Почему вымирают христианские цивилизации
На модерации
Отложенный
Сейчас, когда этот факт уже очевиден, и никакие меры не в состоянии остановить процесс вымирания, многие ищут причины в современном состоянии общества, в его аморальности, в потребительской идеологии и так далее. А что, если заглянуть поглубже? Откуда такое пренебрежение к своему роду? Почему мы так безразличны к себе, что не хотим жить в своих детях?
В древние времена деторождение считалось главным смыслом всей жизни. Многочисленным потомством гордились, а бездетность расценивалась, как наказание за грехи. Евангелист Лука передаёт слова пожилой женщины, которая долго была бесплодной, но в конце концов зачала: "Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми" (Лк.1:25). Ещё можно вспомнить древнегреческий миф о Ниобе, родившей около десяти сыновей и столько же дочерей, которая не боялась высмеивать пассию Зевса - мать Аполлона и Артемиды богиню Лето - за то, что у той всего лишь двое детей (!). Правда, Аполлон с Артемидой отомстили Ниобе, расстреляв почти всех её деток, но важен сам факт: двоих отпрысков недостаточно для уважения женщины.
Если же заглянуть ещё глубже в историю, то мы увидим рисунки, фигурки и изваяния с подчёркнутыми гениталиями, что в те времена отнюдь не казалось смешным, но выражало способность к деторождению и природную силу изображаемых. В Индии до сих пор молятся детородному члену Шивы. Уважительное отношение сохранилось в словах "Herr", "мандала", в имени "Ева" ("Хева", "Хава", то есть "та, что хавает" - вагина). Слово "хуй" с древнеегипетского переводится, как "муж". Все слова, обозначавшие половые органы и половой акт, все выражения с ними имели благожелательный и сакральный смысл. Люди даже клялись, дотрагиваясь до паха: "Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом..." (Ветхий завет, Бытие, глава 24, стихи 2,3). Ничто, связанное с деторождением, не имело ругательного и скабрёзного смысла. Откуда он взялся?
А взялся он от потери значения рода, от презрения к многодетности, которая стала в сознании общества чем-то не важным и не престижным, скорее обременительным и досадным. И это можно понять. В крепостном обществе, с ограниченной долей земли, трудно кормить большую семью. Трудно кормить её и в мещанском сословии, живя на скудный заработок ремесленника. А так веками жило подавляющее большинство народа. С похожими трудностями сталкиваются многодетные семьи и до сих пор. Но эти причины можно назвать объективными, материальными, и они могли бы быть преодолены с ростом общего благосостояния. Однако, благополучные в материальном отношении страны Европы не могут похвастаться многодетными семьями. Там процесс вымирания титульной нации точно такой же, как и в России. Даже крепкие, здоровые семьи имеют по 1-2 ребёнка, и таких семей становится меньше и меньше...
Что-то более важное, чем материальный достаток, лежит в основе неуважения к деторождению и безразличия к продолжению рода. Мы знаем, что в древних сообществах было не так. Когда же и почему изменилось сознание? Тысячелетиями общественное сознание определялось религией. Уже две тысячи лет, как в Европе укоренилась христианская вера, а русские - православные уже тысячу лет. Мы знаем, что христианство отпочковалось от иудаизма и должно было перенять многое из него. Так как же иудаизм относится к детям? Читаем еврейскую электронную энциклопедию: "Библия видит в детях благословение Божие (Быт.22:17, 26:3,4)." То есть: "...благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звёзды небесные и как песок на берегу моря..." Цитируем дальше: "Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт.30:1; 1 Цар.1:10)." Расшифруем одну из сносок: "И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю." Далее перечисляются подробности, как обходились семьи в случае бесплодия или смерти одного из супругов.
Всех цитат и указаний по этому поводу мы приводить не станем. Заметим только, что в талмудическую эпоху, то есть нынешнюю, "деторождение по-прежнему трактуется как РЕЛИГИОЗНЫЙ ДОЛГ ВСЯКОГО ЕВРЕЯ" (выделено мной). У евреев была цель и есть до сих пор - гегемония их, потомков Израиля, на Земле. Их бог, как ни ревнив и ни крут со своими избранниками, всё же ведёт их именно к этому. И Талмуд предписывает евреям определённые правила в достижении их целей. И правила эти, оказывается, весьма не похожи на христианские. В том числе и по части потомства.
Да, как ни странно, хотя христианский бог и утверждал, будто "послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15:24), никакие его трюки и фокусы, ни истерические упрёки израильтян в неверии и непослушании "сыну божию", не заставили их принять ни фейкового "мессию", ни убийственную доктрину близкого Конца Света, ни, следовательно - его доктрину непротивления злу, ничегонеделания, бессемейности, нищеты и смерти. Но всё это, завёрнутое в конфетную обёртку с надписью " бог есть любовь" было навязано соседним, конкурирующим народам.
Дело в том, что ортодоксальный иудаизм не содержал понятий загробной жизни, небесного рая и подземного ада. Христианство восприняло это от иных культов. Часть иудейских книжников и богословов верила в Конец Света и воскресение мертвых, а другая - нет. По ходу нужно сказать, что такие серьёзные разногласия не приводили их к братоубийству между собой, как впоследствии христиан, готовых резать друг друга за каждое новое слово в доктрине. Но христианскую ересь они смогли изгнать из своей среды.
Не было в иудаизме и учения о метафизической схватке божественного начала с дьявольским, существовашего в Зороастризме и знакомого основателям христианства, судя по их проповедям. Сюжет о добром боге и его злом противнике прозябал в зачаточном состоянии: предполагался некий злокознененный "змей" - самый хитрый из всех животных (Бытие, гл.3), и "сатана" - служебный ангел-обвинитель, который имел доступ к Господу и мирно беседовал с ним, как и все остальные "сыны божии" (Книга Иова). Оба они полностью подчинялись Создателю. И только впоследствии христианские сказочники объединили их в некое могущественное, оспаривающее власть Бога-Творца существо, живущее где-то в недрах земли, в царстве кипящей магмы.
Зато речи еврейских "пророков" о приходе царя, способного подчинить иудеям другие народы, по примеру римских и ближневосточных царей - создателей великих империй - записывались и запоминались. Мечтать о хорошем приятно! И народ ждал этого чуда. Чем безвыходнее была ситуация с независимостью и самоопределением - тем больше ждал, рассуждая, что откладывать это событие уже невозможно, иначе "богоизбранные" в очередной раз лишатся земли, столицы и храма. И возвратить это не получится быстро. Поэтому часть народа, особенно малограмотного, в числе которого было немало экзальтированных представительниц слабого пола, увлекалась посулами самозванцев - претендентов на роль такого царя. Евангелие сообщает, что таких "лжемессий" было много (Ин.10:8; Мф.24:4,24).
О скором Конце Света вещал Иоанн, полудикий житель пустыни при Иордане, питавшийся насекомыми и диким мёдом. Царём он себя не величал, но призывал любопытных покаяться во грехах.
Особенно лют был в обличении религиозных учителей и властей. Такая проповедь не могла не иметь успеха в народе, и к нему потянулись праздные "ученики".
В том же ключе запел и новоявленный "царь" - Иисус, недвусмысленно намекая на своё божественное происхождение. Он был уроженец богоотступнической (по мнению иудеев) области - Галилеи, научившийся где-то целительским и факирским навыкам, в возрасте "лет тридцати". В отличие от пустынника, Иисус выдавал себя за "мессию" и похоже, что сам в это верил, как верят все параноики в свою сверхидею, гневаясь и обижаясь на непонимающих и неценящих их. Его отличала высокопарная речь и отсутствие чувства юмора, характерные для упомянутой категории душевнобольных. Тем не менее, этот "сын божий" осознавал, что подчинить какие бы то ни было царства, создав империю для евреев, он не в состоянии. Он даже не смог бы объединить разделившиеся еврейские области с их префектами и царями. Поэтому стал заливать о Втором Пришествии, когда он якобы возвратится на Землю, "грядущий на облаках, в силе и славе великой". Причём совершиться это должно уже скоро, вслед за карательной операцией и разрушением Иерусалима: "Не прейдет род сей, как все это будет" (Лк.21:32). Говорил ли он так в действительности, или присочинял евангелист задним числом - мы не знаем, но события эти произошли через несколько десятилетий после истории с Иисусом.
В связи с этим пророчеством, галилейский "мессия" дал верующим в него инструкции, что нужно делать при наступлении дня Х. Он советовал держаться подальше от города, а ещё лучше - "бежать в горы". И предупреждал, что особенно тяжело будет в те дни женщинам с маленькими детьми и беременным: "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни, ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей..." (Лк.21:23).
По этой причине ни в проповедях самого "спасителя", ни в посланиях его апостолов, мы не встретим ни слова о богоугодности деторождения и продолжения рода. Всё, что нужно - это готовиться к Концу Света, к смерти, к последующему воскресению и Суду. А дети - это дополнительные страдания и заботы. Семья вообще - институт сомнительной пользы: "Преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками..." (Лк.21, 16). "Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей." (Лк.12:51-53)" И даже такие слова: "Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником." (Лк.14:26).
Более того, туманное высказывание "Спасителя" о скопцах заставляет предполагать, что такое членовредительство, хотя и не обязательно совершать всем подряд, но всё же - не преступление, и может иметь место среди адептов, и даже достойно определённого уважения: "...есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит." (Мф.19:12). Какой уж тут "религиозный долг" производства потомства?
Та же логика двигала и апостолом Павлом, установившим приоритет безбрачия и бездетности над семейным образом жизни. "...Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были как я (то есть холосты и бездетны - myrapia)... Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться тАк. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены... Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться... Выдающий замуж свою девицу (дочку - myrapia) поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (1 Кор. глава 7)
Там же апостол приводит доводы для своих советов: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие... ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу". И кроме того, замужние "будут иметь скорбь по плоти; а мне вас жаль".
Правда, в другом послании ап.Павел, определяя жизнь женщины в обществе на уровне бессловесного домашнего животного, обещает ей "спасение" "через чадородие". Но в данном контексте речь не идёт о благословении чадородия, но о наказании всего женского рода за "преступление" Евы, "прельстившей" Адама запретным плодом (1Тим.2:14). Апостол ссылается на Книгу Бытия, гл.3:16, в которой Создатель, в отместку за совершённое, произносит такие слова: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое; и он будет господствовать над тобою". Божественная "справедливость" распространила сию кару на всех последующих женщин, и даже отменяющее все грехи праотцев "жертвоприношение" Иисуса в данном случае оказалось бессильно.
Вот и всё. Ветхозаветное благословение брака и продолжения рода отменено. Учреждён приоритет монашества. С этих пор Церковь рассматривает семейный союз в качестве альтернативы блуду, но не как самоценность. Изначальная заповедь "плодитесь и размножайтесь" больше не актуальна. Правда, оставлен запрет на любые способы предохранения при половом акте, и аборт приравнен к детоубийству. Благодаря этим запретам, богобоязненные христиане вынуждены были или рожать - сколько тело вынесет, или воздерживаться от интимной жизни. И хотя то и другое бесчеловечно, губительно для здоровья - не важно, ведь настоящая, вечная жизнь наступит лишь после смерти, а здесь мы гостим временно, для покаяния и подготовки к загробной жизни...
Понятно, что средневековые установления Церкви уже не действуют, верующих становится меньше и меньше. Но пренебрежение к деторождению никуда не ушло, оно впитывалось поколениями две тысячи лет. Более того, иметь много детей теперь даже стыдно: нищету плодить. Бедные многодетные семьи не уважаются в обществе, ориентированном на карьеру, высокое общественное положение, материальные блага и развлечения. Супруги уже не считают себя обязанными хранить семью - зачем? В ней нет высокого смысла, а маеты - с избытком. И хотя Новый Завет высказывается отрицательно о разводах и настоятельно просит беречь и холить своих супругов - это уже детали, о которых не каждый знает. Потому что вчитываться в Писания мало кому интересно, а основной смысл христианской жизни, в особенности - православной, состоит в трудах по "спасению" своей собственной бессмертной души - в молчании и молитве. А дети только мешают этому...
Комментарии
Снижение рождаемости с ростом благосостояния (более широко -- со стабильным улучшением условий жизни) -- давно известный эффект и наблюдается у любых стадных (социальных) живых существ, даже у мышей. В нестабильных и опасных условиях для выживания социума требуется высокая рождаемость, но нет смысла вкладывать большие ресурсы в их воспитание -- в любом случае большинство погибнет. Если же условия стабильно благоприятны -- выгоднее вложиться в воспитание пусть и немногочисленного потомства, чем "нищету плодить". У людей, в принципе, работает то же самое, с учетом социальных факторов и длительного (если с мышами сравнивать) периода смены поколений.
У людей вмешивается социальный фактор,(дети не лишние рты, а доп. рабочие руки), это да, но когда нет работы и для родителей - люди приходят к тому же решению, что и собаки.
_____________________
Был такой социальный эксперимент. Создали мышиный рай. Безопасный, и полный еды. Его голохвостые поселенцы сперва бешено размножились, а затем рождаемость упала до нуля. В общем вымерли все. Нет стимула к борьбе, все есть и без нее.
" а затем рождаемость упала до нуля. В общем вымерли все." -- опять же об этом и речь. Популяция погибла, сработал естественный отбор. В данных условиях выживает тот социум, который выработает эффективную -- для данных условий -- стратегию. Те, кто не выработал, -- вымирают.
______________
В том эксперименте мышам-потребителям, - и не нужна была стратегия, все есть и без нее.
Человечество живо, пока осознает и решает проблемы, вырабатывая стратегию их преодоления. Те мыши даже не осознавали, что проблема у них, как у сообщества - вообще есть.
А благополучные - могут дать образование и воспитание не только одному ребенку, но почему-то решают остановиться на минимуме. Скорее всего это эгоизм, плюс отсутствие целей. Как у тех мышей.
Вот работает у нас узбек, у него семеро детей. И у него есть цель - чтобы они жили лучше, чем он. А у благополучного брюггера такая цель не стоит. Он и так знает, что его единственный ребенок будет обеспечен мирным небом над головой, всевозможными правами и льготами. Ему больше нечего желать, не может определить целей, их паросто нет. Его предки можно сказать - создали христианский рай,(сиди себе на облаке, ни хрена не делай, проблем нет) и обрекли детей в нем жить.
"могут дать образование и воспитание не только одному ребенку..." -- серьезное образование и здоровье даже в том "раю" -- сильно недешевое удовольствие. А считать они умеют.
Недешевое, да... Но это не проблемы, а всего лишь расходы.
Чтобы нести расходы, надо иметь доходы. Те же Германия или Франция -- наверняка там разные семьи есть; и с 1-2 детьми, и многодетные. Но дети из малодетных семей по жизни оказываются более успешными. Вот и результат.
________________
Так и благополучие у людей построила только одна популяция...
Но дети из малодетных семей по жизни оказываются более успешными. Вот и результат.
___________________
Подобная успешность по моим наблюдениям в большинстиве своем - за счет связей родителей, и/или за счет гшибкости спины. Эта модель успешна только в накатанной колее жизни. Как только ситуация выходит за рамки зоны комфорта, все становится настоящим, и требует настоящих действий - успешными становятся те, кто привык к самостоятельности, хлебнувшие лиха...
"Эта модель успешна только в накатанной колее жизни." Я именно об этом и писал. Успешна в стабильно благоприятных условиях.
Причем в практике жизни людишек-букарашек работает три триединых совокупности технологий организации и работы кульутры жизни - это божественная, атеистическая, сатанинская ...........