Дуэнде

На модерации Отложенный

Иувал, сын Ламеха,  "был отец всех играющих на гуслях и свирелях" (Быт. 4,21). Само его имя происходит от слова "йовел" —  протяжного звука трубы, возвещающей начало Нового Года. Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю. Как пишет исследователь церковного пения В. И. Мартынов, "если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати... Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на краткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышать ангелов в частности".

По мнению Мартынова, музыка, изобретенная Иувалом, носила магический характер. Подобно наркотикам она приводила человека в экстаз и он ощущал, что его переполняют сверхсилы, дающие ему возможность управлять стихиями вселенной и ощутить телесное бессмертие без Бога. То есть музыка —  очередная попытка вкусить от дерева жизни. Благодаря музыке человек истончал кожаные ризы, наложенные на него Творцом, и входил в общение с невидимым миром падших духов. Такой вид музыки сохранился до сих пор в языческих, особенно шаманских культах и в связанной с ними рок-культуре.

"Эта магически-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых священное Писание называет "сильными, издревле славными людьми", прибавляя, что "все мысли и помышления их были зло во всякое время".

Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека". Так пишет тот же Мартынов.

Гусли, упоминаемые в Ветхом завете —  это десятиструнная арфа, а свирель —  скорее всего,  инструмент подобный волынке. Таким образом Иувалу принадлежат изобретения как струнных, так и духовых инструментов. По преданию именно он был основателем коллективных ритуальных оргий в честь демонов. А от себя лично замечу, что тут я подозреваю в соавторстве и поддержке демона бездны Аполлона.


Но только испанский язык честно указывает на связь с невидимым демоном исполнителя песни или танца , которые действуют на нас с особенной эмоциональной силой. Испанский язык не прячется тут за безличное слово "драйв", а говорит о "duende", то есть о "демоне", "бесе". А если певца или танцора не прет, то ему говорят, что, дескать, "в тебе нет беса" и ты не достоин даже выступать в кафе.

В Севилье же  duende указан даже в названии улицы. На фотографии я там и стою в 2009 году.

А в крипте кафедрального собора в Кадисе похоронен знаменитый испанский композитор, уроженец этого города Мануэль де Фалья (крипта — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма, другое название крипты — «нижняя» церковь).
В его музыке сохранен дух местной музыки фламенко. То есть дуэнде можно найти и в симфонической музыке. Это некотороая реплика к слову.

А вообще слово "duende" весьма подходит для эзотерической терминологии с ее эгрегорами и потоками. Однако дуэнде включает не только драйв, но и "трагическое мироощущение", если говорить словами испанского философа Мигеля Унамуно.