Выбор усилия. Проповедь на 6-е воскресенье после Богоявления
На модерации
Отложенный
Читая книги по истории нашей страны, да и вспоминая страницы недавней истории, которой мне довелось быть очевидцем и участником, т.е. последние лет 25-30 (а это уже больше четверти века!), я начинаю задумываться вот над чем. Мне кажется, что в истории народа, а может и в мировой истории, есть периоды усталости. Ну, это когда никому ничего неохота. Нет, не так. Это когда подавляющему большинству неохота развиваться как народу, даже как человечеству, быть может. Когда большинство думает не о свободных выборах или справедливых законах, не о торжестве правосудия или о повышении уровня образования для своих детей, а о там, как бы прожить день. День прожили – и ладненько. На продукты и на пиво заработали на сегодня – и хорошо. Можно после бессмысленной работы полежать на диване и посмотреть бессмысленное шоу или сериал. А ребенок… ну, он тоже, после бессмысленного обучения в школе может посмотреть свои дурацкие телепередачи. Благо, телевизоры дешевеют, можно всем членам семьи купить по ящику. И можно даже из дома не выходить днями, только на работу и в магазин.
Такая усталость не может привести ни к чему положительному, понятно. Она знаменует то, что социологи называют стагнацией общества, проще говоря, застоем. А за застоем следует что? Правильно, деградация. Когда самая читающая страна в мире может превратиться в страну быдла. Быдлу не нужны Пушкин и Достоевский, быдло не читает книжки. Как там в гимне этой зреющей прослойки поется? «У нас на районе не звонят, а звонят»? «Колян» как герой нашего времени, «Воронины» - как идеал семьи, и это уже не ирония, увы.
Снова повторю, такие периоды в истории нашей уже бывали.
Помню, как в ранней юности меня поразил стих Лермонтова про его поколение молодых:
К добру и злу постыдно равнодушны,
в начале поприща мы вянем без борьбы,
перед опасностью позорно-малодушны
и перед властию – презренные рабы.
Я тогда, в своих 80-х подумал: «Ну как же так можно жить? Ведь всегда есть к чему стремится, всегда есть цель!» А сегодня, глядя на всеобщий упадок и на ползущую деградацию, я думаю о сходстве симптомов двух эпох.
Упадок и деградация – это еще и когда я отвыкаю что-то выбирать, разве что пощелкаю кнопками телевизионного пульта по одинаково пустым каналам и выберу себе пустоту по вкусу. Впрочем, про вкус это я так, какой вкус может быть у репы?
Усталость делать выбор приводит меня и к гражданской апатии, я уже и не хожу на выборы, а зачем? «Им» надо, пусть «они» сами себя и выбирают. Или назначают.
Простите за сленг, но слово «пофиг» становится лозунгом времени. Пофигизм как идеология большинства. Позволю себе еще немного Михаила Юрьевича:
Толпой угрюмою скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом…
А житейская и гражданская расслабленность ведут меня к пустоте духовной. И это не та «духовная нищета», которую превознес Господь в Нагорной проповеди, потому что те «нищие духом» алкали и жаждали Бога, будучи отверженным дном общества. Нынешние «нищие» - это ничего не ищущее болото, которое обществом назвать язык не повернется. Духовность становится просто словом ничего не значащим. Кумирами молодежи становятся, наряду с «колянами» готичные вампиры. Знаете почему? Вспомните фразу «сосущая пустота» Пустота душ бесстыдно зияет, а фильмы про «Дозоры» становятся симптомом времени.
И я думаю, что пустота церквей связана с этим. После шока 90-х, когда мы ужаснулись духовной пустоте и побежали все за свечками в церковь или в секты и эзотерические кружки, желая заполнить вакуум хоть ладаном, хоть чертом, мы сегодня уже успокоились и привыкли к этой пустоте, даже уже ей любуемся. «Эх, разве у тебя вместо души дыра? Вот у меня дырища – посмотри, какая!»
И мы, христиане, поддались этой сосущей пустоте. А как с ней бороться, когда она ползет отовсюду – с экранов телевизоров, из телефонных трубок наших друзей-подруг, со страниц глянцевых журналов, из речей наших правителей? Мы, как завороженные удавом бандарлоги все дальше и дальше отходим от нашего спасения. Все реже и реже бываем в церкви, все реже выходим к Причастию, дремлем на проповеди, а занятия вообще пропускаем – зачем нам занятия?
И вот сегодня Писание дает нам оплеуху. Встряхивает нас за шкирку. Все – и Моисей, и апостол Павел и Сам Господь Иисус заставляют нас выйти из нашего сумрака, из полудремы или из пустой нашей суеты.
И заставляют нас сделать выбор.
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Это говорит нам пророк Моисей. Вот тебе выбор, говорит он – «любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его». Хочешь жить – служи Ему, слушай Его, поступай по Его законам. Хочешь умереть – служи иным богам. Или самому себе. Или – молись пустоте, дырке, которая образовалась на месте твоей души.
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих... (Втор.30:19-20)
И вслед за пророком уже апостол Павел «напрягает» расслабленную коринфскую общину, упрекает их как «плотских», как «младенцев во Христе», как тех, среди кого владычествуют стихии мира сего, стихии зависти, гордости, споров и разногласий. Ни Павел, ни Аполлос, которых делят коринфяне, не взращивают дух и веру в душах.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.
…
9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. (1Кор.3)
Ни нива, ни строение не совершенны, пока не закончены. Когда дом завешен, в него вселяется хозяин. Когда нива созрела, ее пожинают жнецы и собирают в житницу.
Кто хозяин-жилец нашего дома, кто владелец житницы-Церкови? Что за дух обитает сегодня в недостроенном здании, и обитает ли кто? И отчего встала стройка?
И последний пророк на рубеже заветов, святой Иоанн Креститель, указавший тогдашним нищим духом, что собрались на Иордане, на их Хозяина, снова и снова говорит нам уже сегодня: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира…»
Но он же, суровый пророк Иоанн, указывает не только на Него, но и на нас. Нам говорит он: «Приготовьте путь Господу…» Нас упрекает он: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния...» (Лук.3:7,8)
И Сам Господь, говоря об Иоанне, побуждает нас напрячься и сделать шаг – не к телевизору, не к дивану, не к мертвящей и бесконечной, как беличье колесо, суете мира сего. Нет. К Царству Небесному.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его… (Матф.11:12)
Всякое усилие, даже не очень значительное будет вознаграждено – вспомните притчу о талантах и слова о награде за простую чашу холодной воды, но не ради награды старались рабы с талантами и хозяин чаши. Они сделали, что умели, они употребили усилие – не ради награды, а потому что могли – и сделали. Заставили себя проявить предприимчивость или милость. И потому, говорит Господь, их праведность превзошла «праведность» фарисейскую, торгующуюся с Богом, законническую, мертвящую.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф.5)
Сегодня, накануне Великого Поста, задумаемся, братья и сестры. Задумаемся каждый о своем. О том усилии, что ждет от нас Бог, о том, куда идем мы с вами.
Всего-то – десять заповедей дал Бог когда-то Моисею. Но разве нам не к чему стремиться? Разве мы уже достигли предела нашего напряжения? Разве не с чем нам прийти в Богу и сказать Ему: «Прости, Господи… Помоги, Господи…»?
Сотворите заповедь – пусть несовершенно, пусть по-детски, но – напрягитесь и сотворит хоть что-то. И научите других. Встаньте с дивана. Выключите телевизор. Посмотрите в глаза любимому человеку. Протяните жаждущему стакан воды. Победите свою апатию и усталость.
И найдите для этого силы – здесь. В Его церкви. У Его Алтаря, где Он ждет вас.
Аминь
Комментарии