Нас ради человек…
«…и нашего ради спасения»…
Кто-нибудь, кто крестился в зрелом возрасте, помнит, что творил с вами батюшка во время Таинства крещения? Я крестился в возрасте 60 лет. И ничего не помню. Только помню, что спрашивал он меня, отрекаюсь ли я от сатаны. Конечно, я ответил: «Отрекаюсь». Громко ответил, вслух. Сатана слышал и вписал меня во враги свои.
Вначале меня крестила бабушка моя. В тайне от моих родных коммунистов. Ладошкой мокрой головку мою гладила, шептала что-то, крестик надела. Потом сняла. Тёща назвала это полу-крещание. И вот я окрестился по-настоящему.
Что это за обряд – крещение? К чему он? Сначала надо понять, в чём состояла крестная жертва Христа, «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна»?
Родился Иисус от Пречистой девы и Святого духа. То есть чистым, без грехов всех предыдущих поколений человеков. Чистым, как второй Адам (естественно, до грехопадения). Родился человеком, подверженным всем страстям, присущим человекам, и тлению, естественно. Мы же читаем в молитве о болящих: «Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый…» То есть, человеком он был, всем недугам человеческим подверженный.
После крестных страданий и кончины на кресте он явился воскресшим своим ученикам, апостолам, и вознёсся уже как дух, сын Бога Отца, уже лишённый страстей и тленности.
Ну и что? А нам он что оставил, нам человекам? А вот это самое – «крещение во оставление грехов».
Священник во время Таинства крещения молится: «О диавол! Тебя изгоняет пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий! Он, вознесенный на крестном древе над войском вражеских полчищ, низверг их: померкло солнце, земля задрожала, распахивались могилы, из гробов святые восставали.
Смертью Он погубил смерть, Он разрушил, твою, диавол, власть владыки смерти; лишил тебя работы.
Заклинаю тебя, диавол, Богом, Который, явив древо жизни в Раю, поставил поодаль на страже – Херувима с огненным сверкающим мечем.
Заклинаю тебя, диавол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурями, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами.
Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай ни ночью, ни днем… сего человека. Убирайся в преисподнюю, до самого Судного Дня; Дня великого и уже предопределенного.
Устрашись, диавол, Бога, Который, восседая на Херувимах, взглядом Своим проницает беспредельное; Того Бога, пред Кем трепещут все Ангельские чины: Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы; Бога, пред Которым в трепете небо, земля и море с их обитателями.
Выйди, сатана, и удались от этого запечатленного благодатью новоизбранного воина Христа, Бога нашего;
Богом, ходящим на крыльях ветра, делающим Ангелов своих пламенеющим огнем, заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами. Да прославится имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков. Аминь».
Всего читается четыре заклинания, в которых формулируется очень важная мысль: желающий стать христианином человек не хочет и никогда не будет с сатаной иметь ничего общего!
Крещаемый ставит в ничто все демонические ухищрения, он смеется над лукавством и враждой князя бесовского.
«…Заклинаю тебя, духа хитрого, скверного, нечистого, мерзкого и чуждого Духа Божия, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: “выйди из человека и более не входи”, – отступи, пойми свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя в свиное стадо…».
Церковь словно смеется над сатаной, напоминая ему позорную для него историю: изгнанные из бесноватого демоны умоляли Иисуса Христа, чтобы Он послал их в стадо свиней. Спаситель исполнил просьбу, и бесы, вселившись в свиней, низвергли тех с горной кручины в море. Напоминая этот унизительный для демонов эпизод, Церковь словно смеется над сатаной…
И далее священник опять обращается к врагу рода человеческого (это же, прям, как «отчитка» была, изгнания из меня бесов, прижившихся во мне за 60 лет):
«Устрашись Бога, чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес, проложил долины, как мерную трость, Который устлал песками пределы морей, смирив дерзкие воды.
От касания Божьего дымятся горы, дневной свет для Него – словно риза; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Им на твердых основаниях. Он берет морские воды в небеса и проливает их дождем на лицо земли.
Выйди, сатана, удались от готовящегося ко Святому Крещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском лукавым твоим, в геенну огненную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет… Ибо держава Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь».
И так далее…
После положенных молитв крещаемый поворачивается лицом на запад, в сторону, как когда-то считалось, сатаны и произносит отречение от диавола.
Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения его и от всей гордости его»?
Оглашаемый: «Отрекаюсь». (Вот это я и помню.)
После отречения священник требует: «Дунь и плюнь на сатану!» И оглашаемый, как бы извергая из себя все дурное, дует и плюет в сторону запада.
Вдумайтесь: отречение от сатаны означает ссору с сатаной, вызов сатане. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова. «Дунь и плюнь на него!» Война объявлена! Начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная гибель.
Выпил я сёдня чекушку, и «Остапа понесло»… на эту статью. А сегодня, в Лазареву субботу, можно и икорки вкусить (баушка моя расстаралась), и вина выпить. И завтра можно похмелиться и рыбки поесть. В понедельник, Страстной, хлебушко буду один кушать и водичкой запивать…
Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(Писано с помощью священника Константина Пархоменко)
Комментарии
Пост закончен, но наступает Страстная седмица. А там нас всех и будут ждать превеликие искушения и нападения вражеские. Потому облечемся во Христа и со всем дерзновением будем врагу противостоять, к Светлому Христову Воскресению достойно себя приуготовляя.
Всем Бог в помощь!