Неизвестная история России. Первая женщина - пескоструйщица в СССР.

На модерации Отложенный

Предисловие:

Празднику 8 марта и всем женщинам России посвящается. Поздравляем с наступающим восьмым днем весны и в подарок эксклюзивное журналистское расследование на сайте Эго НПП.

 

Трилогия. Часть 1. Укротительница пескоструйного аппарата.

   Уже никто не вспомнит первую женщину укладчицу асфальта или шпал, но благодаря истории болезни Анастасии Келиповской (в девичестве Патрикеевой), мы знаем, кто стал первой женщиной в СССР, обуздавшей пескоструйный аппарат. Опираясь на архивные данные Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, мы имеем возможность рассказать, кем была эта героическая женщина, как сложилась ее судьба, почему презрев тяготы профессии, она освоила необычную мужскую специальность пескоструйщика, и каким образом это привело к развалу СССР.

Родилась Анастасия в уездном городке Опочка Псковской губернии в 1897 году в семье крестьянина Харитона Патрикеева. В 1915 году во время визита в Опочку губернатора Псковской губернии, действительного статского советника Аркадия Ипполитовича Келеповского, Настя встречала высокопоставленного чиновника хлебом-солью в компании молодых девиц, где ее и приметил глава уезда. А через год Анастасия переехала в его имение на правах венчанной супруги.

Потом растеклась горящей лавой по стране революция, и молодая Советская власть назначила бывшего губернатора представителем реввоенсовета на Псковщине. Весной 1919 года супругов откомандировали на Юго-Восточный фронт, где они воевали с армией Деникина и конницей генерала Мамантова (именно так звучала его фамилия, с ударением на втором слоге). Там же Анастасию контузило и решением армейского командования, обоих супругов перевели в Петроград, а бывшего губернатора назначили чиновником, ответственным за техническую приемку вооружения на заводах Петрограда.

Контузия не прошла для Анастасии бесследно, у нее появилась навязчивая идея сделать мир вокруг себя чище в буквальном смысле этого слова. Бедная женщина, не останавливаясь, мыла посуду, стирала белье, убирала общественные места в коммунальной квартире, а потом выходила на улицу и подметала двор вместе с дворником Абдуллой до тех пор, пока не падала в изнеможении прямо в дворницкой, забываясь до утра крепким сном уставшего человека.

Настин муж Аркадий Ипполитович, воспользовавшись своими связями, и отвел жену на консультацию в Санкт-Петербургский Институт Медицинских Знаний, позднее Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Именно там была описана история болезни Анастасии Келеповской, проливающая свет на начало пути первой женщины-оператора пескоструйного аппарата. В институте супругов принимал сам академик Бехтерев, признанный авторитет в области медицины мозга. Владимир Михайлович вынес вердикт – «заболевание Анастасии Харитоновны Келеповской не носит характера психического заболевания, а является следствием стресса от перенесенной контузии». Академик рекомендовал Настиному супругу устроить жену в прачечный комбинат, где под воздействием физических нагрузок и реализации внутренней программы мозга, состояние должно было придти в норму.

В числе рекомендаций академика была и такая – брать с собой супругу во время разъездов по служебной надобности «для расширения кругозора и отвлечения навязчивых состояний». Чтобы Настя перестала ночевать у дворника, муж начал брать ее на объекты, посещаемые по роду службы. Так на заводе имени французского коммуниста Андре Марти, подразделения Балтийского завода, Настя впервые увидела пескоструйный аппарат и буквально влюбилась в него с первого взгляда.

Это был один из трех первых аппаратов в стране, купленных молодой советской республикой у американской компании «Wheelabrator» за три яйца Фаберже из коллекции Эрмитажа. Узнав историю женщины, руководители завода решили, что столь дорогостоящее оборудование бережнее всего будут использовать именно женские руки и Настю назначили оператором первой в республике пескоструйной установки.

Анонс второй части:

через неделю мы расскажем, как пескоструйный аппарат стал грозным оружием пролетариата в борьбе с басмачами, и что явилось причиной громкого дела «пескоструйщиков».

Написано для сайта Эго НПП.