути на участке Братск — Усть–Кут была закончена досрочно — 25 ноября 1950 года, с этого же времени открылось временное рабочее движение поездов на всем протяжении от Братска до Лены. Расчетная пропускная способность магистрали — шесть пар поездов в сутки.

В 1958 году приказом по МПС СССР железнодорожная линия протяженностью в 720 километров была передана в постоянную эксплуатацию общей сети дорог МПС и включена в состав Восточно–Сибирской железной дороги. АнгарЛаговцами за 1947–1958 гг. выполнено 24 миллиона кубометров земляных работ, уложено 840 километров главных и станционных путей, построено 55 станций и разъездов, 5 паровозных депо, 9 электростанций, 19 пунктов водоснабжения, построено 90 тысяч квадратных метров жилой площади.

В связи со строительством Братской ГЭС в 1955–61 годах заключенными выполнялись работы по выносу полотна железной дороги на участке в 176 километров между Могргудоном и Видимом. При этом перемещено около 8 миллионов кубометров земли, уложено 249 тысяч кубометров бетона, подсыпано 150 тысяч кубометров балласта.

После издания постановления от 30 августа 1954 года в Заярске работала комиссия по пересмотру дел заключенных, осужденных по пресловутой 58–й статье. После XXII съезда КПСС начинается очередная реорганизация ГУЛАГа: Ангарлаг, успешно справившийся со своей задачей, в 1964 году был ликвидирован, а оставшийся «контингент» этапировали в ДубровЛаг (Мордовия).

Пакет из Парижа

Всего три недели понадобилось бандероли для того, чтобы с берегов Сены попасть на берега Ангары. В пакете находилась ксерокопия книги Б. Яковлева «Концентрационные лагеря СССР», изданной в Мюнхене в 1955 году институтом по изучению истории и культуры СССР. Монография, созданная исключительно на основе сведений, полученных от «военнопленных, перебежчиков и всяких иных жертв и свидетелей применения рабского труда в СССР». Вторая часть книги посвящена краткому описанию 165 лагерей, куда попал и АнгарЛаг (Заярск). Правда, «АнгарЛагу» уделено всего пять строчек: «Лагерь числится под №407, и, предположительно, входит в состав лагерной группы «Тайшет — Братск». Управление находится в Заярске. Количество лагпунктов и число заключенных очень большое, но точных сведений об этом не имеется. Заключенные работают, главным образом, на постройке железной дороги и в рудниках».

Необходимо добавить, что Ангарский ИТЛ был самостоятельной единицей, куда входили отделения: 3–е — Братск, 2–е — Видим, 5–е — Илим, 1–е — Купа, 4–е — Лена и лесозаготовительное отделение (Заярск). Нумерация колонны начиналась с цифры, соответствующей номеру лагерного отделения, и была, как правило, трехзначной. Лишь в Заярское ЛЗО входили 41, 42, 44 45, 46, 47 колонны, автобат и штаб. Всего ж в 91 колонне «АнгарЛага» в 1950 г. содержалось около 39 тысяч заключенных.

Поселок Чунский 
Иркутской области