Немецкий ветеран СС "Дас Райх" Конрад Вильц: "Я бы ещё раз поехал воевать в Россию".
Рассказ Владислава Динько о своём соседе, добропорядочном немецком бюргере, а ещё, по совместительству ветерану, "Waffen SS" дивизии "Дас Райх, Конраде Вильце, в форме интервью и ответах, которые поражают: "Мы с женой только, как полтора года, как переехали в Магдебург, потому, что жить в Берлине в последнее время стало слишком дорого.
Не буду рассказывать, как переехал в Германию ещё в начале 90-ых и почему до сих пор вынужден снимать жилье и про другие перипетии своей жизни. Рассказ о моём новом соседе (точнее это я для него новый, а он живет давно) пожилом дедушке Конраде. Район в котором живём, можно сказать это кусочек ещё старой Германии, которой всё меньше, здесь довольно тихо и много пенсионеров. Мой "добрый сосед" воевал в СС на Восточном фронте.
Сдружились, если можно так сказать, мы с Конрадом быстро, новых знакомых мало, а друзей в Магдебурге у нас ещё нет. По вечерам мы иногда смотрели вместе футбол, я болел за "Боруссию", а он за "Герту", пили чай, а иногда и его домашний бренди. Про политику, историю, прошлое Германии и СССР, как то разговор не заводили. Район в котором живём, можно сказать - это кусочек ещё старой Германии, которой всё меньше, здесь довольно тихо и много пенсионеров.
О прошлом своего соседа я узнал случайно, делал ремонт и попросил у "дедушки" шуруповёрт. Конрад повёл меня в гараж, где у него хранились инструменты, но не было машины (у Конрада инвалидность и он давно не водит). Как оказалось, гараж был по сути ещё одной комнатой, в которой немецкий пенсионер хранил не только инструменты, но и различные вещи. Одна стена была украшена старыми фотографиями в деревянных рамках, а также был мини стенд со сборными моделями техники, диорамами и кое какими военными вещами, пару касок, причём не Второй мировой, а ещё Веймарской Республики.
Я тогда особого значения этому не придал, ну думаю увлекается старичок историей, "клеит танчики", собирает антиквариат, мелкий коллекционер - любитель и моделист. Через пару месяцев, в один из вечеров за футболом и бренди, я осторожно завёл разговор о молодости Конрада и спросил, что он делал и кем был во времена Третьего Рейха?
Он не ответил, промолчал, а мне стало даже как то стыдно, думаю, что задал невежливый вопрос и нажал на больную для многих немцев мозоль, вспомнил о прошлом, о котором многие бы предпочли забыть.
Конрад вышел из комнаты, а когда вернулся, то положил на стол большой альбом с фотографиями и шкатулку, в которой были награды и сказал коротко: "Воевал, Владислав. Тогда я воевал, как и очень многие".
Я сразу узнал среди наград "железный крест второго класса", нагрудный знак за штурмовую атаку, планку за ранение, медаль за зимнюю кампанию на Востоке (так называемое "мороженное мясо"), какие то юбилейные медали посвященные аншлюсу Чехословакии и другие награды, о которых я раньше не знал.
По фотографиям и другим признакам стало ясно, что "добрый сосед" Конрад служил не в Вермахте, первые же фотографии из альбома, где начинается военная служба сделаны в юнкерском училище СС.
Вечер обещал быть интересным.
Действительно, поговорить было о чём, наша беседа растянулась на несколько вечеров, мы засиживались допоздна. К моему удивлению, Конраду в последнее время не хватало общения, его дочь, внучки и правнуки жили в Брюсселе и не часто бывали у деда, да и он не любил с ними беседовать на эту тему.
Но больше всего ему не с кем было вспомнить именно то время, свою молодость и "славные деньки в СС". Бывших "боевых товарищей" почти уже не осталось, а те что ещё коптили небо, почти все выжили из ума.
Что я узнал о Конраде, его прошлом и о чём я спрашивал. Ещё до войны, Конрад поступил в юнкерское училище СС, тогда это было очень престижно. Отец через одного из функционеров НСДАП и свои старые связи, смог "засунуть" его в "кузницу офицерских кадров СС", но Конрад проучился там не больше года и был отчислен, за какой то "инцидент" (какой именно он не уточнил").
В итоге, только в 1941г. он попал в дивизию "Дас Райх" "Waffen SS", но рядовым и в качестве пополнения, за всё время проведения на фронте Конрад смог дослужиться до звания Обершарфюрер (что типа старшины или фельдфебеля в Вермахте).
Воевать начал в Югославии, а потом была операция "Барбаросса" и СССР, был на Московском направлении, в 1942г. был ранен где то недалеко от Ржева и долго пробыл в госпитале, успел попасть на фронт к Курской дуге, где был повторно ранен и почти комиссован, но смог договориться с врачом и на медкомиссии ему выдали ложное заключение. Потом была Нормандия, а в январе 1945г. в Арденнах, попал к американцам в плен.
Богатый послужной список, ничего не скажешь. Вот некоторые вопросы, которые я задал Конраду во время нашей беседы и его взгляд на войну.
-Конрад, а почему такое упорство, почему так хотели попасть на войну именно в войска СС?
-"Я был молод, романтичен, но семья наша была бедной, отец постоянно менял работу, а мать сидела с детьми (в семье было трое детей) и занималась хозяйством. Когда родители моих школьных товарищей могли всей семьей отправиться в круизные поездки, на белоснежном теплоходе, купив очень популярные тогда путевки через организацию "Kraft durch Freude" ( "Сила через радость" - общественная пронацистская организация), то мы не могли себе позволить даже зимой съездить в горы, в Австрию и покататься на лыжах. А я не хотел всю жизнь прозябать дома, меня звали приключения, вместе с СС я мог посмотреть весь мир.
-Почему именно в СС?
-Ну в армию меня бы всё равно рано или поздно призвали, так лучше было попасть в СС, среди молодежи тогда это было очень престижно, витал ореол рыцарства, загадочности и тайны. Позже там было лучше довольствие и жалованье чем в Вермахте.
-СС для вас было, как тур агентство, с ген директором Гитлером и менеджером Гиммлером?
-(Конрад вопросительно на меня смотрит, не понимая иронии). -Что в России вам запомнилось больше всего, правда, что те кто воевали в предыдущих кампаниях сразу заметили разницу и столкнулись сильным сопротивлением? на фото офицер Дивизии СС "Лейбштандарт" (знак дивизии на машине) СССР лето 1941г.
-Мне лично трудно судить, в Югославии я почти не воевал, прибыл когда там уже все заканчивалось и нёс в основном караульную службу. В России сначала тоже "Дас Райх" не сразу вступила в бой, первые неделю только марш, брали города другие, амы шли по их следу.
-Правда, что в войсках принимали первитин?
-Да, хорошая штука, в условиях таких длительных маршей, просто незаменимая.
-А привыкание и побочные эффекты?
-Мы тогда о таком даже и не думали, мы называли их "чудо таблетки", они помогали идти даже ночью, после активных действий днем. Никакой кофе такого эффекта не даст. Нам тогда казалось, что это правильно, что скоро это перенапряжение закончиться, а сейчас необходимо отдать все силы. Нужно было победить,а потом можно восстанавливать силы хоть всю оставшуюся жизнь.
-Помните первый бой с Красной армией?
-Наверное это странно, но первый не помню. Жару помню, помню сильные артиллерийские обстрелы, запах тола и пота, а вот бой первый не помню. Помню сильные бои после того как прошли Минск, нас отправили прочесывать леса и наша рота попала в засаду засевших русских и пришлось даже отойти. Помню, что это лес даже бомбили. Потом зачистку поручили каким то другим частям, а мы пошли дальше.
-Много теряли тем летом в 1941г?
-Теряли, а в цифрах не скажу, да и мозг так устроен, что плохое старается вытолкнуть из воспоминаний.
-Конрад, а если не в цифрах, то по ощущениям как?
-Владислав, по ощущениям была война. Это всегда страшно и очень непривычно поначалу, потом привыкаешь, а мы были молодые и сильные, все переносится легче. Тем более мы были уверены в нужности своего дела, а это придавало сил.
-Вы были членом нацистской партии?
-Да был, без членства в НСДАП были бы проблемы с попаданием в СС. Я не был убежденным нацистом, но определенное чувство превосходства было, какое то ощущение несправедливости, что зачем такому отсталому народу так много..
. -Много чего?
-Да всего, земли, рек, железа, угля. Растущая молодая Германия могла этим воспользоваться лучше, так мы считали. В нас кипело чувство несправедливости. -Вы хоть раз жалели, что попали в СС? Изменили бы что нибудь если могли бы вернуть время назад?
-То есть если бы снова смог стать молодым и вернуться в тот Рейх?
-Да, именно так. Нет, не жалею и сделал ьы всё точно также.
-Опять бы отправились вместе с "Дас Райх" в СССР, даже зная, что проиграете?
-Да, я бы ещё раз поехал воевать в Россию.
-Я не понимаю, Конрад, в чём смысл? В надежде на победу Германии и альтернативную реальность, на другой исход?
-Насчёт исхода не знаю, но я бы снова стал молодым и сильным, а это уже много. Во вторых, то, что мы делали это было самое великое дело нашего поколения. Мы чувствовали себя немцами, мы знали, зачем и для чего. У нас была идея сплоченность. У нас была идентичность. Чувство жизни, независимости, нужности, чувство того, что мы творим свою судьбу. А сейчас, что мы делаем, кто мы вообще?
-А сейчас этого разве нет? Не ради ли этого вы воевали, сытой и процветающей Германии? Ведь у вас всё сейчас есть, рабочие места, достаток, богатая страна, но только без нацизма и Гитлера.
-Нет, сейчас я не чувствую себя немцем, Коль, Меркель и другие сделали нас рохлями. Когда я выезжаю из Магдебурга в Берлин, Лейпциг или в другой крупный город, то я чувствую себя чужим в своей стране. Кем угодно, но только не немцем. Вот у нас раньше в пайке был заменитель масла, как маргарин и кофе порошковый, такой эрзац, понимаешь? Вот и страна у нас стала "эрзац Германия", заменитель страны.
-Конрад, не скажу, что разделяю вашу точку зрения, может потому что я не немец, но я понял, что хотите сказать. Скажите ещё, чем запомнились вам Советские солдаты?
-Хм, наверное какой то двойственностью, не знаю, как объяснить. Объясню на примере. Под Курском мне случилось побывать в русском плену, правда всего два часа но всё таки. Мы вели с утра бой за небольшую деревню, к обеду уже почти её взяли, а потом русские накрыли нас сильным минометным огнем. Я прыгая и бегая среди разрывов, пытался найти укрытие, взрывной волной меня сбило с ног, я неудачно упал и подвернул ногу. Даже на какое то время потерял сознание, когда пришёл в себя никого из моего отделения не было, бой стих.
Лето 1943г. Русские опять контролировали деревню, они меня подобрали, меня и ещё пару ребят из нашего батальона. Я был уверен, что наткнись они на меня получасом раньше, то они бы не стали разбираться, а встретили бы меня очередью.
А сейчас спокойно с нами разговаривали, шутили между собой. Русские как то быстро умели переключаться, 5 минут назад он жестокий и непримиримый противник, а только бой стих, русский мог быть спокойным и веселым, вроде и не враг вовсе тебе. Очень своеобразный народ, природная хитрость в нем.
Не знаю, такие ассоциации у меня... Через пару часов началась контратака нашей части, в эту деревню вошли наши танки, поблизости разорвалось несколько снарядов и русские сломя голову побежали, даже забыв про нас.
-Вам повезло, Конрад.
-Да, можно сказать и так. -Что в целом можете сказать про Курское сражение?
-Запомнилось, как один день, как бой который начался рано утром, а закончился поздно ночью, а когда закончился оказалось, что бой шел две недели. Может так кажется, потому что мы не спали почти, все время наступали, а потом сдерживали атаки русских.
-Конрад, мой дед, как раз погиб на Орловско - Курском направлении в 1943г., только уже в августе, после Курской дуги.
-Надеюсь, ты не думаешь, что я его убил? (улыбается).
-Нет, я к тому, что может быть это он тогда взял вас в плен и нормально обращался.
-Ну это фантазия, много было слишком там людей, но хотелось бы в это верить. Если тебе Владислав, так лучше, то буем считать, что меня пощадил твой дед (продолжает улыбаться).
-Кстати, забыл спросить, как под Москвой было, правда так холодно?
-Нисколько холод запомнился, сколько непривычные частые бомбежки. До этого нас так часто не бомбили, а тут, как будто Сталин за одну ночь построил на тайном заводе русским кучу самолетов и пустил их в бой (смеется). Да, обмороженных ребят было много, но мне лично было некогда мерзнуть, в моей ответственности тогда находился "Ханомаг" (бронетранспортер) нашей роты и мне нужно было постоянно его поддерживать на ходу, в любой мороз.
Начались серьезные проблемы с горючим и снабжением, так, что я пока мы стояли в обороне "танцевал с Ханомагом", искал горючее, грел двигатель, исправляли с механиком неисправности, мне даже мерзнуть было некогда. Я потом шутил, что под Москвой меня спас наш бронетранспортер". -Конрад, хотел бы ещё спросить, Вас про Нормандию, деревню Орадур и печальные события в этом французском городке, также хотел узнать про бельгийский Мальмеди во время операции в Арденнах?
-(Мой собеседник резко меняется в лице) Владислав, здесь ничем не могу помочь, я в Нормандию попал позже, событий в Орадуре, но думаю, что всё изрядно преувеличено.
Про Мальмеди ничего не могу пояснить, так как там был "лейбштандарт", а не "Дас Райх", если бы я как то был в этом замешан, думаешь мне бы или моей дочери дали бы свободно посещать Бельгию?
-А в Советском Союзе были инциденты или операции против партизан или гражданского...
-Владислав, уже поздно, я хочу спать, а вам пора... От автора истории: "С Конрадом Вильцем (фамилия изменена, чтобы его не доставали, изменил из уважения к старости и потому что по сути влез в личную жизнь и сам его разговорил), я больше пиво не пью и футбол смотрю один или в спорт баре...
Честно, если я был не шокирован, то как минимум сильно удивлен.
Человек ни о чем не жалеет, и не в чём до сих пор не сомневается. Для миллионов Советских людей и целых семей, по кому прокатилась война - это великое горе, а для таких, как Конрад, она запомнилась и стала чем то вроде Приключения всей жизни.
Для него поездка на Восточный фронт - это как "Сафари", съездил, пострелял пигмеев и всё...
Жалеет только о том, что не молод, а так бы повторил. Уверен, если бы его вместо дивизии "Райх, в то время поставили у газовой камеры, то такой бы не задумываясь крутанул вентиль и пустил "Циклон Б".
Воспоминания тоже избирательные, "тут помню, а там не помню", как заговорил о самых мрачных фактах из биографии его дивизии, (так как перед нашими беседами кое что почитал и подготовился), так он сразу закрылся, "Не знаю, не видел, не помню".
Вот так вот, даже на закате жизни многие из них не меняются и не раскаиваются и уверены в том, что всё делали "правильно"...
____________
фотки:
https://zen.yandex.ru/media/id/5b7672d7d375a900a9da561d/nemeckii-veteran-ss-das-raih-konrad-vilc-ia-by-esce-raz-poehal-voevat-v-rossiiu-5c6fbeb6e632ed00afac30f9
Комментарии
Немцы не идут на контакты с рускими и тем более жидами переселенцами!
Считая их виной всей этой трагедии и они правы!
СС -это гвардия по руски,не путать с гестапо у нас НКВД!