Послание Путина Федеральному Собранию в 2019-м и борьба Сталина с партократией в 1937-м. Общее и различия после уточнений

 

 

Общее у Путина со Сталиным поищем во взаимоотношениях их с элитами. Сталин к середине тридцатых годов прошлого столетия жестоко подавил в борьбе за власть всех конкурентами как слева (Троцкий), так и справа (Рыков, Бухарин, Томский), опираясь не только на карательные органы, но и на партократию, для этой цели им же созданную. Ярким представителем такой ручной партократии был Хрущев. Но с принятием конституцией 36 – го года и в соответствии с законами о выборах предлагалось сделать их альтернативными из двух – трех кандидатов на одно место. Из интервью  Сталина американскому журналисту 1 марта 1936 года по поводу готовящейся конституции:  «Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти.»  Но Сталин отступил. Кончилось тем, что стал предлагаться один кандидат от единого блока коммунистов и беспартийных, превратив выборы в плебисцит. И так продолжалось до скончания СССР. А тогда против выступила партократия (это элита не в смысле лучшей, а правящая), мотивируя свои доводы необходимостью борьбы с недобитыми троцкистами и бухаринцами. На деле же это была борьба за самосохранение.

 

Если “Уймись, дурак,” как ответ Сталина на просьбу Хрущева об увеличении квот на аресты  все же миф, то просьба Хрущева  документально подтверждается. "Дорогой Иосиф Виссарионович! Довел до сведения местных товарищей Ваше сомнение на счет недопустимости укрупнения цифр по арестам. Тем не меньше присоединяю голос к их просьбе утвердить разрешение хотя бы на 15-16 тысяч ежемесячно, иначе никак дело не сделать. Москва то далеко, а им тут виднее. С ком. приветом Ваш Н. Хрущев".  (См. Слово товарищу Сталину/ Сост. Р.И. Косолапов. - М.: ЭКСМО, 2002, с.с. 355-356 по ссылке https://www.liveinternet.ru/users/maidenbird/post357587832 )

Если сравнить взаимоотношения Путина с нынешней элитой, то видна закономерность в сравнении со сталинскими проблемами.

Та элита препятствовала процессу демократизации (свободным выборам) и, стремясь к самосохранению, прикрывалась надуманной борьбой с троцкистами и бухаринцами. Наша элита саботировала майские указы как семилетней давности, так пытается делать это и с нынешними, стремясь сохранить выгодную ей гайдаро – чубайсовскую модель экономики, которая сложилась еще во времена Ельцина. А поменять эту модель Путин на раз – два не может, как не смог в таком же темпе Сталин поменять систему выборности. Репрессии 37-го года как раз следствие того процесса, когда нашла коса на камень: те провоцируют уже массовые репрессии, а он в ответ на них своими. Кончилось компромиссом между вождем и партократией: один кандидат от нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Сказать однозначно, что народ проиграл тогда, тоже нельзя, поскольку к демократизации его надо готовить постепенно. Но вышло, как вышло.

 

Путин поступает подобным образом. Он отступал, позволяя “элитке” саботировать майские указы. Пример для иллюстрации – публично объявленное признание деятельности кабмина удовлетворительной (cм. «Владимир Путин удовлетворен работой российского правительства» по ссылке https://vm.ru/news/227927.html).   Но сказанное в последнем послании указывает на то, что Путин переходит в контрнаступление.

 

«Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что «там нельзя», «здесь слишком сложно», «там слишком высокая планка», «не получится». С такими настроениями лучше к снаряду не подходить».

 

Прокатит «слишком высокая планка» или не прокатит -  узнаем через год, поскольку задача поставлена на год. А пока будем наблюдать: Путин заставит “элитку” меняться, или та нанесет ему поражение. Но счета “ничья”, как тогда у Сталина с партократией, уже не будет.