Я или Мы?

В темах, посвящённых праведной Марии Египетской встречаются такие комменты: «Лучше займись чем-нибудь общественно-полезным». «Нельзя жить в обществе и быть свободным от обязанностей к нему. Это паразитизм и ничто иное». «В чем прелесть этого эгоистичного и бесполезного образа жизни?»

Общественно-полезное… Обязанности перед обществом… Эгоистичный образ жизни… Увы, таков вот печальный итог XIX и XX вв. Призрак решения всех человеческих проблем маячил в толпе – то в толпе мужиков деревенского схода, то в толпе заводских рабочих, а теперь в толпах деловых «новых русских» и ярмарочных толпах карнавальных воскресных шоу для обывателей.

Господь же заповедал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…» и «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Христос в Нагорной проповеди начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. В том числе: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - вот всё общественно-значимое, что от человека ожидается. Будь милостив, твори добро!

Какое же добро сотворила преп. Мария Египетская? Какое благое, «общественно-полезное» дело совершила? Очень большое, очень полезное и очень значимое. Она показала людям на своём примере, как Господь любит их, как Он их прощает, когда они отказываются от греха и раскаиваются.

 

История ушедшего века, в которых государство и власть провели на людях, казалось бы, все мыслимые и немыслимые эксперименты, применили все достижения науки и техники и убедились, как в пагубности, так и (отчасти) в бесплодности своих усилий, обнаружила в целом кризисное состояние темы человека. Все это заставляет вновь и вновь ставить главный вопрос о человеке: что такое человек?; кто Я?; зачем существую, с какой целью?; что ждет меня впереди? Однако, как это ни парадоксально, человек стал ставит вопрос иначе – кто Мы?, переводя вопрос из сферы антропологии в сферу социологии.

А Я не Мы из толпы. Я должен о себе думать, свою душу спасать. Да, делая добро другим. Но мне не спасти других. Другие сами о себе должны позаботиться в деле спасения своих душ.