О любви к Родине

На модерации Отложенный

 

Было это в конце 80-десятых, но еще до падения Берлинской стены. Мой двоюродный брат с женой служили в Дрездене .К рождению племянника к ним поехала теща, женщина 29-го года рождения, с двумя высшими образованиями, эрудированная, интеллигентка в третьем поколении.

 По ее возвращении,  через месяц,  вся наша большая семья собралась отпраздновать рождение  нового своего члена и послушать впечатления от «заграницы».

Времена, как понимаете, были уже перестроечные, и  подписки о «неразглашении» никто не требовал, поэтому разговор был семейный и откровенный.

А впечатлений было – море, учитывая нашу «купонно-карточную» систему  на фоне эйфории от демократии, свободы слова и падения тоталитаризма…!

 Как интеллигентный человек, в первую очередь, конечно, Лидия Максимовна восхищалась Дрезденом- его архитектурой и культурой, дворцами и соборами, а после 3-5 «рюмки чая» разговор перешел на темы «более близкие» всем присутствующим – быт, питание, общее состояние с нашей помощью «загнивающего капитализма».

 Я задала ей тогда всего два вопроса, и просто перескажу ее ответы на них.

 - Что произвело на Вас  самое большое впечатление?

 Она недолго подумала и ответила.

 -  Приблизительно так я себе представляла коммунизм.

-  Но вместе с тем, я  даже не представляла, что бывает столько сортов и видов мяса или колбасы. Я за свою жизнь ни разу их столько не видела  - ни в магазине, ни на базаре – упакованных, как праздничный подарок, в отдельные уже взвешенные пакеты, и  нигде -  больше 2-х человек очереди у прилавка. И – чистота. Мне в голову не могло прийти, что тротуар можно мыть шваброй или, что молоко и газеты могут простоять на крылечке под закрытой дверью с утра до самого вечера, если ты почему-то раньше ушел из дому.

 -  Нет, даже не это. Я только на праздничных демонстрациях или гуляниях видела столько открытых, улыбающихся лиц. Муж, жена, двое детей – гуляющие , держась за руки и улыбающиеся  или  смеющиеся, или  - за столиками в каждом кафе . Благообразный, добродушный старичок, бережно поддерживающий под руку старушку,  по возрасту - явно бывший «фашист» ( но с такими добрыми глазами и улыбкой ?) – вечером просто на каждой скамейке и аллейке.

 -   Да,пожалуй, именно это : ведь они – фашисты, нами побежденные враги. Я столько лет растила в себе чувство прощения к ним, веря, что они - страдают от справедливого наказания, а мы - с каждым годом «живем лучше и веселее!»  Самое мучительно горькое чувство : Они нас -  жалели. Да, именно, жалели : услышав русскую речь, все без исключения – таксисты, продавцы, официанты – становились предупредительны, но не как к уважаемыми и  почитаемыми клиентами, а как - с «бедными родственниками», малоразвитыми или  убогими, что ли.

Я вспоминала  злые окрики продавцов и женские  склоки в бесконечных очередях, наших зареванных детей в битком набитых утренних автобусах, наших грязных и полупьяных попрошаек на грязных тротуарах… и  у меня начинался сердечный приступ. От обиды за нас, наших родителей, наших детей. От чувства униженности и обманутости. От их жалости и сочувствия. От того, что я  видела себя их глазами и мне нечего было возразить и обидеться –не  на что! А обида за свой народ, свою страну - просто разрывала душу.

 Она заплакала и тему «замяли», переведя разговор на семейные темы.

 Чуть позже, когда мы оказались одни в  комнате- со мной был мой 2-летний сын, напоминавший ей только что оставленного, пусть даже и «в коммунизме», но за тысячи километров, собственного внука, я задала ей второй вопрос.

 -   Лидия Максимовна, а у Вас не возникло желание остаться там навсегда?

На этот вопрос она ответила, не задумываясь.

 -   Я задавала себе этот вопрос еще там. И знаешь, я готова прозябать еще пять, десять лет в холоде и голоде, если бы только знать, что и у нас, в нашей, своей  стране, и весь наш народ, а не только я и моя семья, будем жить так же.

 

И вот прошло уже 20 лет. Сегодня мне столько же лет, сколько ей было тогда! И я не один уже раз задавала себе такой же вопрос и давала на него такой же ответ!

 И хочу задать вопрос присутствующим :

-  Что это- ограниченность, славянский менталитет,  «совковый патриотизм»?

 Или - любовь к своему народу и своей Родине?

И глубокая вера в то, что мы –не убогие! Мы достойны и можем жить богато и счастливо!

И  надо ли терпеть?

 Мой ответ  гп САМАРЯНКЕ:

-    Не надо валить с больной головы на здоровую и искать «козлов отпущения» - евреев, гастробайтеров,  массонов. Винить надо  себя и только себя. Не Бог, не Царь и не Герой сделает нас богатыми и счастливыми. Только мы сами  - «кузнецы своего счастья».

А Ваш?