Верный сын России и Русского Белого движения - генерал Евгений Карлович Миллер.

На модерации Отложенный

Генерал Миллер Евгений Карлович родился в 1867 году. Он появился на свет в городке Динабург на территории Витебской губернии. Он происходил из дворянского рода Миллеров, предки которых имели немецкие корни.

Уже в своих поздних воспоминаниях он отмечал, что воспитывался в родительском доме, где и получил первоначальное домашнее образование. Отец и мать заботились, чтобы он рос верующим христианином, уважал человеческую личность. Родители стремились, чтобы он так поступал в независимости от того, какое социальное положение занимает человек, воспитывали в нем чувство справедливости, понимание разницы между добром и злом. Миллер признавался, что родители всячески стремились внушить ему основы, чтобы он чувствовал разницу между человеколюбием и жестокостью, обманом и искренностью, ложью и правдой. 

В начале военной службы

Евгений Карлович после домашнего обучения без проблем поступил в кадетский корпус в 1884 году, а через два года в кавалерийское училище в Николаеве. Его он окончил в звании корнета, начав служить в лейб-гвардии Гусарского полка. 

В 1892 году становится выпускником академии генерального штаба в Николаеве. А через год назначается руководителем строевого отдела в штабе Карской крепости. 

В начале 1898 года его отправляют в Гаагу и Брюссель, где он участвует в подготовке первой конференции в Гааге от лица Российской империи. 

В 1901 году получает назначение военным агентом в Италию, в том же году Миллеру присваивают звание полковника. 

В конце 1907 года Миллер становится командиром Седьмого Белорусского полка гусар, а в 1909-м обер-квартимейстером при Главном управлении Генерального штаба. 

В 1909 году ему присваивают звание генерал-майора, а вскоре он становится начальником в Николаевском кавалерийском училище.

Участие в Первой мировой войне

Когда началась Первая мировая война, Евгений Карлович получил должность начальника штаба Пятой армии. Ее управление было создано на базе командования Московским военным округом. 

Он принимал участие в Галицийской битве, отразив наступление немцев на Варшаву в рамках Лодзинской операции. В годы войны проявил себя грамотным и отважным стратегом, за что в 1915 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта. 

Принимал участие в формировании штаба 12-й армии Западного фронта. С этой армией генерал Миллер принял участие в Праснышской операции, будучи начальником ее штаба. Это крупная битва на Восточном фронте, куда переместился основной театр военных действий после того, как германское командование осознало, что быстрого разгрома противника осуществить не удалось. 

Сражение получилось весьма кровопролитным. Российская армия потеряла 72 тысячи человек убитыми, ранеными и пленными, потери германской армии составили около 60 тысяч. По ее результатам немцы заняли Прасныш (это город на территории современной Польши, который находится примерно в ста километрах от Варшавы). 

Но уже через два дня немецкая армия отступила из Прасныша. Расчеты германского командования оказались неверными, нанести поражение русским армиям так и не удалось. Более того, пришлось самим отводить свои войска на укрепленные позиции, расположенные в районе государственной границы. 

Весной 1915 года управление российской армией было переброшено на Риго-Шавельское направление, а вскоре переименовано в Пятую армию. 

В сентябре 1916 года генерал Евгений Карлович Миллер принял на себя командование 26-м армейским корпусом, который входил в состав Особой армии, которая осуществляла операции на территории Румынии. Под его командованием было осуществлено масштабное наступление, которое увенчалось очевидным успехом, российские подразделения сумели закрепиться в Карпатах, захватив в плен большое число солдат и офицеров противника, а также завладев германскими пулеметами и пушками. 

Когда случилась Февральская революция в России, ее отголоски через какое-то время докатились и до действующей армии. В апреле 1917 года в подразделениях, которыми командовал Миллер, произошли волнения. Самого генерала избили и арестовали. Под конвоем его отправили в объятый революционными волнениями Петроград. Стоит отметить, что организованное расследование было максимально объективным и не выявило никакого преступления в действиях Миллера. Сразу после этого его отпустили, списав в запас. 

В августе 1917 года генерал оказался в распоряжении начальника Генерального штаба, став официальным представителем Ставки Верховного главнокомандующего при Итальянской квартире, куда он незамедлительно и отправился. 

После Октябрьской революции в России развернулась настоящая Гражданская война. Когда большевики оказались у власти в стране, Миллер принял решение отказаться поддерживать отношения с Главным управлением Генерального штаба и непосредственно со Ставкой. За это его заочно предали суду революционного трибунала, хоть и не смогли непосредственно до него добраться. 

Он уехал из Италии только после заключения большевиками Брест-Литовского  мира.  В Париж он занялся вопросами переброски на родину и расформирования частей русских бригад, которые до этого базировались в Македонии и Франции. 

В ноябре посол России в Париже Василий Маклаков получил телеграммы от французского посла Жозефа Нуланса и своего итальянского коллеги Пьетро Томази делла Торретта, которые были отправлены из Архангельска. В них Миллера просили приехать на север России. Спустя год телеграмму с приблизительно таким же содержанием генерал получил от антибольшевистского правительства, которое управляло Северной областью. Ему было предложено стать ее генерал-губернатором. 

В Мурманск Евгений Карлович прибыл на пароходе под названием "Утмали", а затем на ледоколе "Канада" в первые дни 1919 года добрался до Архангельска. Там его сразу же назначили руководителем иностранными делами белогвардейского правительства. С 15 января Миллер официально стал генерал-губернатором Северной области. В мае он принял на себя командование Северной армией, а через несколько месяцев и всем Северным фронтом. 

С сентября 1919 года Миллер считается Главным начальником Северного Края.

Его армия насчитывала всего 20-тысячная армия. В ходе боевых действий она пользовалась поддержкой ограниченного английского военного контингента, который был крайне малочисленным, но помогал Миллеру. 

Генералу Русской Белой армии все же удалось добиться определенных успехов, сражаясь против большевиков. Однако осенью 1919 года правительство Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа, предало все Белое движение России и официально отказалось поддерживать силы, которые ведут борьбу против большевиков. Сразу после этого резко прекратились поставки вооружения и боеприпасов, которые обеспечивали боеспособность Северной Русской армии генерала Миллера. Она оказалась в критическом положении, так как на контролируемой ею территории не было военных заводов, так что иного источника для получения оружия у армии не было. Армия генерала Миллера оказалась брошенной на произвол судьбы.

Несмотря на предательство англичан, маленькая армия генерала Миллераа продолжила противостояние с большевиками. Однако долго сражаться она не смогла. Вскоре Северная армия была вынуждена капитулировать, а сам генерал, с частью своих товарищей, отправились в эмиграцию. 

Вместе с ним за границу уехали около восьмисот военнослужащих, а также гражданских беженцев, которые поместились на яхте "Ярославна" и ледокольном пароходе под названием "Козьма Минин". На их пути встретилось немало препятствий, в том числе ледовые поля, остановить их пытался ледокол большевиков "Канада", отправленный в погоню за беглецами, но морякам под предводительством генерал-лейтенанта Миллера все же удалось добраться до норвежского порта Тромсе, куда они прибыли 26 февраля 1920 года.

После этого генерал-лейтенант Е. К. Миллер уехал во Францию. Тут он и остался в эмиграции. 

Прибыв в Париж, он стал сотрудничать с генералом Петром Николаевичем Врангелем. Миллер стал его уполномоченным по морским и военным делам. Весной 1922 года он возглавил штаб генерала Врангеля, а со следующего года оказался в распоряжении князя Николая Николаевича, внука императора Николая I.

В 1924 году был создан Русский общевоинский союз, который назывался аббревиатурой РОВС. В 1925 году Евгений Карлович стал старшим помощником его председателя Николая Николаевича. РОВС позиционирует себя как русская воинская организация, которую создал в 1924 году генерал  Врангель. 

В 1929 году на этот пост был назначен генерал Александр Павлович Кутепов, но уже на следующий год его похитила советская разведка. После этого становится председателем РОВС генерал Миллер. Параллельно он занимает пост руководителя Объединения офицеров седьмого гусарского полка, а также общества взаимопомощи бывших воспитанников Николаевского кавалерийского училища. 

Будучи председателем Русского общевоинского союза, он сформулировал свои взгляды в статье "Почему мы непримиримы". В частности, он писал, что большевизм разрушает и ведет непримиримую войну трем устоям, на которым строилась и держалась жизнь русского народа и самого государства  -   это были Родина, православие и семья. Поэтому сам Евгений Карлович отмечал, что чувствует священную ненависть к большевикам и большевизму, как к чужеродным поработителям и осквернителям земли русской, которая не знает границ. 

Похищение 

Деятельность Евгения Карловича Миллера во Франции наносила ущерб советскому правительству. Большевики всерьез опасались ответных акций, на которые могли решиться активисты Русского общевоинского союза. 

В результате было принято решение организовать похищение генерала Миллера. Операция была осуществлена 22 сентября 1937 года. Сразу после этого его вывезли в Москву агенты НКВД. Примечательно, что основной целью операции было продвижение на пост председателя РОВС белого генерала Николая Скоблина, который был завербован советской разведкой.

Сам Скоблин принял непосредственное участие в операции, заманив Миллера на встречу с сотрудниками НКВД, которые приехали во Францию под видом немецких дипломатов. Как стало известно сейчас, активное участие в похищении генерала Миллера также принимал агент НКВД Сергей Третьяков. 

Сам Миллер, отправляясь на роковую встречу, чувствовал, что она может оказаться ловушкой. Поэтому он даже оставил записку, в которой отметил, что едет на встречу со Скоблиным и германскими офицерами Вернером и Штротманом, которые на удивление хорошо говорят по-русски. В результате, хоть само похищение и удалось, план НКВД продвинуть Скоблина в руководство РОВС провалился, так как русская эмиграция узнала, что он предатель. Тот был вынужден сбежать и вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах. Предполагается, что его ликвидировали сами агенты НКВД. 

Для русского белого движения похищение Миллера стало серьезным ударом. О нем отзывались, как о человеке с безупречной честностью, которую он сумел в себе сохранить до самого последнего дня жизни. Его друзья и соратники отмечали, что предатель Скоблин просил Миллера сохранить их встречу в тайне, зная, что тот обязательно сдержит слово. Генерал так и поступил, но сумел оказать услугу общему делу белой эмиграции, оставив записку на всякий случай. Она и раскрыла предателя, который рассчитывал после исчезновения Миллера возглавить Русский общевоинский союз. 

В СССР Миллера привезли на теплоходе под названием "Мария Ульянова". Его отправили в тюрьму на Лубянке, где он содержался под именем Петра Васильевича Иванова. На допросах он не предоставил никакой информации о своих сторонниках, чтобы не причинить вреда Русского общевоинскому союзу. 

30 марта 1938 года он обратился к главе НКВД Николаю Ежову с просьбой разрешить ему инкогнито и неофициально посетить напоследок православный храм. Но никакого ответа на эту просьбу  не последовало. Тогда Миллер написал еще одно письмо, в котором просил передать ему в тюремную камеру Евангелие и разрешить пользоваться бумагой и пером, но ему вновь отказали.. 

В мае 1939 года он был расстрелян большевиками во внутренней тюрьме НКВД.