Страшные испытания или гуманное отношение?

На модерации Отложенный

 

Жертва сталинской депортации Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Махмуд Эсамбаев

Нападение Японии на Перл-Харбор и объявление войны США не осталось без последствий не только для командующих Тихоокеанским флотом и гарнизоном Гавайских островов, но и для граждан США японской национальности. Демократ Рузвельт 19 февраля 1942 года отдал приказ интернировать 112 тысяч жителей США японского происхождения даже с одной шестнадцатой японской крови, из которых 78 тысяч человек были гражданами США, до конца войны. Не депортировать, то есть не переселить к новому месту жительства, а именно интернировать, то есть заключить в концентрационные лагеря. И никто из наших общечеловеков – либералов и демократов не заходится в антиамериканской истерике, не заламывает руки в экстазе, не сучит ножками и не размазывает сопли по экранам мониторов в праведном негодовании. А Сталина не устают поносить и проклинать только за депортацию, то есть переселение в глубь страны некоторых своих граждан за прямое сотрудничество с врагом или из-за компрометации своими соплеменниками, ставшими на оккупированных территориях СССР сотрудничать с немецкими захватчиками, как это было с немцами на Украине, вследствие чего в августе 1941 года было принято решение о депортации немцев Поволжья, что общечеловеки и любители баварского пива простить советской власти и Сталину не могут до сих пор.

Демократ Рузвельт заключил в концлагеря вполне лояльных американцев, которые не приветствовали японского императора Хирохито, не организовывали банды, не нападали на военнослужащих. А если бы они занимались бандитизмом, то их ждало бы не интернирование, не депортация, не заключение, а поголовное уничтожение, как это происходило с индейскими племенами 100 с лишним лет назад.

Широко применялись депортации и интернирование немцев и других ненадежных элементов и в других странах, в том числе и в Англии, не разбираясь особо в благонадежности депортируемых. Кстати, в том числе и немецких антифашистов, осевших в Англии, которые были депортированы в Канаду - от греха подальше. Но, похоже, наших радетелей «репрессированных народов» такие депортации не занимают. Их волнует другое - как перед лицом смертельной угрозы руководители нашей страны посмели защитить безопасность страны и советских людей от бандитов и предателей. Хотелось бы обратить внимание, что не расстреляли, как положено по законам военного времени по отношению к бандитам, саботажникам, дезертирам. Даже не посадили и не направили в трудовые лагеря, а вместе с семьями всех мужчин отправили к новому месту жительства, обеспечив сносные условия передвижения, питания и медпомощь

Переселение - это, все-таки, не интернирование и тем более не уничтожение. Чем же так страшно было организованное перемещение в глубь страны неразделенных семей, когда мужчин отправили в глубокий тыл вместе с семьями, вместо того, чтобы расстрелять по законам военного времени за бандитизм и дезертирство или отправить на фронт в штрафные роты, или, наконец, в трудовые лагеря?

Страшные испытания выпали на долю миллионов советских людей, пытавшихся уйти от немцев, без транспорта, пешком, с детьми под огнем или оказавшихся в оккупации.

Тяжелые испытания выпали и тем советским людям, которые были эвакуированы в спешке, в основном старики и женщины с детьми, без мужей, которые, в отличии от горных джигитов, не скрывались в горах или разбойничали в тылу наших войск, а защищали Родину на фронтах. И вагоны, в которых эвакуировались под огнем немцев, были не лучше тех, в которых вывозили депортированных. Да, товарный вагон, теплушка, это не СВ и даже не плацкартный. Но это традиционное средство перевозки войск и больших масс людей, особенно в годы войны и разрухи. Кстати, в 1958 году я также, будучи студентом МВТУ, помогал убирать урожай Родины и тоже в Казахстане, только в Кустанайской области в зерносовхозе «Ершовский». Из Москвы мы, студенты, ехали эшелоном в таких же теплушках, что и «сталинские» переселенцы. Да и потом, когда был советским офицером, уже в 60 - 70 гг. неоднократно приходилось перемещаться из Прибалтики в астраханские степи такими же эшелонами.

Так может быть дорога была слишком тяжелой и дорого обошлась переселенцам? Конечно, теплушка не пассажирский вагон, но ехать можно, тем более, когда едешь всей семьей и организованно, с положенным питанием и медицинской помощью. Например, из Чечено-Ингушской АССР Было отправлено 180 эшелонов с 493266 переселенцами. В пути родилось 56 младенцев. Умерло 1272 человека - в среднем 2,6 на 1000 (за 1943 год смертность в самой республике была 13,2 на 1000 жителей). В лечебные учреждения направлено 285 больных. Тогда, наверное, на месте назначения выбросили из вагонов в снег на произвол судьбы? Тоже нет. В местах поселений было подготовлено более 75 тысяч жилых помещений. Каждая семья получила отдельную комнату. Те переселенцы, которые попали в сельскую местность, а это больше половины, наделялись земельными участками. Выдавалась ссуда на строительство домов - по 5 тысяч на семью с рассрочкой на 7 лет. Каждая семья получала корову в компенсацию за оставленную на Кавказе. А что получали русские и другие крестьяне или эвакуированные в годы войны? Благодарности, в лучшем случае, за свой тяжкий труд во имя победы. . Можно себе представить, чтобы во время войны кто-нибудь в деревне мог получить ссуду или корову. Люди не то, что получали, а последнее отдавали на армию. Естественно, что как все советские люди переселенцы работали, учились, получали образование, танцевали в театрах и на сценах, становились известными артистами, профессорами и генералами. Вернулось на Кавказ больше, чем уехало. Так же обстояло дело и с другими депортированными народами. Вот такие страшные испытания. Что лучше - американский концлагерь или жизнь в тылу, далеко от фронта, как жили миллионы советских людей? Благодарить судьбу надо этим депортантам, что жили они в нашей стране, а не в Америке, потому что страшно подумать о том, что с ними было бы. Благодаря гуманизму советского народа и советской власти сохранились они как полноценные народы.

Депортация «репрессированных народов» - абсолютно гуманная акция Советского руководства по защите государства в условиях страшной войны, угрожающей самому существованию государства и народов нашей страны, в первую очередь русского народа.