Комментарий к статье «Сегодня годовщина нападения на Порт-Артур»

Описывая события начала Русско-Японской войны подавляющие большинство авторов используют штампы советской историографии – «Макаров предупреждал», «Алексеев не принял мер», «Витгефт (Старк, Алексеев) сказал» и «японцам удалось».

В 1902 году, после образования Англо-Японского военного союза, неизбежность войны с Японией стала очевидна для всех (ну наверно кроме нашего неадекватного императора). В начале 1903 года в Российском Генштабе была проведена военно-морская игра. За японцев играл контр–адмирал Витгефт. Первый его ход был – до объявления войны или на момент объявления войны, атака японскими миноносцами, ночью Порт-Артурской эскадры. Анализируя этот ход, пришли к выводу, что неважно, где будет находиться эскадра, в Порт-Артуре или в Дальнем, японцы без ущерба для операции разделят свои миноносцы на два отряда, один отряд будет направлен в порт Дальний второй отряд будет направлен в Порт-Артур. Также пришли к выводу, что неважно где в Порт-Артуре будет находится эскадра на внешнем или на внутреннем рейде. Во время войны с Китаем, в 1894-1895 годах японские миноносцы расстреляли Китайскую флотилию именно на внутреннем рейде. Бухта Порт-Артура почти вся мелководная и для низкоседящих броненосцев места не так уж много, учитывая количество кораблей входивших в Порт-Артурскую эскадру, было очевидно, что корабли будут расположены скученно, т.е. вся эскадра превратится в прекрасную мишень для японских миноносцев. Игравший за русскую эскадру, Великий Князь Александр Михайлович предложил решить проблему радикально – летом уводить корабли во Владивосток, а на зиму во Французские или Немецкие базы в Индокитае.

Такое решение посчитали неприемлемым для российского флота и остановились на том, что самым лучшим вариантом будет патрулирование эскадрой района Порт-Артура, т.е. эскадра должна постоянно находится в движении.

К концу 1903 года адмирал Алексеев неоднократно посылал на имя Императора тревожные телеграммы о растущей напряженности в регионе, однако ответ Николая II всегда был один: «Войны не будет.» Именно эти слова императора и доводил до сведения своих подчиненных наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев.

В первых числах февраля эскадра планировала выход в море на патрулирование. Все корабли были готовы и эскадра, в полном составе, находилась на внешнем рейде. Два миноносца были в дозоре, на случай внезапной атаки противника. Однако, по трагическому стечению обстоятельств, дозорные миноносцы разминулись с японским отрядом и сначала японцев приняли за возвращающиеся из дозора российские корабли.

Не смотря на то, что японских моряков готовили англичане, очевидно, что подготовка была проведена очень плохо. Японцы почти в упор расстреливали неподвижные российские корабли, однако не смогли ни один из них потопить. Больше половины торпед прошли мимо целей и к удивлению российских моряков, те из торпед, которые вынесло на берег, были с не выдернутой чекой, т.е. японцы не умели толком пользоваться торпедными аппаратами.

Когда подошла эскадра Того, все российские корабли находились в строю …