Почему китайские военные радуются от того, что в Сирии израильтяне уничтожили их радар

В Сирии  сейчас все тестируют всё. Тель-Авив, по слухам, уже несколько раз опробовал даже полученные из США F-35I "Адир".  Как утверждает агентство Sina, как раз эти самые F-35I "Адир" новейшими крылатыми ракетами Delilah поразили китайский радар JY-27, вызвав радостные возгласы сразу с нескольких сторон. Ну израильтяне понятно, а почему радуются китайские военные?

В отчетах ЦАХАЛ добился однозначного успеха, потому что ликвидировал цель, прикрытую российскими "Панцирь-С1", якобы оказавшимися не в состоянии сбить новейшую малозаметную израильскую ракету.

Правда израильтяне умалчивают, что все это в основном благодаря возможности прикрыться гражданским аэропортом Бейрута и крошечности размеров театра боевых действий. От Голан до Дамаска меньше сотни километров по прямой, от ливанской границы – вообще около тридцати, а дальность планирующей авиабомбы Spice-250 достигает 100 км, GBU-39 – 110 км.

А дело было так.  Израильтяне перегрузили ближнюю ПВО другими целями, в том числе, обычными планирующими авиабомбами, которые "Панцирь" успешно перехватил, и подсунули на пределе дальности беспилотник SkyStriker, достать до которого он по ряду причин не сумел. А когда боезапас исчерпался, в дыру обороны крылатые ракеты и прошмыгнули.

Но чем тогда вызван восторг китайских специалистов?

А они, надо признать, действительно довольны. Израильская ракета уничтожила лишь конструкцию внешней антенны, тогда как бункер с аппаратурой и персоналом остался не то, что не поврежденным, даже не вскрытым.

Замена антенны – дело плевое и много времени не занимает. Так что к настоящему моменту радар снова в строю.

А ларчик открывается просто. Против китайских радаров Израиль применяет авиацию и новейшие средства поражения, аналогичные тому, чем свои войска оснастил главный противник Поднебесной – Пентагон.

Сегодня воздушное пространство КНР, прилегающие территориальные воды и приграничные районы сопредельных государств контролируютпримерно 200 постоянно действующих радиолокационных постов, в том числе 120 стационарных. На них развернуто 450 локаторов нескольких типов, из которых 80% - новые и новейшие, преимущественно собственной разработки.

Среди прочих 60 РЛС YLC-8A/8B, по характеристикам близкие к советским системам П-18. В метровом диапазоне они обеспечивают дальность свыше 250 километров.

Им на смену в 80-е года начали поступать более дальнобойные YLC-4, способные находить и брать на сопровождение цели типа МиГ-21 на удалении до 350 километров. Правда, только если он находился на высоте порядка 10 тыс. метров.

Дальнейшим совершенствованием возможностей радиолокации стала трехкоординатная станция JY-14, соответствующая советской системе П-37, но превосходящая ее по помехозащищенности. Она способна обнаружить летящий на высоте в 500 метров истребитель на удалении до 200 километров с точностью по дальности в 90 метров и погрешностью по азимуту не более 0,2 градуса. В ВВС НОАК JY-14 используется для управления полетами авиации и выдачи целеуказания перехватчикам.

В настоящее время задачи радиолокационного обеспечения НОАК решаются комбинацией из трех разных станций, работающих в метровом и дециметровом диапазонах активных, а также пассивного радара, фиксирующего излучение бортовой электроники воздушных целей. Это позволяет надежно обнаруживать цели с эффективно площадью рассеивания в 0,5 кв. м. на дальности до 400 километров при высоте движения цели до 500-600 метров.

В дополнении к ним китайская армия применяет мобильные РЛС YLC-18, позволяющие фиксировать малоразмерные объекты, включая крылатые ракеты, на высотах менее 100 метров и дальности до 250 километров. Например, летящий на 600 метрах истребитель F-16 в модификациях, состоящих на вооружении ЦАХАЛ, с вероятностью в 90% обнаруживается за 200 километров.

Примерно в конце 90-х годов Китай приступил к разработке комплекса JY-27. Первое фото его опытной эксплуатации в войсках датируется 2012 годом. В 2016 году станции этого типа появились в Сирии.

По имеющимся данным, локатор JY-27 считается функциональным аналогом российский системы 55Ж6 "Небо". Китайская РЛС работает в диапазоне 240-390 МГц и с точностью до 500 метров определяет координаты воздушных целей на дальности в 280 километров.

Существует также ее дальнейшая модификация JY-27A, по возможностям сравнимая с российской 1Л119 "Небо-СВУ". Ее отличительной чертой является способность фиксировать самолеты-невидимки, типа В-2А и F-22А, а также гиперзвуковые боевые блоки баллистических ракет и (по ряду источников) даже высокоскоростные современные крылатые ракеты воздушного базирования. Таким образом, речь идет о радиотехническом комплексе, составляющем основу не только ПВО, но и стратегической ПРО Китая.

Какая именно модификация комплекса подверглась атаке израильских самолетов, информационное агентство не приводит, однако в любом случае есть все основания полагать, что получаемый Пекином опыт оправдывает ожидания. Как потому, что позволяет обкатать в условиях реальной войны тактику его боевого применения, так и, вероятно, благодаря накоплению бесценной разведывательной информации о вероятном противнике. То и другое, судя по реакции китайской стороны, на их взгляд более чем успешно.