Национальная военная стратегия США, год 2011

Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) США обнародовал во вторник Национальную военную стратегию (скачать полный текст на английском в PDF) По сравнению с аналогичным документом 2004 года, претерпел определенные изменения спектр рисков для безопасности США, их союзников, а также партнеров. В стратегии упоминается лишь три глобальные державы – одна лидирующая (сами США) и две растущие – Индия и Китай. Употребляется также термин «региональные державы». Россия, судя по этому документу, относится именно к этой категории. Вот несколько позиций данного документа, представляющие, с моей точки зрения, особый интерес.

О России

России в стратегии отведено скромное место. На 13-й странице говорится: «Мы будем наращивать диалог и отношения по военной линии с Россией, опираясь на наши успешные усилия по сокращению стратегических сил». Имеется в виду Договор о СНВ. Далее в стратегии сказано, что США «стремятся к сотрудничеству с РФ в сфере борьбы с терроризмом, распространением ОМУ, а также в космосе и в области противоракетной обороны и приветствуют активизацию роли Москвы в обеспечении безопасности и стабильности в Азии». Пожалуй, самым восторженным ценителем этй скромности оказался Алексей Арбатов, директор Института США и Канады, который сумел таки найти здесь только положительное: "Раньше американцы никогда не говорили, что будут сотрудничать в космосе... США ранее были недовольны нашей ролью в Азии, так как считали, что мы поддерживаем Иран, КНДР, а теперь они говорят, что ценят сотрудничество с Москвой по этим вопросам". Ну, кому и кобыла невеста, что уж тут сделаешь.

О Китае

В новой стратегии говорится, что США озабочены «масштабами и стратегическими намерениями военной модернизации КНР и ее самоуверенным поведением в космосе, киберпространстве, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях». Далее указывается, что США и их партнеры будут готовы «продемонстрировать волю и направить необходимые ресурсы для противодействия мерам любой страны, которые поставят под угрозу доступ и использование общих пространств, а также киберпространств и будут угрожать США и их союзникам». По словам американского военного эксперта, АТР будет играть все более важную роль для США. Он предположил, что произойдет «миграция американских сил» в регионе. Это не значит, что Вашингтон направит туда дополнительные войска. Речь идет о перераспределении ресурсов. Из документа следует, что США будут наращивать масштабы учений в регионе, а также планируют активизировать сотрудничество в сфере безопасности с соседями Китая – Вьетнамом, Филиппинами, Индонезией, Малайзией.

В то же время американцы заявляют, что стремятся к развитию с Китаем «позитивных, всеобъемлющих отношений в духе сотрудничества», углублению контактов по военной линии, расширению сфер, представляющих взаимный интерес, улучшению взаимопонимания и предотвращению просчетов.

Арктика как новая сфера деятельности

Собственно я, я уже писал о возможных конструкциях союзов по экспансии в Арктику. Подтверждением этих прогнозов стало заложенное в "USA's 2011 National Military Strategy" следующее утверждение: "США намерены решать вопросы региональной безопасности в Арктике в партнерстве с Канадой".

Центральная Азия

Активность США в этом регионе отражена в документе как один из основных векторов военно-политической деятельности. "США рассматривают постсоветское пространство и прилегающие к нему территории как зону важных военных интересов". Из этого и надо оценивать ту цепь событий, которые имели место буквально в течении месяца, а именно:

  • Вашингтон и Кабул ведут переговоры о создании долговременных американских военных баз на территории Афганистана.
  • В подобном же духе о судьбе американского транзитного центра «Манас» в Киргизии высказывалась госсекретарь Хиллари Клинтон, посещая Бишкек в декабре 2010 года. При этом президент Киргизии Роза Отунбаева заверяла гостью, что новое киргизское руководство сделает все возможное для беспрепятственного функционирования американского центра у себя в стране.
  • О поддержке США и НАТО говорил недавно в Брюсселе узбекский лидер Ислам Каримов. Его поддержка усилий НАТО конкретно выражается в том, что аэропорт в узбекском городе Навои, а также аэродром и железнодорожная станция в Термезе стали ключевыми звеньями в северной сети снабжения войск альянса и США в Афганистане. Аналогичные функции выполняют аэропорт «Ашхабад» в Туркмении, а также транспортная инфраструктура Таджикистана.
  • После разрешения со стороны России пролета самолетов США через Северный полюс к интенсивному обеспечению войск коалиции, видимо, подключится Казахстан, который первый из центральноазиатских стран направил свой воинский контингент в Афганистан.
  • Группа американских сенаторов-республиканцев ждет от Пентагона ответа на свое недавнее предложение разместить радар ПРО в рамках создаваемого в Европе противоракетного щита не в Турции, а в Грузии.

Словом, США пришли в Центральную Азию всерьез и надолго и эта позиция с точки зрения США обсуждению не подлежит. Ну а о роли и месте России в этих планах и на постсоветском пространстве каждый может сделать выводы самостоятельно.