Огурцы и просторы космоса

Вчера меня жена послала за картошкой. К моему большому удивлению пришлось обойти магазинов пять, пока я понял, что картошки нет. Собственно говоря, она, конечно, была. Но такая, что ее, в общем-то, как бы и не было. По цене от 35 до 40 рублей за килограмм предлагалось что-то комковатое и вялое и таких размеров, что я принял это за катышки от старого ватника. Был и отборный импортный картофель в красивом пакете ценой 90(!) рублей за тот же килограмм. В общем, на самом деле картошки по желаемому качеству и бюджету моей семьи не было.

Эта мелко-бытовая история невольно заставила меня вспомнить и  том, что у нас стремительно исчезают отечественный чеснок, помидоры и даже огурцы, которых еще лет десять назад вполне хватало, не смотря на общий упадок экономики. А еще я задумался над особенностями нашего национального  хозяйства.

В моем небольшом городке магазины растут как грибы, но за то  время, за которое у нас вырос десяток новых shop’ов, не появилось ни одного производства хотя бы веников для бани или щеток для унитаза. Тихо почило в бозе производство оригинальных hi-tech диагностических медицинских приборов, не смог родиться не менее современный заводик по переработке мусора и еще безвременно скончались несколько интересных проектов. Причем почили не по причине своей коммерческой бесперспективности, а в основном из-за особенностей национальной бюрократической машины.

Не думаю, что это исключительная специфика только нашего населенного пункта. Судя по скупой информации Госстата, тенденции развития мелкого и среднего бизнеса в стране не на много отличаются от местной тенденции.

Мы все более утрачиваем навыки производства и превращаемся из нации левшей, кулибиных и королевых в нацию торгашей привозными товарами. 

Все чаще приходится слышать, что мы зашли в этом столь далеко, что  уже утратили технологии даже многих оборонных продуктов и вынуждены закупать за границей не только беспилотники, но даже броню для наших танков.

Я вот даже по теле сериалам сужу. Сначала мы просто брали  идеи и сценарии и лепили по ним свои мыльные оперы типа «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Интерны» и т.д. Но теперь все чаще в наше кино приглашают иностранных звезд.  Стало быть, своих, отечественных, мы тоже разучились выращивать?

И все же среди самых горьких для нас утрат я бы поставил стремительную утрату отечественного производства банальных картошки и огурцов.

Говорят, последнему поставили в каком-то городке памятник. Но, судя по тому, что у нас теперь торгуют в основном импортом, этот монумент уже представляется надгробным.

Я давно не удивляюсь тому, что такие традиционные для российского огородничества культуры как уже упомянутые нами огурцы, чеснок, редиска, баклажаны стоят дороже бананов, апельсинов и даже экзотических ананасов. Так происходит всегда, когда страна в основном производящая становится страной в основном торгующей.

Наверное, мы тоже что-то там производим: истребитель пятого поколения, нано технологии, ядерные реакторы и неуловимые для ПРО ракеты. Только я думаю, что ракеты часто падают, нано технологии идут через пень колоду, а ГЛОНАСС никогда не станет конкурентом GPRS исключительно потому, что люди, способные делать продукты мирового уровня, все чаще уезжают туда, где, по крайней мере, нет проблем с картошкой и огурцами. Где все же занимаются реальным производством, позволяющим поддерживать всю сумму технологий: от выращивания овощей до нано кристаллов для суперкомпьютеров.

Моя бы воля, я модернизацию экономики России начал именно с огурцов и картошки. Под такую закусочку дальше все само собой бы пошло! И забороздили бы наши огур… тьфу, ракеты просторы космоса до самой Альфа Центавры, а «Жигули» стали моделью года в самих Соединенных Штатах Америки!

P.S. Автор просит отнестись к этому эссе не серьезно. Сочтите его просто грустной шуткой на фоне расстройства от так и не приготовленных вчера драников.