Родители жертвы "новичка" Доун Стерджесс рассказывают о своем гневе и боли

Эксклюзив: Семья нарушила молчание, чтобы выразить обеспокоенность тем, что Великобритания поселила бывшего шпиона в Солсбери   

 

Доун Стерджесс умерла после отравления нервно-паралитическим веществом вскоре после инцидента с Сергеем Скрипалем. Фотография: Эдриан Шеррат/"Гардиан"

Родители женщины, которая умерла в Уилтшире от отравления "новичком", нарушили свое молчание, чтобы выразить гнев и боль в связи с потерей их дочери в результате чрезвычайного международного инцидента, и говорят, что они считают, что может быть найдено еще больше этого нервно-паралитического вещества.

Высказываясь в момент приближения первой годовщины отравлений, Стэн и Кэролайн Стерджесс также рассказали об их озабоченности, что власти Великобритании решили поселить бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля, подвергнув жителей риску.

Родители сказали "Гардиан", что у них все еще много вопросов, оставшихся без ответа, и призвали к большей прозрачности со стороны британского правительства касательно этих отравлений. Они также с жаром говорили о своем ощущении несправедливости, что Доун, мать троих детей из весьма уважаемой семьи, была несправедливо представлена как бездомная наркоманка.    

Стэн и Кэролайн Стерджесс. Фотография: Эдриан Шеррат/"Гардиан"

У супругов Стерджесс сложные чувства по отношению к Скрипалю и его дочери Юлии, которые потеряли сознание после того, как были отравлены "новичком" в Солсбери, а теперь скрываются. 

"Я не знаю, где находится Скрипаль, и я не знаю, что бы я сделал, если бы встретился с ним. У него все еще есть его дочь", - сказал Стэн, каменщик на пенсии. Кэролайн сказала: "Грустно, что они оказались в коме, но они не были настоящими жертвами. Он [Скрипаль] шел на риск - он должен был знать, что есть шанс, что за ним все еще охотятся".

Супруги сказали, что они не испытывают ненависти к России, которую британское правительство обвинило в проведении этой атаки. 

"Я не могу обижаться", - сказала Кэролайн, госслужащая на пенсии. Стэн добавил: "Если бы они нацелились именно на Доун, это было бы другое дело". Он сказал о предполагаемых напавших на Скрипаля: "Мне все равно, арестуют их или отправят их в тюрьму".  

Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Фотография: Rex/Shutterstock

Но он продолжил: "Я хочу правосудия со стороны нашего собственного правительства. Что они скрывают? Я не думаю, что они предоставили нам все факты. Во всяком случае я виню правительство в том, что они поселили Скрипаля в Солсбери".

Скрипали потеряли сознание в Солсбери 4 марта прошлого года после того, как они были отравлены "новичком" в доме Сергея на окраине города. 30 июня у 44-летней Доун и ее близкого друга Чарли Раули случилось недомогание в его доме в Эймсбери, в 11 милях к северу от Солсбери.

Поначалу полиция считала, что они приняли некондиционные наркотики, но анализы показали, что они были отравлены "новичком". Скрипали и Раули выжили, но Доун умерла 8 июля. Раули позднее рассказал, что "новичок" находился во флаконе духов, и что она побрызгала этой маслянистой жидкостью себе на кожу. Он сказал, что нашел этот флакон и отдал его ей в подарок. 

Следователи-криминалисты в защитных костюмах собирают доказательства после отравления Доун Стерджесс и Чарли Раули. Фотография: Генри Николс/"Рейтер"

Стэн и Кэролайн, оплот деревни Деррингтон в Уилтшире, возмущены тем, как была первоначально изображена их дочь. Они считают, что намеки на то, что она и Раули были неуравновешенными и невменяемыми, отвечало версии, что они пострадали частично из-за их образа жизни. Кэролайн сказала: 

"Они пытались донести мысль, что "это не могло случиться с вами, не беспокойтесь, это из-за их образа жизни"."

Они верят воспоминаниям Раули, что флакон духов находился в запечатанной коробке, хотя это и дискредитирует идею, что "новичок", с которым соприкасалась Доун, был тем же, что и вещество, использованное во время атаки на Скрипаля более чем за три месяца до этого.

Чарли Раули. Фотография: -/AFP/Getty Images

"Я думаю, что Чарли запомнил бы это. Я действительно верю, что это (флакон) было запечатано", - сказала Кэролайн. На вопрос о том, каким образом, как они считают, Раули нашел "новичок", Кэролайн сказала: "Я думаю, он случайно его нашел. Я считаю, что он только что его нашел. Если бы Чарли нашел его в мусорном ящике в марте, то он бы сразу же отдал его Доун".

Супруги Стерджесс считают, что в Уилтшире могут найти еще "новичок". "Это может снова произойти", - сказала Кэролайн. "Здесь может найтись еще одна коробка".

Описывая свою дочь, Кэролайн сказала: "Она была веселой, умной, шутливой и очень жизнерадостной. Она хотела, чтобы все были счастливы. Она всем помогала. Она была очень сильной и очень смелой".

Стэн рассказывает о Доун как о великодушной хиппи, которая всегда любила посещать находящийся неподалеку Стоунхендж. Она работала сборщицей цветов в Корнуолле и в пабе. Супруги Стерджесс согласны, что у Доун были неприятности. Они сказали, что у нее были проблемы с алкоголем, но она не принимала наркотики.

Ее родители считают, что Доун делала успехи на момент ее смерти. У нее были счастливые любовные отношения с Раули и она собиралась переезжать в собственную квартиру. "Доун реально выходила из кризиса", - сказала Кэролайн.

Когда Доун потеряла сознание, Раули позвонил Кэролайн в панике, но она больше не получала никаких сообщений в тот день и считала, что с Доун все хорошо.

На следующий день позвонили из отделения интенсивной терапии окружной больницы в Солсбери.

Родственникам Доун пришлось надеть перчатки, когда они приехали к ней, так как врачи и специалисты работали над тем, чтобы понять, что вызвало недомогание у нее и Раули. Доун была без сознания и подключена к аппаратуре жизнеобеспечения. Они могли прикасаться к ней, но им сказали не трогать их собственную кожу пальцами после контакта. "В какой-то момент я гладила ее волосы и заплакала", - сказала Кэролайн. "Я вышла, чтобы вытереть слезы. Врач-консультант сказал мне: "Не трогайте свое лицо".

Через три дня после того, как Доун и Раули потеряли сознание, предварительные пробы показали, что они могли подвергнуться воздействию нервно-паралитического вещества. Врач-консультант сообщил эту новость родственникам, и полиция посоветовала им покинуть их дом, так как у дома их будут поджидать журналисты.  

Доун Стерджесс в возрасте 11 лет на Солсберской равнине. Фотография: Эдриан Шеррат/"Гардиан"

Семья собралась на парковке рядом с Солсбери и они сбежали в гостиницу в 40 милях оттуда. Они чувствовали себя изолированными, сбитыми с толку, лишенными поддержки и слишком далеко от больничной койки Доун.

"Это была самая странная ситуация", - сказала Кэролайн. "Мы не знали, куда идти, или что делать". Они вернулись к постели Доун. Врачи сказали им, что когда их дочь потеряла сознание, то она испытала нехватку кислорода в течение 25 минут. У нее также затем произошло кровоизлияние в мозг.

"У меня из головы не выходит ее образ на аппаратах", - сказала Кэролайн. "Я все время представляю себе, как глажу ее волосы, думая, что она умрет". Ее последние слова Доун были: "Что будет, то будет". Стэн сказал, что ему хочется думать, что по сути она умерла не в больнице, а в квартире Раули, рядом с мужчиной, в которого она была влюблена.

Когда аппаратура жизнеобеспечения была отключена, семье сказали, что тело Доун, возможно, придется сжечь в правительственной лаборатории в Портон Даун. Они были благодарны, что в конечном счете они смогли организовать эмоциональные похороны в крематории в Солсбери, и оставили сиденье впереди для Раули, которого к тому времени выписали из больницы.

"Это было, несомненно, для Доун, это то, что она бы хотела", - сказала Кэролайн. Они не винят Раули в смерти Доун. Кэролайн сказала: "Доун любила его. Он обожал ее. Чарли был добрым с ней". Благотворительный фонд помог им покрыть расходы на похороны. "Я не думаю, что нам нужно было полагаться на благотворительный фонд, чтобы похоронить нашу дочь", - сказала Кэролайн.

Семье было трудно скорбеть по-настоящему. Стэн сказал: 

"Невозможно было реально горевать, это было очень научно. Полиция, ученые, коронер делали то, что делали. В стране был ажиотаж".

Доун Стерджесс (шестая слева) со своей семьей на Рождество в 2011 году. Фотография: Эдриан Шеррат/"Гардиан"

Странным образом родители Доун испытали облегчение, когда стало ясно, что она отравилась нервно-паралитическим веществом, а не некондиционными наркотиками или спиртным напитком. "Пресса так издевалась над нами", - сказал Стэн. "Когда мы узнали, что это был "новичок", то мы испытали облегчение, получив подтверждение, что это не было ее виной".

Кэролайн испытала огромное утешение в связи с тем фактом, что в крови ее дочери не было найдено никаких легких наркотиков, и никакого заболевания в ее печени или в других органах. "Когда они сказали, что это полностью из-за "новичка", это было огромным облегчением. Она была не виновата. Она умерла не из-за своего образа жизни".

Родители Доун также утешаются тем фактом, что этот флакон духов не был найден детьми. 

"Что, если бы его подобрали школьники и побрызгали друг на друга? Это было бы самым худшим", - сказала Кэролайн. "Я чувствую признательность, что Доун пострадала за многих других людей. Я огорчена, что мы потеряли нашу дочь. Но я благодарна, что это были не дети".

Они также очень признательны персоналу больницы, ухаживавшему за Доун, и деревне Деррингтон, которая оказала им твердую поддержку.

Супруги Стерджесс оставили пепел Доун у себя дома, который хранится рядом с ее любимой игрушкой, когда она была ребенком - единорогом - и ее портретом, сделанным карандашом родственницей. Им нравится думать, что Доун смотрит на них сверху. "Она сказала своим сестрам, что умрет в сиянии славы. И так и сделала", - сказала Кэролайн.

Стэн вспомнил, как Доун была сбита с ног во время столкновения с машиной пять лет назад. "Я был там. Я ей сказал: "Что ты хочешь, чтобы я сделал?" Она ответила: "Отвези меня домой". И я нес ее и отвез ее домой. В этот раз я не смог это сделать, я не смог ей помочь".   

Перевод. Оригинал публикации здесь:

https://www.theguardian.com/uk-news/2019/feb/15/novichok-victim-dawn-sturgess-parents-tell-of-their-anger-and-hurt