Душа потерялась
На модерации
Отложенный
Уважаемые участники ТМВ:))
По совету Сергея выставляю свой рассказ.
К моему сожалению я совершенно не умею писать стихи, нет способностей. А вот прозу пишу давно.
Я все ещё надеюсь, что кому-то будет интересно поучаствовать в проекте написания классического рассказа.
Этот рассказ не совсем художественный вымысел, он основан на реальных событиях нескольких семей. Здесь нет отрицательных героев. Хотя все герои вымышленные, мне хотелось созтдать картину реальной жизни. Сложно было уйти от привычного для меня мемуарно-повествовательного стиля.
В общем, жду ваших мнений:)
-----------------
ДУША ПОТЕРЯЛАСЬ
Марина наводила порядок в запущенной квартире матери. Ковровые дорожки поскрипывали мелким песком, на белых подоконниках лежал слой коричневой пыли, плита и раковина лоснились от разбрызганных капель масла. Туалет и ванна тоже нуждались в основательной чистке.
Наташа, ее старшая сестра, как всегда где-то беззаботно праздновала. Ей было не до матери и уж совсем не до чистки ее квартиры.
- И чо ты стараешься? - спросила она Марину. - Все равно мать ничего не оценит.
И Наташка, веселая и легкомысленная, отбыла с кучкой друзей на чью-то загородную дачу. И было совершенно ясно, что она вряд ли появится до понедельника, а значит забирать мать из больницы Марине придётся одной. У нее осталось только два дня, чтобы везде навести порядок. Она вздохнула и принялась отмывать стены в кухне.
Марина уже давно переехала из города, где родилась. Она, хоть и младше, оказалась на порядок серьезней своей сестры. Работала в банке, была замужем и растила двоих детей. Наташка же порхала по жизни мотыльком, и Марину очень волновали ее наклонности к спиртному. Сестра, когда-то исключительно талантливая девочка, не сумела себя найти и подрабатывала где придется, меняла партнеров и друзей и всегда была довольной и радостной. Жила Наташка с каким-то сожителем, дома с матерью она не уживалась, как, впрочем, и Марина. Сожитель был таким же непутевым как и все ее друзья. И по сути, хоть Марина и жила в другом городе, но реально матери деньгами помогала только она.
Отмыв на кухне плиту и стены, Марина решила сделать перерыв. Налила чаю в старую чашку с пожелтевшими краями, взяла две конфеты "Мишка на севере" и прошла в комнату. Устроилась на диване с пачкой старых черно-белых фотографий. И настоящее отступило. Как в очереди пропускают старого человека вперед, так и время сегодняшнее вежливо уступило дорогу прошлому. И оно ворвалось в сердце Марины с детских фотографий. На одних из них сестры не могут поделить игрушку или весело бегут по берегу озера, на других они в школе или с бабушкой.
Неожиданно Марина замерла на вдохе, забыв выдохнуть. Она смотрела на порванную и склеенную из кусков фотографию. Правый угол вот-вот опять оторвется. Наверху не достает одного кусочка, но в целом, изображение не пострадало, в тот момент, когда разгневанная мать Марины порвала снимок, вымещая своё раздражение на ни в чем не повинной фотографии. Женщина знала, что была не права, но признаться в этом у нее не было ни сил, ни желания. Она думала, что если она порвет, уничтожит эту фотографию, то ей станет легче, ничто не будет напоминать ей о жестокости по отношению к собственным детям.
На фото изображена крошечная черная собачка, еще щенок, двух- трех месяцев. Она лежит на клетчатом покрывале и смотрит прямо в объектив маленькими пуговками глаз. Смотрит очень серьезно. Если бы она только знала, причиной какой трагедии она послужит.
А память уносит Марину дальше в прошлое. Ей девять лет. Наташка принесла с улицы брошенного махонького щенка. Как же они упрашивали мать оставить его дома. Все прежние попытки оставить бездомных животных не увенчались успехом. И одному Богу известно, почему эта суровая и вечно-уставшая женщина разрешила им в этот раз оставить собачку. Плюшка была похожа на черную пуховую варежку с розовым животиком, белой грудкой и двумя блестящими черными пуговками глаз. Она была похожа на игрушку, точнее, она и была живая игрушка.
Как же сестры были счастливы. Марина не могла поверить, что маленькая пушистая Плюшка будет жить с ними. Не могла поверить, что они будут гулять с ней по улице, будут кормить и заботиться о ней. Марина безумно любила пушистую варежку с веселыми пуговками глаз.
В свою очередь, Плюшка отдавала свою любовь с утроенной силой. В унылой, всегда притихшей как перед грозой квартире вдруг поселилась радость. Когда дети уходили в школу, Плюшка провожала их до самых дверей и постоянно норовила выскользнуть и пойти вместе с ними. Если это ей удавалось, ее водворяли на место, за дверь, откуда начинало раздаваться жалобное поскуливание. Потом она успокаивалась и терпеливо ждала.
Когда сестры возвращались домой, в квартире начиналось невообразимое безумство. Плюшка срывалась со своего места и с дикой радостью носилась по всей квартире, громко лая. Эти звуки даже лаем нельзя было назвать. Это был непрерывный безумный радостный собачий вопль с короткими вставками заливистого тявканья. А ее бестолковые движения напоминали движения надутого воздушного шарика, который неожиданно вырвался из рук и стал вдруг, сдуваясь, зигзагами летать по всей комнате. Так и Плюшка летала по квартире, наталкиваясь иногда на ножки стульев и столов, упруго отлетая от них и жалобно взвизгивая, но не прерывая свое безумное броуновское движение. Все это безобразие заканчивалось примерно через пять минут, но заряд радости и веселья еще долго оставался во всех зрителях Плюшкиных представлений.
Кто бы мог подумать, что один маленький зверек размером с варежку сможет полностью изменить атмосферу в их доме. В семье впервые поселилась безграничная радость. Плюшке легко удавалось то, что с трудом удавалось даже отцу - нарисовать улыбку на строгом лице матери или вырвать из нее короткий и такой непривычный смех.
Радость жила в доме недолго.
Девочек отправили в пионерский лагерь на один месяц. Когда они вернулись, собачка их не встречала. Они кинулись на кухню, где мать привычно резала капусту для борща.
- Мама, где Плюшка? - испуганно спросила Марина.
- Убежала. - рассерженно бросила женщина, не поворачиваясь к дочери.
- Куда убежала?
- Откуда я знаю. Отстань, мне некогда!
Закусив до боли губу, Наташа ничего не сказала. Марина ревела несколько дней. Единственная Плюшкина фотография регулярно умывалась ее слезами. Хорошо, что фотобумага не раскисает от слез, правда, из глянцевой она превратилась в шершавую. Понемногу Марина успокоилась, приклеила Плюшкину засоленную фотографию к самодельной картонной рамке и поставила в книжный шкаф.
Однажды, сильно рассердившись на Марину, мать выхватила фотографию из шкафа, разорвала на куски и выбросила клочки в мусорное ведро в туалете.
Марина проревелась, а когда немного успокоилась, собрала из грязного ведра все обрывки, только один не нашла, самый маленький кусочек. Возможно, что он так и остался приклеенным к рамке. Аккуратно склеила кусочки фотографии вместе. Порадовалась, что разрывы совсем не коснулись головы собачки. Она так же смотрела на нее с фотографии своими пуговками. На обратной стороне фото Марина написала простым карандашом - собака Плюшка, родилась в марте, потерялась 19 августа.
Марина очнулась от горестных воспоминаний, погладила пальцами шершавый снимок, лизнула фото, чтобы убедиться, что оно все ещё соленое, и принялась за уборку.
Вечером, когда квартира уже сияла чистотой, позвонила Наташка.
- Привет, Золушка! Помощь нужна?
- Нет, к твоему сведению я уже все почистила, - сердито сказала Марина. И секунду помолчав, уже более мирным тоном произнесла. - Наташ, я нашла Плюшкину фотографию.
- Где?
- В старом альбоме.
- Марин, оставь ее мне.
- Это же моя единственная фотография.
- Я знаю.
- Ну хорошо... только не потеряй, пожалуйста.
- Что ты, Мариш, конечно, ... Хотя, нет, лучше пусть она будет у тебя. Ты ее лучше сохранишь.
- Наташ, ты знаешь, мне тогда казалось, ну, когда потерялась Плюшка, что вместе с ней потерялась и моя душа. Ушла следом за ней.
- Я знаю...
Мать благополучно выписали из больницы, и Марина, погостив ещё два дня, уехала домой.
Через год умерла Наташа. От передозировки. Во внутреннем кармане сумочки нашли записку, адресованную сестре, с одним предложением.
Похорони фотографию Плюшки со мной.
Комментарии
Когда я читаю короткие рассказы любимого мной Чехова, мне кажется он меньше всего думал о такой дребедени, как завязка, кульминация, развязка...он просто писал и ..у него получалось замечательно.))
А как Вы знаете про Чехова?))
Он Вам шепнул?
Шутка:)
Сергей, что именно Вам показалось не так? Развязка?
А.П. Чехов.
Я бы по- возможности сократил.
А где сократить.? Тут ведь ещё надо и об идее помнить. Как Вы поняли мою идею? :)
А потом она исчезла..А ушедшей девочке хотелось, чтобы радость была с ней..ТАМ.
Чем не идея?
Умеете смотреть вглубь. Или мне в кои-то веки удалось толково написать?
Рассказ ведь не о Марине, а о Наташе. Автор через Марину передаёт события.
Ну и концовка мне показалась не убедительной, рассчитанной выжать из меня слезу. Это сделать со мной очень просто, но в данном случае во мне проснулся Станиславский.:-)
Однако замечу, что не всё так плохо, читать можно. Но надо работать и даже не стесняться подражать великим рассказчикам, например, таким как Чехов. Потом выработается свой стиль и манера письма.
Удачи Вам, Елена!
"По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер a propos. Общие места вроде: "Заходящее солнце, купаясь в волнах темневшего моря, заливало багровым золотом" и проч. "Ласточки, летая над поверхностью воды, весело чирикали",- такие общие места надо бросить.В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, чтона мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т.д.Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употреблять сравнения явлений ее с человеческими действиями и т. д."
Пыль действительно коричневая. А бывает и чёрная и белая и всякая. Но рассказ не о пыли. Объяснять, почему пыль коричневая - не нужно. Это не важная деталь.
А где я объясняю, что маме нужна кухня? Что-то не так. Я пыталась обрисовать сцену: мама на кухне режет капусту, стоит спиной к детям. Это очень важный момент, показывающий психологию отношений девочек и матери. Она виновата. Но не хочет в этом признаться и отделывается грубым замечанием. Как я здесь навязываю авторский взгляд, каким образом?
Концовка - гораздо трагичнее в жизни. Концовка очень страшная. Настолько, что я не смогу ее описать. Именно, чтобы не выжимать слезу, я ее сделала мене трагичной. В это поверите? :))
Владимир, ещё раз спасибо за Ваши очень ценные замечания.
"Они кинулись на кухню, где мать привычно резала капусту для борща". Слово "привычно" меня навело на такую мысль. Тут больше подошло бы "в это время".
То, что это трагедия, понятно даже из названия. Вполне допускаю, что в жизни было всё намного трагичнее. Ну и надо было об этом писать. Взялись рассказывать историю - не бойтесь, не заглаживайте. В преамбуле Вы написали: "Хотя все герои вымышленные, мне хотелось создать картину реальной жизни." Так и создавайте! И ещё: "Сложно было уйти от привычного для меня мемуарно-повествовательного стиля". На мой субъективный взгляд уйти Вам не удалось. И в дальнейшем никогда не поясняйте, что Вы хотели или не хотели сказать. Это лишнее. Просто рассказывайте, как сами видите и не жалейте читателя.
Владимир, присоединяйтесь к проекту рассказа:))
О Генри я люблю, как и Чехова. Но до них мне никогда не дотянуться:))
По поводу матери. Виктор, среди родителей моего поколения я встречала не мало таких матерей. Выросших в военное время. Очень трудолюбивых, правильных, но эмоционально холодных. Вот такая она была, и не одна. Она не знала ничего лучшего. Такой была и ее мать по отношению к ней.
Мать здесь - не главный герой. Поэтому я даю минимум деталей о ней. Важна Наташа через видение событий Марины.
А так яснее стало?
Ещё раз спасибо:)
Это мне важно, чтобы понять, удалось ли мне ее протянуть через рассказ. Поскольку она не достаточно очевидна.
Спасибо:)
Но если это мешает, я наверно могу убрать предложение о передозировке. Ведь важно не то как она умерла, а то, что она умерла.
И я просто не буду объяснять, как она умерла. Ясно было, что она в группе риска с тем образом жизни, который она вела.
Согласны?
Спасибо:)
Комментарий удален модератором
Спасибо за поддержку! :)
Удачи Вам, Елена. У Вас всё получится.
Буду стараться:)
Я учитываю все замечания.
Непонятно,почему у меня должно было создаться впечатление,что этот рассказ не про Марину,Плюшку,Маму, а про Наташу? Только фактом ее гибели? Кстати,если она,кроме того,что пила спиртное,ничего с ним не делала (например,не принимала ванны :-) ),то надо писать "ее наклонноСТЬ к спиртному).
Настораживает Ваш коммент о затруднениях с кульминацией и выбором развязки.
Я думаю это произошло потому,что Вы пишете по "школе": "переходите от завязки к действию,достигаете его кульминации и переходите к развязке".И не знаете чем закончить.Если бы Вы писали то,что пишется само,то всех этих ненужных отступлений,потери времени не было бы.
Написали бы текст,что-то подчистили,укоротили (обязательное правило-нельзя ли что-то укоротить?),проверили бы грамматику (например,в конце воскл.предложения ставится"!", а сравнительные обороты выделяются запятыми и т.д)
Тем более надо тщательнее относиться к работе "презентационной",чтобы она произвела на нас впечатление.Начало положено.Успеха Вам,Елена!
Теперь об идее.
Я взялась за очень трудную задачу. Сделать рассказ в рассказе.
1- о Марине и собачке, о радости и потере любимого животного. Этот рассказ очевиден.
2- о Наташе. Название "Душа потерялась" - это Наташина душа. Девочка сломалась в детстве/юности. Поскольку рассказ короткий, то все детали о Наташе я упустила. Этот рассказ-идея - не очевидный.
Но Наташа стояла щитом между Мариной и вот такой холодной матерью. Поэтому не потерялась душа Марины. Марина это знает и поэтому отдаст фотографию любимой обеими девочками собаки Наташе, мертвой.
В общем, художественный вымысел очень переплетен с реальными моментами. Поэтому, мне трудно сказать, получилось ли.
Если писать реал, то выйдет повесть. Но писать о гибели близких людей очень больно, поэтому я бы не стала это делать.
Картинка размазывается
Я чувствую что эта тема Вам близка и Вы не "выговорились", поэтому предлагаю взять этот рассказ за основу и написать ещё пару-тройку других,более подробных и тщательных рассказов о матери,Наташе, может,ещё и отце - как получится, а потом попробовать их соединить..Если ""склеятся" - хорошо,если нет- будут самостоятельные портреты.
Моя задача на сегодня уйти от реала. Научиться писать художественный вымысел, но реально.
А Вы сами не хотите в этом поучаствовать?
Не отговаривайте меня.
Я и так долго собиралась.
Зайдите пожалуйста в отрывок Владимира Удода Жук. Прочитайте мой коммент. И соглашайтесь поучаствовать в этом! Соглашайтесь! Пожалуйста.
Будет интересно:))
Я не пишу прозу, но на мой взгляд замечания, или скорее пожелания наших прозаиков справедливые!
Успехов, Леночка! А там глядишь и стихи пойдут! А не пойдут -не беда, значит ты прозаик!))
Я пробовала много раз. Но точно медведь куда-то наступил:))
Спасибо большое:))
Именно поэтому писать было сложно.
А Вы пишете рассказы?
Согласны? :))
По существу. Если берётесь за мелодраматическую тему, то важно почувствовать грань - чтобы не стало нудно-назидательно и не скатиться в "соплежуйство". То есть хорошо бы писать менее описательно-повествовательно и более эмоционально, чтобы тронуть читателя, но не слезливо, парадокс). Для этого я бы, например, убрала автора вообще и писала от лица Марины. При этом обязательно надо подчеркнуть, что она любит сестру, жалеет её, хотя она и непутёвая. И роль матери в исчезновении Плюшки (допустим, соседка рассказала, что она не просто потерялась...), после чего Наташка убежала из дома и потом, когда нашлась, отношения с матерью так и не наладила и пошла в разнос. В финале проблема с логикой - записку Наташа могла оставить, только если бы покончила жизнь самоубийством, передоз происходит обычно случайно. Да и просьба, действительно, навеивает образ Станиславского). Достовернее было бы, если бы Наташа разбилась в автоаварии с пьяным сожителем за рулём, а фото Плюшки Марина сама бы положила при прощании.
Простите, я пишу исключительно, как о вымышленных персонажах. Удачи, Елена!
Я буду думать. Мне надо "примерить" в голове возможные изменения.
По поводу:
В финале проблема с логикой - записку Наташа могла оставить, только если бы покончила жизнь самоубийством, ..."
Здесь как раз все логично. Наташа - женщина умная. Она знала, что с таким образом жизни она рискует. По статистике процент убийства очень высок именно среди непутевых женщин и проституток. Самая высокая группа риска. Поэтому понятно, что эту записку она положила, когда Марина нашла фото ее собаки:))
Да и не надо далеко за пример ходить! Я вот и не в группе риска и умирать в ближайшее будущее не собираюсь, но заявила своим близким чтобы ошейник моей любимой умершей собаки похоронили со мной.
Можете считать это слезодавилкой! Но вот такое у меня желание:))
А вот за эту коррекцию особенное спасибо, и с Вашего позволения сразу забираю себе в рассказ:
Достовернее было бы, если бы Наташа - разбилась в автоаварии с пьяным сожителем за рулём,
Вообще, мне нравится ваше сообщество. Такого делового конструктива у меня давно не было. Наш лит клуб распался по причинам. И я искала куда примкнуть:))