Ренессанс советской духовности и политика России

Как разрешить конфликт между духовными потребностями и окружающей средой - размышляет писатель Дмитрий Епишин.

        

В затянувшейся ситуации «холодного мира» между Россией и Западом   конфликт духовных ценностей выходит на передний план и включается в канву политических  событий. С этой точки зрения операция российских ВКС в Сирии  имеет не только военную сторону, но и в не меньшей степени духовную. Русские пришли  в эту страну как защитники и освободители от кровавого врага, точно так же, как приходили освобождать от врага братьев-славян на Балканах  в 19 веке и европейские народы в 20 веке. Это наглядный пример того, как  Россия выбирается из навязанной ей «парадигмы подчинения» западным ценностям, и все нагляднее манифестирует свою инакость.

В это же время внутри страны схватка либералов-западников и приверженцев национальной традиции выходит на новый уровень. Либералы начинают терять доминирующие позиции в формировании общественного мнения и реагируют на это с остервенением. 

Такое развитие с самого начала было неизбежным, потому что сценаристы разрушения СССР сделали ставку на невозможное – на замену  высокого начала  в человеке началом низменным. Эксперимент не удался. Властвующий  в западном мире примат материального и вещественного над духовным в России не срабатывает. Попытка насадить эгоцентрический и прагматический тип мотиваций вместо нравственного типа разрушает целостность природы русского человека, и вызывает состояние острого внутреннего  диссонанса. Возникает  противоречие между духовными потребностями и окружающей реальностью.  Нарастающие  сегодня требования социальной справедливости являются лишь внешним проявлением духовного конфликта в обществе, порожденного рыночными реформами.  Советское наследие затаилось в глубине душ большинства граждан России в силу того, что прививавшийся тогда приоритет духовного над материальным был исторически выверенным и единственно верным с точки зрения будущего человечества.

Уничтожая  систему реального социализма, западные сценаристы пытались свернуть человечество с магистрального пути развития. Набирающий  силу в российском обществе ренессанс советской духовности показывает, что эта попытка  оказалась бесплодной. На самом деле  советская духовность являлась списком с православной матрицы, в котором на первое место ставился принцип служения обществу. Этот принцип является «товарным знаком» передового  строя. Он перечеркивает примат животного начала в человеке и поднимает его на  ту высоту, которую проповедовал Спаситель во благо выживания  людского  рода. Такую высокую миссию нельзя заменить никакими обманками общества потребления. Поэтому мы имеем все основания говорить о том, что в России ренессанс советской духовности неотвратим, как неотвратимо осознание  каждым человеком наличия в своей личности божественного начала.

Обозначившуюся сегодня тенденцию не в силах изменить никакая российская власть. Лучший вариант для нее – возглавить эту тенденцию. Весьма  сомнительный - приспособиться к ней. Худший – пойти против нее.

Пока власть не определилась окончательно и идет по пути приспособленчества, пытаясь «закрыть» патриотической темой  весь спектр  духовных потребностей общества. Это «не прокатит», потому что патриотизм  апеллирует к эмоциональной  сфере и не дает образа будущего. По настоящему на запрос народа может ответить только комплексный подход, а он требует интеллектуального осмысления назревших перемен, определения своей гражданской позиции и мужества в принятии поистине исторических решений. Ведь начавшееся глубинное обновление духовности влечет за собой и необходимость  серьезных изменений в общественно-политическом устройстве в интересах простого человека.

Неопределенность власти в данном вопросе является основной причиной  невнятности в ее подходах к двум наиболее насущным проблемам российского бытия – к выбору наиболее оптимального вектора социально-экономического развития и к разрешению украинского кризиса.

В области внутренней политики продолжение сегодняшнего курса на заигрывание с космополитическим олигархатом, и увеличение  разрыва между бедными и богатыми, будет означать продолжение ставки на примат  низменного в общественных отношениях. Это путь к социальным потрясениям.  

К тому же не стоит надеяться на прирост ВВП на 2-3% как средство решения социально-экономических проблем. Суть заболевания в сложившейся системе распределения общественного богатства, а не в росте ВВП.

К тому же, при таких темпах роста ВВП отставание России от группы лидеров будет увеличиваться, что не соответствует амбициозным заявкам власти на выведение России на передовые позиции в мире.

Общество способно пробудиться для нового рывка только в том случае,  если произойдет выход экономики и культуры из либерального ступора,  будет разработана реальная программа развития на базисе советских духовных ценностей  и точно  сформулированных  исторических целей. Материал для этого движения давно наработан  патриотическими мыслящими учеными.

Ренессанс советского мироощущения общества  важно учитывать и в планировании шагов правительства касательно кризиса на Украине.

Следует признать, что украинский кризис не может быть разрешен с помощью соглашения Минск-2. Оно изначально  имело  характер «аварийного тормоза»  и компромисс был достигнут не потому, что соглашение реалистично, а потому, что оно хотя бы останавливало войну. А.Меркель и Ф.Олланд стремились спасти своего ставленника П.Порошенко, а В.Путин не хотел прихода к власти в Киеве оголтелых нацистов. Напряженные торги вокруг условий соглашения  оказались «виртуальными спорами», потому что власть в Киеве не хотела и не хочет следовать этим условиям.

Они  противоречат  самой сути этой  антинародной и русофобской власти. 

С другой стороны, нет смысла ожидать от ЛНР и ДНР   стремления  поладить с такой Украиной. В мятежных республиках проснулся дух советского прошлого, для которого  неприемлемо все то, что происходит на Украине. С духовной точки зрения отделение Донбасса от Украины уже произошло и его невозможно вернуть в исходное положение.

Тогда, может быть, следует сделать ставку на ожидание прихода новой вменяемой власти в Киеве, которая сможет адекватно ответить на чаяния Донбасса?

Скорее всего, такое ожидание приведет к тому, что мы дождемся  украинской катастрофы с перерастанием ее в войну всех против всех. Ведь прихода адекватной власти на Украине пока не просматривается, зато  социальное напряжение стремительно растет.

Поэтому пассивная позиция и фиксация на бесплодном соглашении Минск-2 по большому счету  является  потерей времени  не в нашу пользу. Надвигающаяся  катастрофа  на Украине аукнется России  во многих областях.

Здесь как раз самое время вспомнить о советском наследии в сознании русских и украинцев. Именно оно дает уверенность  в том, что решительные действия Москвы в украинском кризисе будут поддержаны населением по обе стороны границы.

Какими  могут быть эти решительные действия?

Представляется, что перед лицом катастрофического развития на Украине России необходимо позаботиться хотя бы о своих соотечественниках в этой республике.  Имеется в виду Новороссия, в которой живет преобладающее большинство русскоязычного населения РУ. Чем дальше, тем больше растет тревога за его судьбу. Именно против него будет обращено насилие Киева в случае  бесконтрольного развития  обстановки. Причина очевидна: Киев  уже сегодня боится возникновения новых мятежных областей. И этот страх может вылиться в повторение кровавых АТО в других районах Новороссии.

Весь ход событий подталкивает Россию к тому, чтобы объявить Новороссию зоной  своих национальных интересов.  

Сам по себе такой шаг не будет новацией для российской политики. Еще в бытность президентом РФ Дмитрий Медведев завил: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Это, конечно, приграничные регионы, но не только».

Но надо понимать, что привилегированные интересы подразумевают под собой  не только игру в фантики. Именно потому, что они  затрагивают и опасности для русского мира.

В отличие от США, которые  могут объявить  «зоной  своих национальных интересов» любой  участок планеты, у России на Украине имеются  все основания  для «привилегированных интересов». Это миллионы этнических русских  Новороссии, с которыми  русский народ ощущает кровную связь.

Нам  совсем не безразлично, если  вполне вероятная хаотизация  украинской жизни породит волну насилия в этих районах.  Поэтому  мы имеем все основания  дать понять  киевским властям и стоящим за ними  кукловодам, что Россия не останется равнодушной к судьбе своих братьев.

Насколько это актуально?  Давайте вспомним холокост в  Одессе. То, что произошло там, выходит за грани представлений о братстве народов. Но это произошло.  Можно ли утверждать, что такое не повторится, если экономическая катастрофа породит  массовый протест, который   неотвратимо вызовет желание властей подавить его силой? Да, именно это нужно предположить.  Насколько вероятен  массовый протест?  Конкретного ответа не знает никто, но очевидно, что он приближается с неотвратимой неизбежностью. Страна- банкрот Украина вынашивает в себе социальные потрясения.

Реакция России на такое развитие должна быть решительной и энергичной. С применением  всего арсенала воздействия, от информационного и экономического, до международно-правового и даже военного.

Своевременное объявление Новороссии зоной своих национальных интересов и означает предупреждение  Киеву о возможности такой реакции.          

С точки зрения объективной расстановки сил на украинской шахматной доске, Россия имеет такое же право выразить то, что накопилось в сознании русского народа. Наш интерес состоит в том, чтобы не отдавать  наших братьев  на произвол шайке авантюристов, решивших сделать из Украины разменную карту в геополитической игре. 

Все обвинения наших противников в том, что таким образом мы  подталкиваем Украину к расколу,  падут в пустоту, потому что за Россией стоит международное право. Декларация зоны национальных интересов – это не  вмешательство во внутренние дела и не агрессия.  Но это предупреждение  всем недоброжелателям о том, что мы с особой озабоченностью следим  за судьбой наших братьев и не останемся  бездеятельными в случае ее ухудшения. 

Одновременно это станет вдохновляющим стимулом для русских Украины, чувствующих сегодня свою брошенность  матерью-родиной.  Это  даст им  импульс для консолидации, особенно, на  вполне вероятный  случай  хаотизации  обстановки.      
Судя по тому, как складывается  ситуация на Украине,  переход  к новой, более  активной фазе действий  в украинском кризисе в скором времени превратится для России  в исторический императив.  Игнорирование его  может обернуться для нас крупным  историческим проигрышем.

Что характерно, в Европе также начинает созревать понимание нежизнеспособности сегодняшнего режима в Киеве. Это дает надежды на то, что  реакция  на подобное  заявление  России  не будет столь же истеричной,  как в 2014 году по Крыму.