Убрать Сталина: почему важно говорить о переносе его могилы

На модерации Отложенный

Журналист Сергей Доренко предложил убрать место захоронения Иосифа Сталина от стен Кремля. Почему к его словам стоит прислушаться — рассуждает колумнист «360».

 

https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/09032019/6675640-4377204.jpg

Источник фото: РИА «Новости»/Валерий Мельников

Сегодня, 5 марта 2019 года, исполнилось 66 лет с момента смерти Иосифа Сталина. По уже сложившейся традиции мы можем наблюдать, как делегация коммунистов возлагает цветы и венки возле места его захоронения у Кремлевской стены.

 

Очередь людей со скорбными лицами медленно ползет по Красной площади — их не так уж много, но и не так уж мало. У каждого в руке несколько гвоздик. Под конец дня цветы превратятся в отливающую кроваво-красным гору у подножия бюста Сталина.

Можно пожать плечами и пойти дальше, а можно поступить, как главный редактор радио «Говорит Москва» Сергей Доренко. Он обратился к властям России с требованием перенести могилу Сталина из сердца страны в другое место.

«Пока Сталин лежит в центре Москвы, пока от Сталина измеряется расстояние в России, пока Сталин центр страны — Сталин жив. И с этим надо немедленно покончить. Сталин — это наш позор. Сталин — это то, за что стыдно каждому из нас. У нас должно достать мужества признаться себе в этом позоре и очиститься», — чеканит Доренко.

Можно ли с ним согласиться и почему?

Культ и личность

Когда дело касается таких всеобъемлющих и щекотливых вопросов, легко задеть по-настоящему болевые точки народной памяти. Всевозможные опросы общественного мнения показывают, что Сталина не только помнят, но и часто прощают самое ужасное, что связано с его правлением, — эпоху «Большого террора».

Вот характерный пример: около трети опрошенных считают, что жертвы сталинских репрессий можно оправдать достигнутыми результатами, а каждый четвертый — политической необходимостью. Такие данные в 2017 году приводил «Интерфакс» со ссылкой на «Левада-центр».

«Сталина на вас нет» — известная присказка особо ярых сторонников покойного генсека ЦК КПСС. Из этой же оперы: «лес рубят — щепки летят», «цель оправдывает средства». Далеко не для всех, но хотя бы для части россиян Сталин остается фигурой сильного руководителя, принявшего страну с сохой, оставившего — с ядерной бомбой.

Хочется напомнить им, что переоценка личности первого и последнего генералиссимуса Советского Союза началась сразу после его смерти, в 1953 году. Причем со сталинизмом боролись вовсе не либералы, которых тогда и в помине не было. Развенчание культа личности — дело рук ближайших соратников покойного вождя, некогда бывших покорными проводниками его воли.

Новый глава Советского государства Никита Хрущев сделал головокружительную карьеру в последние годы сталинского правления, но именно он запустил механизм ликвидации сложившейся в стране репрессивной системы.

View image on TwitterView image on TwitterView image on TwitterView image on Twitter

 

 

 

5 марта, в 66-ю годовщину со дня смерти И.В. Сталина коммунисты почтили память Вождя Народов. К его могиле у Кремлевской стены были возложены венок и цветы. Склоняем головы перед величием подвига И.В. Сталина!

 

Кровь на снегу

По разным оценкам, массовые политические ссылки и казни в годы правления Сталина затронули от 2 до 12 миллионов жителей СССР.

Его смерть стала важной точкой отсчета, после которой многие из репрессированных были амнистированы и получили полную реабилитацию.

Это был небыстрый юридический процесс, ставший возможным благодаря кропотливой работе комиссии Петра Николаевича Поспелова, убежденного коммуниста и члена ЦК КПСС. В ходе первого этапа реабилитации, с 1954 по 1961 год, свыше 700 тысяч человек были признаны невиновными, а их приговоры отменены.

Вдумайтесь, сотни тысяч людей стали «врагами народа» по прихоти органов, осуществлявших репрессии. Многие из них не дожили до признания простого факта — их суровое наказание не имело никакого отношения к законности или справедливости. Именно поэтому гвоздики у бюста Сталина отливают кровью, напоминая о ранах убитых на Бутовском полигоне — месте, которое покойный патриарх Алексий II назвал «русской Голгофой».

Большинство из расстрелянных на полигоне людей были виновны лишь в одном: внесудебные «тройки» НКВД увидели в них опасность для сталинского строя. Священники, писатели, художники и члены коммунистической партии — в погребальных рвах все они лежат бок о бок, вне зависимости от веры или ее отсутствия, социального статуса, национальности, возраста. Именно в таком месте проще всего прочувствовать, насколько бессмысленным и уродливым может быть политический террор.

В ранее упомянутом опросе «Левады» почти каждый пятый признал, что в его семье есть пострадавшие от репрессий в сталинские годы. Несмотря на это, фигура Сталина по-прежнему остается объектом поклонения для некоторых из наших сограждан.

Причина проста, как разъясняет Доренко: это следствие социального инфантилизма. Грубо говоря, вера в идеализированную фигуру вождя, которая позволяет снять с себя любую ответственность и слепо довериться решениям высшей власти.

Не думаю, что останки «отца народов» в ближайшее время будут убраны от Кремлевской стены, но говорить об их переносе гораздо правильнее и нужнее, чем в очередной раз затевать карнавал вокруг тела Ленина. Один раз такое уже стало возможным — вспомним постановление XXII съезда КПСС.

«Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина», — говорится в постановлении от 30 октября 1961 года.