Екатерина Шульман: Даже мне малопонятна политическая функция Совета Федерации

"боярыня челобитную бъет, понять бы кому"

Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС:

Что такое Совет Федерации и зачем люди, склонные к организации преступных сообществ, убийствам и изнасилованиям, а также легализации преступных доходов – почему они с таким упорством туда попадают?

Тут как-то возникает часто вопрос: А что, разве лучше Государственная дума?

Я вам должна сказать, что при том, что в Государственной думе больше народу – если мы посмотрим статистику, получается, что практически 10% состава за последние 10 лет были так или иначе подвергнуты уголовному преследованию, почти что каждый десятый, чуть меньше – в Государственной думе при том, что там не 170 членов палаты, а 450, там все-таки процент будет, я думаю, не такой, если начать его высчитывать.

И Государственная дума пытается как-то – все-таки по крайней мере, в прошлом были попытки – немножко пошуметь по поводу того, что к ним приходят просить снять неприкосновенность.

Они там неприкосновенность снимают, мандат оставляют.

В общем, там есть такая не то чтобы корпоративная солидарность – нет, чтобы все встали как один человек, сказали: «Нет, не отдадим нашего друга-депутата», но тем не менее. И к ним ходят несколько реже.

Сенаторы по российской традиции люди и более обеспеченные и более статусные, но, соответственно, им и карты в руки, как это называется. Каким образом формируется у нас Совет Федерации? Вообще, это довольно загадочный властный орган.

Я, как вы знаете, занимаюсь парламентаризмом, поскольку я занимаюсь законотворческим процессом, и вы также знаете, как мы с вами тут нежено и бережно относимся к формальным институтам, надеясь, что они являются «спящими» и когда-нибудь они у нас проснутся и активируются.

Если мы слышим хоть какие-то признаки дыхания и фиксируем минимальную сердечную деятельность, то мы готовы уважать это учреждение в чаянии его скорейшего воскресения.

Но даже мне малопонятно, в чем состоит политическая функция Совета Федерации. Я с трудом могу его функционал каким-то образом нащупать. При этом его конституционные полномочия достаточно велики.