500 лет назад началось завоевание Мексики испанцами
Завоевание Мексики началось в феврале 1519 года, после того, как в 1517 году испанцы открыли побережье Юкатана. Экспедиция Эрнана Кортеса высадилась на острове Косумель, затем в устье реки Табаско, затем около современного Веракруса, откуда начала наступление на столицу ацтеков, Теночтитлан. 8 ноября 1519 года испанцы в союзе с тласкаланцами захватили город. После этого Кортес вернулся в Веракрус, оставив в Теночтитлане Педро де Альварадо, и в его отсутствие в городе вспыхнуло восстание, и испанцам едва удалось покинуть город. При отступлении они разбили армию ацтеков в сражении при Отумбе. Через год Кортес вернулся к Теночтитлану и взял город штурмом. Разгром империи ацтеков позволил испанцам заложить основу их владений в Новом свете и создать Вице-королевство Новая Испания, которое впоследствии стало государством Мексика.
10 февраля 1519 года Антонио Аламинос повел к Юкатану девять кораблей Кортеса с 600 солдатами. Экспедиция высадилась на острове Косумель.
Первая схватка с индейцами произошла на южном берегу залива Кампече в стране Табаско. Сломив сопротивление местного населения, Кортес послал три отряда внутрь страны. Встретив крупные военные силы, они отступили с большим уроном. Кортес вывел против наступающих туземцев все войско. Индейцы сражались с большой отвагой и не боялись даже пушек и коней. Тогда Кортес ударил с тыла своим небольшим кавалерийским отрядом.
От Табаско флотилия прошла до о. Сан-Хуан-де-Улуа. 21 апреля испанцы высадились на берег материка и, чтобы обеспечить тыл, построили город Веракрус. Крест, позорный столб, виселица — вот три орудия освоения конкистадорами новых стран. У испанцев людей было так мало, что поход против многолюдной страны казался безнадежным. Тем не менее, власть ацтеков в регионе была непрочной, покорённые ими народы искали пути освобождения от завоевателей. Кортес привлёк на свою сторону обещаниями, подкупом, угрозами вождей окраинных народностей.
У ацтеков бытовал тольтекский по происхождению миф о белом бородатом боге из-за моря, Кецалькоатле. Некоторые ацтекские жрецы, а с ними и народ, считали, что Кортес, светлокожий бородатый человек, закованный в латы и ведущий странных всадников это Кецалькоатль, спустившийся с небес. Монтесума 2й, верховный вождь ацтеков, пытался подкупить испанцев, чтобы они отказались от похода на его столицу. Но чем больше он дарил конкистадорам золота и драгоценностей, тем сильнее они стремились овладеть Теночтитланом. Монтесума действовал нерешительно, и наконец решил впустить испанцев в столицу. От имени Монтесумы Кортес стал самовольно распоряжаться по всей стране. Он заставил вождей ацтеков присягнуть испанскому королю, а затем потребовал от них уплаты дани золотом. Испанцы обнаружили клад Монтесумы, который был так велик, что на его осмотр ушло три дня. После раздела добычи Кортес получил львиную долю клада.
В это же время Веласкес послал в Веракрус эскадру Нарваэса из 18 кораблей с целью захватить «живыми или мертвыми» Кортеса и его солдат. Однако Нарваэс, потерявший в бою глаз, был взят в плен и закован в кандалы. Его офицеры и солдаты, подкупленные Кортесом, сдались. Пока Эрнан Кортес находился вдали от Теночтитлана, выясняя отношения с Нарваэсом, в городе ацтеки готовились проводить очередной религиозный праздник с человеческими жертвоприношениями и вырыванием сердец. Альварадо, который остался вместо Кортеса во главе испанского отряда, насчитывавшего около ста человек, попытался помешать человеческим жертвоприношениям. Но жречество, видя небольшие силы оставшихся испанцев, намеренно провоцировало столкновение. В город были стянуты около ста тысяч воинов с разных районов страны. Жрецы умело распаляли ненависть к испанцам среди населения. Альварадо пришлось принять неравный бой. Он со своими воинами держался во дворце неделю и смог дождаться возвращения Кортеса.
Кортес вернулся со своими солдатами и с воинами Нарваэса. У него теперь было около 1300 пеших и 97 конных, а также 80 арбалетчиков и 80 аркебузиров. Жрецы приостановили явное противодействие, но решили взять конкистадоров измором. Находясь в центре города, в царском квартале, испанцы по сути находились в окружении стотысячной армии. Кортес решил покинуть город ночью. Мосты на дамбах были разобраны ацтеками, но испанцы соорудили из подручных материалов переносные настилы для сооружения переправ. И вот, ночью, колонна испанцев по дамбе стала покидать Теночтитлан. Всё происходило организованно, но отход был замечен одним из наблюдателей на лодке. Была поднята тревога. Огромная масса воинов на лодках атаковала испанцев. Мужество арьергарда, возглавляемого Альварадо, воспрепятствовало гибели отряда Кортеса. Но из полутора тысяч воинов около 800 было убито, несколько десятков были схвачены и на глазах своих товарищей принесены в жертву.
Отряд лишился пушек, пороха и практически всего золота из клада в царском дворце. Почти все воины были ранены. Союзники-индейцы, увидев такой разгром, укрылись в своих селениях, и с тревогой и страхом ждали дальнейшего развёртывания событий.
Огромная армия ацтеков — около 100 000 человек ждала испанцев на поле около селения Отумба. Состоялось сражение маленького отряда израненных испанцев с огромной армией. Благодаря умелым действиям двух десятков всадников, возглавляемых Кортесом, оно окончилось победой испанцев. Кортес в этом бою прорвался сквозь ряды ацтекских воинов и убил ацтекского главнокомандующего Сиуака. Это сражение для деморализованных индейцев, союзников Кортеса, явилось тем чудом, которое вновь воскресило все надежды на освобождения от кровавого рабства ацтеков. Испанцы-победители с почестями были приняты тлашкалтеками. Они отдыхали и набирались сил 22 дня в Тлашкале.
Кортес вынашивал план разгрома основных сил ацтеков и, таким образом, их империи. Город, стоящий на воде, по его плану надо было взять во взаимодействии с флотом. Он решил построить 12 бригантин, оснастив их пушками. Разобрать корабли и, используя индейцев-носильщиков, перебросить их в глубь страны. А в водах омывающих Теночтитлан вновь собрать корабли. Вождь тлашкалтеков, за удовольствие видеть падение Теночтитлана, обещал и дал необходимое количество индейцев-носильщиков. Корабли построили, разобрали, перебросили (13 бригантин), вновь собрали у Теночтитлана.
Падение Теночтитлана
Овладеть городом предполагалось после полного окружения, прорвавшись по трём дамбам. Мосты на дамбах были разобраны, их ещё дополнительно разрушили во многих местах. Наступающим предстояло, под градом стрел и копий, восстановить дамбы и по ним прорваться совместно с союзниками-индейцами в город.
Наступление началось 13 мая 1521 года. Три штурмовые колонны возглавлялись Педро де Альварадо, Кристобалем де Олида, Гонсало де Сандовалем. Эрнан Кортес осуществлял общее руководство, находясь на одной из бригантин.
Ацтеки умело противодействовали флоту. Они по ночам на лодках патрулировали вдоль дамб и вбивали сваи. Вскоре одна из бригантин напоролась на такую сваю и была разобрана испанцами, а её пушки перекочевали на другие суда. Бои на дамбах продолжались три месяца днём и ночью. Кульминацией этих боёв был трагический для испанцев эпизод. Один из отрядов, которым к тому времени командовал Кортес, ацтеки заманили в ловушку. В бою погибло около 10-15 конкистадоров и более 50 попало в плен. На протяжении следующих десяти дней, под громкие стуки барабанов проводились обряды жертвоприношения этих пленных на главной пирамиде богу войны Уицилопочтли.
Их сердца скармливали идолу, а головы метали в осаждающих. Союзники-индейцы покинули испанцев в суеверном страхе. Но испанцы продолжали удерживать дамбы, отражая многотысячные атаки ацтеков.
Через десять дней стали возвращаться союзники-индейцы. Бои в городе продолжались еще три дня.
13 августа 1521 года Гонсало де Сандоваль и его оруженосец Гарсия Ольгуин захватили в плен последнего императора ацтеков — Куаутемока. Теночтитлан пал. Империя ацтеков перестала существовать.
Теночтитлан был основан в 1325 году. Город располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (Анауак). С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот от западного берега Тескоко город находился на расстоянии около 1 км. А с востока для защиты от наводнений была построена каменная плотина.

Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени. Ко времени прихода испанцев население Теночтитлана достигало около 200 000 при площади 12 кв.км.
Посреди города располагался гигантский ритуальный центр, где возвышался 45-метровый Великий храм (впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического собора – самого крупного на территории американского материка (строительство собора шло три столетия). Священный центр был окружен защитной стеной, длина которой достигала 500 метров, а сам центр представлял из себя "город в городе" площадью более 1200 кв.м. В каждом из четырёх кварталов имелся свой храмовый комплекс и находилось специальное здание, в котором обитал глава данного района. В Теночтитлане было построено множество зданий – храмов, школ, служебных построек и домов. Все монументальные постройки, учитывая рыхлость грунта, возводились на длинных, тонких и упругих сваях. Наводнения и оседание грунта влияли на сооружения, которые из-за этого неоднократно перестраивались и ремонтировались.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Город пересекало 6 основных каналов и множество более мелких.
В городе была построена сеть акведуков, главный из которых брал начало из источника на холме Чапультепек, находящийся на западной стороне озера.
В северной части располагался главный рынок города, который по описанию испанцев, был очень большой и хорошо организованный, с огромным разнообразием товаров: « Некоторые из нас, побывавшие в Константинополе и даже исходившие всю Италию, уверяли, что нигде они не встречали столь большого и добро устроенного рынка».
В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными (в некоторых местах с них собирали до семи урожаев в год.
Каждый клан города селился отдельным жилым массивом, состоявшим из одноэтажных домов. Дома эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из кирпича. Каждая женатая пара, как правило, занимала одну постройку из одной-двух комнат или один этаж в двухэтажном доме. Некоторые дома знати очень большими и построены из известняка. Часто при них были сады – как наземные, так и висячие. В садах имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.
В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.
В 1483 году началось строительство ирригационных и водосборных сооружений из-за периодического недостатка пищи и пресной воды – население города стремительно росло.
Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. За порядком на рынке следили государственные служащие и судьи, которые решали все возникающие споры, кроме них на рынке, на всякий случай, находились и врачи.
Дамбы. Высота дамб в общем достигала "30 и более шагов" и сооружались они из "дерева и земли". Дамбы возводились постепенно, учитывая подъём уровня воды в озере, чтобы решить проблему затопления жилищ и чинамп. В основном дамбы служили для передвижения по ним. В нескольких местах они прерывались протоками, которые обеспечивали свободный переток воды из одной части озера в другую и проход для лодок. Дамба по которой Кортес вошёл в город составляла в длину более 9 км, а в ширину две длины копья, так что восемь всадников могли ехать рядом. На этой дамбе располагались 3 города, в каждом из которых было от трёх до шести тысяч домов. Вход в Теночтитлан с этой дамбы перекрывал мост в десять шагов шириной, со съёмными несущими балками.
Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. Испанцы писали, что не зная расположения помещений, в этом дворце можно было легко заблудится. Все помещения комплекса так или иначе соединялись выходами в несколько патио (внутренние дворики, открытые помещения). В одном из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала по скрытым каналам в другие части дома.
Весь дворец-комплекс тлатоани располагался за пределами ритуального центра. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. За одними только птицами ухаживали три сотни слуг. Существовал даже орнитологический госпиталь для больных птиц. Дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху.
Дворец Ашайакатля. Здание от дворца тлатоани было отделено только вольерами для птиц и храмом Тецкатлипоки. Дворец был огромен и являлся наполовину сокровищницей, а наполовину - храмом. Во дворце было множество залов, в которых могли разместиться до полторы сотен человек. Одна из зал была замурована непосредственно перед приходом испанцев (которых разместили в этом дворце). Однако люди Кортеса заметили заложенную кирпичом дверь и, взломав её, увидели несколько комнат, набитых ценностями, собранными отцом Монтесумы II за двенадцать лет его правления – идолы, изделия из перьев, украшения, драгоценные камни, серебро и огромное количество золота.
Недалеко от главных ворот Великого храма был расположен цомпантли. Выглядел он в форме амфитеатра, в котором черепа были установлены рядами между камнями, зубами наружу. В конце цомпантли стояли две башни, построенные из строительного раствора и черепов. Сверху было воткнуто более 70-ти высоких шестов со штырями, на которые были нанизаны через виски по пять черепов. Всего испанцы насчитали там 136000 черепов.
Комментарии