ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ФОБИИ

На модерации Отложенный

«Свобода – это возможность сказать, что дважды два четыре» Джордж Оруэлл


БАЦИЛЛА ЭКСТРЕМИЗМОФОБИИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА СЕВЕР

 
Заражение псевдоэкстремизмом пошло по вертикали. По вертикали географической, из Сургута (внизу на карте) вверх до Нового Уренгоя. Возможно из чувства корпоративной солидарности, а может быть от служебного рвения, решили транспортные прокуроры Нового Уренгоя пойти по стопам своих сургутских коллег, пытавшихся запретить книги саентологов. Делать это прокуроры попытались с помощью современного инструмента, этакого аутодафе, обвинив литературу саентологов в экстремизме. Упоминание про аутодафе приходит на ум, после того как некоторые антикультисты из Челябинска, стали собирать «экстремистскую» литературу для проведенияпубличного акта сожжения книг, экзекуции, проводимой всякими одиозными проходимцами, от варваров до нацистов. «Что-то в Сибири нынче не спокойно», – подумает иной читатель. Но вернемся к нашей основной теме. Транспортных «библиофилов» Сургута ничуть не смутило, что эта «подозрительная» литература распространяется по миру вот уже 60 лет, и что её читают в 165 странах на 70 языках. Судя по логике действий транспортных прокуроров, можно предположить, что они опасаются, что большая часть мира уже заражена бациллой экстремизма, и, возможно, грядет новый Армагеддон. А они взяли на себя миссию спасения. Интересно только, на какой из сторон, на стороне добра или на стороне зла выступают эти горе-блюстители закона. 

                                                                                                                                                                                                                                       

Как откровенно признался прокурор из Сургута, Вадим Лыков, бывший одним из наиболее активных участников суеты вокруг книг, что сами прокуроры литературу не читали, так как опасались за свое сознание (из интервью Сургут.ТВ). Можно предположить, что какими-то невидимыми флюидами, смогли и почувствовали неладное, - «что-то не так с этими книгами», - подсказывала интуиция. Впрочем, и суд в Сургуте так же не особенно заинтересовался содержанием книг, ему достаточно было мнения идейных оппонентов саентологов, записанного на бумаге, которое стало самым главным и единственным аргументом. Неудивительно, что принятое судом решение по признанию материалов экстремистскими, развалилось при первом же профессиональном
рассмотрении в суде более высокой инстанции.                       fdaf                                                                                                                         
Обращает на себя внимание формальный подход прокуроров, которые формулируют свои заявления «в защиту неопределенного круга лиц». Подобное обобщение является лазейкой для несправедливости(1), так как, формально соответствуя закону, может быть использовано безосновательно: ведь нет никаких лиц, которые бы пострадали от книг, журналов и любой литературы. Подобное обвинение может быть выдвинуто против любого человека или группы, ведь нет необходимости иметь «жертву», можно только предположить, что кто-то может пострадать, и необходима «защита неопределенного круга лиц». 


Но вернемся в Новый Уренгой. От Сургута до Нового Уренгоя около 1000 километров, возможно, поэтому бацилла экстремизмафобии шла до Нового Уренгоя небыстро, с марта по ноябрь 2010 года. Транспортные прокуроры Нового Уренгоя не имели материалов вероучения церкви Саентологии. Но к ним пришла посылка с жизнеописанием Л. Рона Хаббарда, книгой «Страницы жизни». Прокурор написал в своем заявлении в суд, что «местом обнаружения и распространения…материала является город Новый Уренгой… в адрес Новоуренгойской транспортной прокуратуры поступила книга Л. Рона Хаббарда «Страницы жизни», то есть книгу, которую они захотели признать экстремистской, они получили по почте, непосредственно из Саентологической церкви Москвы. В прокуратуру пришло жизнеописание основателя Церкви Саентологии Л. Рона Хаббарда, включающее описание его исследований и достижений. И хотя сам Л. Рон Хаббард покинул тело в 1986 году, факты о его жизни прокуроры, вероятно, считают серьёзной опасностью(2). 
Таможенные прокуроры в Новом Уренгое – люди прогрессивные. Иначе как объяснить новшество – экспертизу книги они передали не профессиональному эксперту-лингвисту(3), а корреспонденту местной газеты. Трудно понять, какие аргументы убедили эту девушку взяться за такую специфическую работу, но, видимо, аргументы были весомые. В результате заказ был выполнен, экспертиза написана и передана в суд, чтобы (так же, как и в Сургуте) стать основанием для решения суда. 

profileВ своем иске прокурор из Нового Уренгоя указал интересный аргумент: «Распространение указанного материала (в данном случае он был распространен в одном экземпляре непосредственно руководителю транспортной прокуратуры Нового Уренгоя) ущемляет право граждан на свободу вероисповедания, выражающееся в распространении идей насилия, направленных на сторонников саентологии».

Вы подумайте, какая глубина мысли. Получается, что саентологи «распространили» прокурору жизнеописание основателя своей религии, чем ущемили право на свободу вероисповедания, а эта свобода ущемлена идеями насилия (в чем насилие, так и остается загадкой), в отношении самих же саентологов. Или же прокурор считает себя саентологом, и поэтому считает свои права нарушенными? Разобраться непросто. И хотя иск прокурором был подан 29 ноября 2010 года, тем не менее, обо всем происходящем саентологи узнали только в январе наступившего 2011 года. К чести суда, нужно сказать, что он объективно рассмотрел заявление транспортных прокуроров и отказал в иске, что было прояснено секретарём суда в его ответе на поступивший телефонный звонок. 

Почему суд так поступил, можно понять ещё и из экспертизы, представленной суду. Эксперт-корреспондент пишет: «Хотя процедура одитинга (прим. Одитинг – это, по сути, форма беседы или исповеди) проводится добровольно, такое грубое вмешательство в личность человека с целью разрушения ее структуры, да еще и лицами, не являющимися специалистами в психиатрии и психотерапии, является несомненным нарушением прав человека». То есть, по мнению корреспондента-эксперта, любого священника, который исповедует прихожанина, можно посчитать нарушителем прав человека(4). В конце корреспондент описывает выводы, к которым он пришел, и нашел: «Идеи, оправдывающие насилие,.. в связи с его положительным отношением к религиозной группе саентологов». То есть насилие выражается в положительном отношении к саентологам. Можно увидеть, что это очередной фарс, где мнение непрофессионального эксперта выдается за истину в последней инстанции. И только объективность суда позволила этой книге (речь идёт о брошюре «Л. Рон Хаббард: страницы жизни») избежать участи других конфессиональных материалов, обвиненных в экстремизме на основе подобных «экспертных» заключений (i). 

При всей абсурдности ситуации в Новом Уренгое мы видим, что уже не в первый раз права верующих грубо пытаются ограничить. Общим знаменателем такого неоптимального положения с нападками на саентологов, и не только на саентологов, но и на ряд других конфессий, является борьба с инакомыслием, осуществляемая посредством применения закона о противодействии экстремизму(5). Получается что свобода для нас, выражается в простой идее говорить правду, такой как она есть, а не такой какой ее хочет представить кто-то другой. Как остроумного сказал Джордж Оруэлл; «Свобода – это возможность сказать, что дважды два четыре». 

Общественности так и не были указаны настоящие причины появления самого закона. То есть в любой стране мира действует система законотворчества, основанная на анализе фактов. Если, например, статистика показывает рост краж, то, соответственно, требуется принятие конкретных мер реагирования для предотвращения краж, и может быть изменено законодательство, но опять-таки это объективный статистический показатель - о конкретных правонарушениях. В случае с принятием закона о противодействии экстремизму таковых причин не наблюдается6. Принятие закона в 2002 году не могло опираться на преступления экстремистской направленности. На тот момент таковых преступлений не могло быть по определению, поскольку не было законодательно принятого понятия, что является экстремизмом, а что нет. Оценка опасности и важности экстремистских преступлений в соотношении к общей картине преступлений показывает малозначительность или, правильнее сказать, преувеличение «проблемы экстремизма». Например, в 2009 году в стране было совершено 2.994.800 преступлений, из них всего 548 преступлений экстремисткой направленности. Это составляет долю в 0, 018 % от всего количества совершаемых преступлений в стране. Эта статистика удерживается в в таком соотношении последние 2 – 3 года, демонстрируя небольшой количественный рост, но доля ее так же мала, как и в 2009 году. 

Применение антиэкстремистского законодательства вызывало и вызывает много вопросов, особенно в части применения закона в отношении групп верующих и их литературы, а также в отношении материалов СМИ и действий гражданского общества. Преследованию и обвинению на основании закона о противодействии экстремистской деятельности подвергаются последователи исламского богослова Саида Нурси, последователи веры Староверов-Инглингов, верующие Свидетели Иеговы, чьи организации подвергаются гонениям «за экстремизм». Можно по-разному относиться к разным конфессиям, но нельзя отказывать людям в праве, которое гарантировано Конституцией России(6), вправе исповедовать свою веру. 

Обвинение верующих в экстремизме противоречит здравому смыслу, и есть много доводов(7) показывающих это. У многих верующих из перечисленных конфессий абсолютно лояльное отношение к власти и многие вероисповедания вообще отрицают насилие. Например, Свидетели Иеговы в соответствии с вероисповеданием не должны брать в руки оружие. Проблемы, которые появляются в области применения антиэкстремистского законодательства и нелояльное отношение ко многим конфессиям со стороны власти, не имеют ни каких логических объяснений. Л. Рон Хаббард, работы которого третировались Сургутскими судьями, и чье жизнеописание пришло в Новый Уренгой писал что «Терпимость – краеугольный камень, на котором стоятся отношения между людьми. Религиозная нетерпимость на протяжении всей истории человечества и до наших дней приносила смерть и страдания», призывая к уважению вероисповедания людей. 
                                                                                                                                                                                                                                           карта
Возможно, что этот незамысловатый совет, стоит воспринять и нашим транспортным прокурорам. И тогда не будет почвы для распространения экстремизмофобии ни на Север, ни в любую другую сторону света. 


Юрий Максимов

i.)      P.S. После того, как был написан этот материал, стало известно, что суд Нового Уренгоя переслал заявление прокурора по месту нахождения церкви Саентологии, то есть в Москву. И заявление это, видимо будет рассмотрено судом. 

Ссылки: 

1.«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статья 7 Конституции Российской Федерации. 

2.«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Статья 7 Конституции Российской Федерации.

3.«Эксперт проводит исследования объективно, на строгой научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме» Статья 8 Федеральный закон № 73- ФЗ «О государственной судебно– экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года.
4.«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 19 Конституции Российской Федерации.

5.Закон об экстремизме создан «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации…». Федеральный закон № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года. 

6.«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Статья 18 Конституции Российской Федерации.

7.«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 28 Конституции Российской Федерации.