Выборы. Даже тайное голосование можно сделать прозрачным!

На модерации Отложенный

Как? Не буду утомлять уважаемых коллег из ГП частными умозаключениями. То, что сложилось в моей бедовой голове, сложилось, точнее, синтезировалось из множества мнений блогеров, аналитиков, политологов и просто умных людей. Возможно, и мои скромные мысли по поводу прозрачности голосования станут лептой в общее дело. При этом не претендую на авторство, исключительность и прочую мелкую ерунду. Главное – конкретика. Между прочим, я вижу предлагаемую технологию как переходную от тайного голосования к открытому.

Оговорюсь сразу: в нынешних внутриполитических условиях любые виды электронного голосования в принципе мною не рассматривались, поскольку... Поскольку на любую компьютерную защиту всегда найдется наемный хакер. Сами понимаете.

Итак…

Что имеем?

1. Декларированное свободное волеизъявление – конституционную норму.

2. Тайное голосование, тоже закрепленное законодательством.

3. Избирательную систему – неуклюжую, многолюдную, разношерстную, политизированную, ангажированную существующей властью.

Что нужно?

1. Истинное свободное волеизъявление – конституционная норма.

1. Прозрачное голосование – требует новой конституционной нормы.

3. Избирательную систему – упрощенную.

Как это сделать?

По первому пункту, сложновато, конечно, но и в рамках существующего законодательства возможны простые шаги. Поэтому начну с конца.

Участковые избирательные комиссии составляют списки избирателей, как обычно. Готовят участки к голосованию, ведут прием избирателей до выборов и… Дальше стоп! Дальше уже сам процесс выборов. Во-первых, изготавливаются урны для голосования по единому, общероссийскому образцу, с прозрачной задней стенкой. Сколько кандидатов, столько и урн на каждую кабинку. Число кабинок также едино для всех участков страны. Учитывая, что число избирателей на участке редко больше 2 тысяч, по 600-700 человек на кабинку, урны не будут громоздкими. Кабинки устроены так, чтобы ни с одной из сторон не было видно голосующего человека.

Готовятся гербовые пластиковые жетоны для голосования – с оттиском даты, обезличенные, разного цвета на каждые выборы,  чтоб не использовать их в последующих махинациях.

Каждая участковая комиссия получает ровно столько жетонов, сколько избирателей в списках. Ни жетоном больше, ни жетоном меньше. Все жетоны загружаются в прозрачное устройство, по типу банкоматов. Устройства опечатываются. Передача, закладка и опечатывание жетонов происходит на глазах наблюдателей и фиксируется протоколом.

Далее – привычная процедура регистрации избирателей.

Выдача ОДНОГО жетона на ОДНОГО избирателя!

Кабинки для голосования, как обычно, но… задние, прозрачные, стенки урн хорошо видны сзади кабинок. Там находятся наблюдатели и фиксируют факт голосования, и то, за кого брошен жетон. Они не имеют права заходить за особую черту, на расстояние вытянутой руки. Предварительно наблюдатели дают подписку о соблюдении законности в своей деятельности. За этим следит мил… фу, ты, полицейский. Каждая урна снабжена счетчиком брошенных жетонов, показания счетчика видны только сзади.

Таким образом, уже в ходе голосования становится ясным продвижение кандидатов. Здесь смухлевать практически невозможно. Избиратель бросает жетон с именем-фамилией и портретом любимого кандидата.

По окончании голосования, в присутствии членов комиссии, наблюдателей, полиции и понятых из обычных граждан производится документальная фотосъемка выдающего устройства, урн, чтобы число жетонов было хорошо заметным. Снимки выводятся тут же на принтер и скрепляются подписями членов комиссии, наблюдателей, печатью и заносятся в отдельный протокол. В другом протоколе в том же присутствии фиксируется факт уничтожения неиспользованных жетонов. Протоколом фиксируются показания счетчиков на урнах. И только после этого начинается подсчет голосов…

Далее – по накатанной колее.

Досрочное или выездное голосование – только жетонами по той же технологии. Обязательно в присутствии наблюдателя. Каждый факт голосования на выезде фиксируется протоколом.

Интересно то, что жетон невозможно сделать «недействительным».

Вот примерно так я разумею. Понимаю, что где-то наивен, где-то прост или наоборот… Но другого пути не вижу, чтобы без тяжелой ломки тайное стало гораздо менее тайным, а лучше – прозрачным.

Открытое голосование – это уже потом, с новой Конституцией, в которую поверит народ.