Четвёртый министр путей сообщения Временного правительства России и утерянный генофонд

Кратко: 

Алекса́ндр Васи́льевич Ливеро́вский (23 августа 1867Петербург — 19 декабря 1951Ленинград) — российский инженер путей сообщения, доктор технических наук, профессор. Министр путей сообщения Временного правительства (1917).

Недалеко от селения Лебяжье  Олонецкой губернии был принадлежавший семье участок леса, который так и назывался “Лаверовский лес”. Сейчас он вырублен и застроен, дом Ливеровских сгорел в 2007 году, уцелел только флигель, на котором висит мемориальная доска в память Алексея Алексеевича Ливеровского.

В годы Великой Отечественной Войны жил с женой в Ленинграде на Петроградской стороне (Геслеровский проспект, 7). В своей квартире они приютили свою знакомую с маленьким мальчиком (А.М. Покровским). Впоследствии, когда этот мальчик вырос, он написал книгу воспоминаний своей жизни, часть которой посвящена А.В. Ливеровскому:

Был связан с революционным движением. В начале 1900-х годов помог бежавшему из ссылки революционеруФ. Э. Дзержинскому, спрятав его в своём гостиничном номере. В 1905 переводил деньги забастовочным комитетам, оформлял документы находившимся на нелегальном положении и ссыльным большевикам.

<>

С сентября 1915 — помощник начальника, затем начальник Управления по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения. Осуществлял общее руководство строительством ряда стратегических железных дорог, в том числе построенной за один год Мурманской железной дороги.

После Февральской революции 1917 ...уже 7 марта он стал товарищем (заместителем) министра путей сообщения, в том же месяце, одновременно, председателем Временного центрального совета Союза инженеров и техников, работающих по путям сообщения.

Во время выступления генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917 министр путей сообщения П. П. Юренев отказался передавать «антикорниловское» обращение Временного правительства к железнодорожникам. Тогда Ливеровский способствовал передаче в Ставку этого обращения, на основе которого были прекращены перевозки корниловских войск в направлении Петрограда. Кроме того, отдал приказ разобрать стрелочные переводы на станциях Дно и Новосокольники.

С 31 августа 1917 — управляющий министерством путей сообщения, с 25 сентября 1917 — министр путей сообщения. Стремился восстановить нормальную работу железных дорог, выступал против забастовок технического персонала. 26 октября 1917 года в 1 ч. 50 мин. был арестован вместе с другими министрами и заключён в Петропавловскую крепость — об этих событиях оставил записи в дневнике, опубликованном в 1960.

Отказался от перехода на сторону большевиков и принятия на себя технического руководства народным комиссариатом путей сообщения. Был освобождён по болезни. После обещания не выступать против советской власти, ему было разрешено выехать на юг на мацестинские воды.

Жил под Сочи в небольшом домике, в политической деятельности участия не принимал. Работал садовником, кухонным мужиком, сторожем, сигнальщиком на маяке.

Некоторое время жил по подложному паспорту — видимо, в связи с тем, что белогвардейцы могли подвергнуть его репрессиям за позицию во время корниловского выступления. В это же время, по семейному преданию, его подлинные документы оказались в распоряжении авантюриста, который затем бежал за границу, где выдавал себя за бывшего министра Ливеровского. С этой историей связывается тот факт, что писатель А. Н. Толстой «присвоил» фамилию Ливеровский отрицательному персонажу своей книги «Ибикус, или похождения Невзорова».

В 1923 по предложению Ф. Э. Дзержинского переехал в Москву. Был техническим экспертом и членом плановой комиссии Народного комиссариата путей сообщения, членом Учёного совета при комиссии Комитета государственных сооружений, работал во Высшем совете народного хозяйства. Участвовал в заключении ряда договоров с немецкими концессиями.

В 1926 находился в научной командировке в ГерманииЧехословакии и Франции, отказался от предложений остаться в эмиграции.

22 марта 1933 был арестован, заключён в тюрьму Ленинградского ОГПУ, обвинялся участии во вредительской организации. Его хотели использовать как одного из обвиняемых в ходе организации процесса против социалистов-революционеров, который так и не состоялся. Опубликованы показания А.В. Ливеровского, которые он давал на следствии https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=6063 . В мае 1933 был освобождён, в сентябре того же года вновь арестован, перевезён в Москву, где находился в заключении в Бутырской тюрьме. В марте 1934 освобождён и вернулся в Ленинград. Уже в мае 1934 возглавлял бригаду Народного комиссариата путей сообщения, выехавшую на Байкал для борьбы с оползнями.

После начала Великой Отечественной войны остался в блокадном Ленинграде, в 1941—1942 работал в Оборонной комиссии по технической помощи фронту Института инженеров железнодорожного транспорта. Участвовал в проектировании ледовой «Дороги жизни» через Ладогу, давал консультации по осушению выемок, возникших от разрыва снарядов, по восстановлению земляного полотна, устройству противотанковых заграждений, оптической маскировке.

В июле 1942 был эвакуирован в Москву на лечение. В 1944 вернулся в Ленинград, продолжил научную и педагогическую работу в Институте инженеров железнодорожного транспорта.

Был награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1942), орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды (1945), орденом Ленина (1947).


https://www.youtube.com/watch?v=yIGfY4rYRk8&list=UUWnNKC1wrH_NXAXc5bhbFnA



Тот самый мальчик.