Буракумины - каста неприкасаемых

На модерации Отложенный

Буракумины - каста неприкасаемых

Мы привыкли считать, что Япония — это высокоразвитая страна, где на каждом шагу — высокие технологии, скоростные шоссе, удивительные машины и сверхумные роботы. Трудно себе представить, но во всём этом великолепии до сих пор живут некоторые средневековые предрассудки и существует целая каста изгоев, всерьёз ущемлённых в правах.

Люди второго сорта

В Стране восходящего солнца эта тема является запретной для обсуждения, и вам не удастся вытащить из японцев какую-нибудь информацию по поводу местных изгоев. А между тем в этой стране живёт множество людей «второго сорта», буракуминов.
Началось всё в незапамятные времена, когда в стране сложилось кастовое общество. Высшей кастой считались самураи, затем следовали фермеры, ремесленники и торговцы.
Однако часть японцев попала в особую касту, всеми презираемую и гонимую, — это люди, которые занимались грязной работой, забоем скота, выделкой кож, производством обуви и изделий из кожи, сбором мусора, уборкой улиц и так далее — словом, тем, что связано с кровью и грязью.
В Японии существует понятие «кэгарэ» — ритуальное загрязнение, которое может накапливаться в каком-то месте или человеке, сталкивающемся с нечистотами. Люди, деятельность которых была связана с кэгарэ, и стали презираемыми.
Любопытно, что согласно японским представлениям о жизни кэгарэ передаётся по наследству, следовательно, сын мусорщика такой же «нечистый» человек, как и его отец, и все его потомки — тоже.
Интересно, что неприкасаемыми, помимо мясников и уборщиков, считались ещё некоторые категории людей. Вот список неуважаемых групп средневековой Японии: актёры некоторые традиционных японских театров и кукловоды, производители саке, тюремщики, штукатуры, гончары, резчики по камню, бродячие актёры-фокусники, изготовители зонтиков, странствующие монахи, производители кисточек и туши для письма, привратники и звонари.
Непонятно, чем провинились гончары и изготовители зонтиков, но они почему-то не попали в уважаемую касту ремесленников и были изгоями. Впрочем, в эту же группу попадали и те, кто действительно совершил нечто нехорошее и противоправное, — преступники, уличные проститутки, религиозные отступники, скрывающихся от правосудия, бывшие заключённые и бродяги.

Шапку долой

Буракумины должны были жить в особых поселениях, вдалеке от остальных, и носить особую одежду, чтобы сразу было видно, к какой касте они принадлежат. Им было запрещено посещать храмы и общественные бани. После смерти буракуминов закапывали вместе с собаками — на обычных кладбищах неприкасаемых хоронить было запрещено. При встрече с любым человеком, который был выше их по происхождению (а это любой японец, кроме самих буракуминов), изгои обязаны были снимать головной убор.
В эпоху Эдо — время правления клана Токугава (1603-1868 годы) буракуминов начали официально отмечать в специальном регистре и записывать их родословные в метрических книгах. Таким образом, буракумины законодательно оказались прикреплёнными к низшей, презираемой всеми японцами касте. В 1871 году благодаря эпохе Мэйдзи — времени просвещённого управления императора Муцухито — кастовая система в Японии была законодательно отменена. Однако приверженность японцев к древним традициям сослужила буракуминам дурную службу. Несмотря на то что после официальной отмены каст прошло уже почти 150 лет, потомки буракуминов и представители «грязных» профессий до сих пор подвергаются серьёзной дискриминации в японском обществе.
 

В современной Японии самураи могут быть учёными, политическими деятелями или людьми искусства.

Эти профессии предназначены для привилегированных каст.


Грязные кварталы

В наши дни буракумины по-прежнему проживают в специально выделенных для них посёлках на острове Кюсю, неподалёку от Осаки и Киото. Больше 75% поселений буракуминов расположены в сельской местности — города слишком «чистое» место для представителей низменной касты. Согласно официальной статистике сейчас в Японии проживает 1,2 миллиона буракуминов в 4400 поселениях, которые называются бураку. Правозащитники приводят другие данные: на самом деле неприкасаемых в Японии более трёх миллионов человек, проживающих в 6000 поселений. Впрочем, некоторые бывшие посёлки буракуминов в связи с разрастанием городов стали уже городскими кварталами, но всё-таки они считаются «грязными» и ни один уважающий себя японец там не будет селиться. Например, это токийские районы Акихабара и Икэбукуро, в которых живут буракумины. Эти районы издавна пользуются дурной славой и выглядят соответственно — грязные трущобы в суперсовременных городах.
Интересно, что примерно 60% членов якудза (японской мафии) являются именно буракуминами, а в самом большом синдикате якудза Ямагутигуми численность буракуминов достигает уже около 70%. Это объясняется тем, что неприкасаемым попросту закрыты возможности для нормальной жизни и работы — им не попасть на высокооплачиваемые должности и большинство «чистых» работ.
Нам трудно представить себе ситуацию, что при устройстве на работу нас будут проверять — не потомки ли мы бывших крепостных — и в случае положительного ответа на этом основании откажут в рабочем месте. А в Японии это самое обычное дело.
Судите сами: буракуминов стараются не принимать на работу в крупные компании. При приёме нового сотрудника на работу в корпорацию отдел кадров долго и упорно проверяет его родословную: из какой деревни будущий работник, не было ли в его роду обувщиков или торговцев мясом. Здесь работникам отдела кадров очень помогают старинные метрики, в которых были зафиксированы все предки буракуминов. Эти документы хранятся в архивах и буддийских храмах.
Кроме того, в Японии есть жёсткая система регистрации места проживания каждого японца и членов его семьи. По этим данным можно быстро определить места проживания не только отдельного человека, но и всех его родственников и предков.

Жизнь на чужбине

Любопытно, что буракумины не только не имеют возможности устроиться на работу — брак с представителями высших каст им тоже заказан. Родители проверяют женихов и невест своих детей — не принадлежат ли они к презренному сословию, — пользуясь теми же архивными документами и родословными. А священнослужители попросту отказываются провести церемонию бракосочетания между буракуминами и выходцами из других сословий.
В результате многие неприкасаемые предпочитают вовсе уехать из страны и начать новую жизнь на чужбине, где никто не знает всех этих нюансов. Так что не исключено, что обитатели японских кварталов, например, в Нью-Йорке, — в основном именно буракумины.
Есть и другие проявления дискриминации по отношению к буракуминам — неприличные надписи в их адрес на стенах домов или в общественных туалетах. Иногда на стенах даже вывешиваются объявления с призывами убивать «нечистых», причём указываются конкретные адреса, имена и фамилии. Правозащитники активно борются за права изгоев, но вековые традиции в Японии так сильны, что никаких изменений в отношении к неприкасаемым нет и по сей день — несмотря на всю техническую продвинутость японского общества.

 

"Тайны ХХ века" №50, 2015 г.