В разгар боёв
Антифашистски настроенные военнослужащие вермахта переходили на сторону РККА даже в самые трудные для Красной Армии времена, даже участвовали в партизанском движении. Документально подтверждены имена, как минимум, Фрица Ганса Вернера Шменкеля и Фридриха Розенберга.
Отец Фрица Шменкеля погиб в уличных боях с нацистами, сам он пытался избежать мобилизации, но неудачно. В ноябре 1941 года в Смоленской области перешёл к партизанам. Оккупанты назначили за его поимку крупную сумму и двухмесячный отпуск.
Командование РККА не рассчитывало лишь на сознательность солдат противника и вели пропагандистскую работу. В частности, ещё в начале октября 1941 года 158 пленных подписали «Обращение к немецкому народу». В феврале 1942 года – «Декларация 176», подписанная и офицерами, затем последовал «Протест 115».
Для регулярной работы с перебежчиками, Сталин создал комитеты «Свободная Германия» и «Союз германских офицеров». Последний возглавил генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц – Курцбах. А заместителем руководителя «Свободной Германии» стал правнук Бисмарка, лейтенант люфтваффе Генрих фон Айнзидель.
В мае 1942 года в Горьковской области открылась Центральная антифашистская школа» (ЦАШ), где обучение занимало три месяца. Потом ЦАШ перевели под Москву. В лагере для пленных No165 в Ивановской области создали Центральные антифашистские курсы.
Сталинградская битва привела не только к перелому в войне, но и к пленению самого высокопоставленного немецкого офицера – фельдмаршала Фридриха Паулюса. Чин он получил, уже будучи в окружении, что было равнозначно приказу о самоубийстве – германские фельдмаршалы в плен не сдавались. Паулюс нарушил традицию. В дальнейшем он охотно сотрудничал с советским командованием.
Советская сторона провела 2,7 тысячи радиопередач на немецком языке, в том числе, с участием пленных немецких офицеров и самого Паулюса.
Есть легенда об участии военных частей, сформированных из пленных немцев, против гитлеровских войск. Никаких документальных подтверждений этому не найдено. Скорее всего, сформировать из немцев что-то подобное власовской РОА не удалось, что не исключает участия в боевых действиях на стороне РККА отдельных бывших военнослужащих вермахта.
Комментарии
«…на нашем участке фронта, кроме русских, находятся и войска Зейдлица, одетые в немецкую форму с наградами и красными повязками на рукаве. Это же надо — немцы против немцев!
(…) Откуда-то появляется штабс-фельдфебель с пепельно-серым лицом.
— Живее! Русские! — кричит он.
Хватаемся за оружие. Видим бегущих с фронта солдат, большинство бросает на бегу винтовки. Среди них и фигуры с чёрно-бело-красными нарукавными повязками, а также русские. По всем позициям разносится крик:
— Войска Зейдлица!
Ефрейтор вермахта стал героем Советского Союза.
Счет перешедших на сторону СССР шел на сотни.
-----------------
Учитывая, что таких ситуаций было в десятки тысяч раз меньше, наводите тень на плетень ...