Наркотики в России. Истоки

На модерации Отложенный

В СССР количество наркоманов было сравнительно небольшим. В 1984 г. в РСФСР официально было зарегистрировано 14,3 тыс. наркоманов. С началом перестройки и распадом СССР их число начало резко увеличиваться.  В 1990 г. в России на медицинском учете было уже почти в 2 раза больше наркоманов - 28,3 тыс. В дальнейшем их количество постоянно возрастало, пока не достигло 800тыс. человек (июнь 2017 г.). Реальное количество наркоманов значительно (в 10 раз) больше. В регулярных отчетах ФСКН за 2016 год фигурируют следующие цифры около 8 000 000 человек принимают наркотики регулярно. Средний возраст наркозависимых – 16–18 лет.

За счет наркоманов в России растут показатели ранней смертности. Наркоманы гибнут из-за передозировки, несчастных случаев, самоубийств, убийств, СПИДа. Из-за наркомании растет преступность, в стране снижаются экономические показатели, падает его ВВП. Эти тенденции неумолимо нарастают в последние годы.  К сожалению, официальную статистику с картой распространения наркоманов по регионам России найти тяжело, легче найти карту наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией субъектов РФ, которая коррелирует с количеством наркоманов, так как около 85% всех заражений ВИЧ-инфекцией происходит во время инъекции наркотика. И именно люди, употребляющие тяжелые, а не легкие наркотики, в 90% случаев становятся наркоманами. На этой карте обращает на себя внимание преимущественное поражение регионов, граничащих со среднеазиатскими республиками, и обособленно стоит удаленный от них регион Санкт-Петербурга. Также Санкт-Петербург занимает первое место по  числу зарегистрированных преступлений, связанных с оборотом наркотиков, по которым этот город обогнал даже Чечню. 

Почему же этот регион, родина политической элиты России, включительно с ее президентом, оказался в лидерах по распространению наркомании в России? Дело в том, что это прорубленное Петром I окно в Европу, в 90-е оказалось еще и очень удобным окном в Колумбию. В нем находились порты, в которых совершенно не было таможенного контроля, например порт «Ломоносов». Из рассказа журналиста Дмитрия Запольского: «В 1990-м Путин курировал порт Ломоносов, это была военная база, где у него сидел «свой» адмирал. И через эту дыру ежедневно ввозились и вывозились безо всякого оформления сотни, а может и тысячи тонн грузов. Там ни таможни не было, ни погранцов, ни контрразведки. Смешно!  Кокаин в Питере как зубной порошок был. Вообще везде. Даже в Смольном у особо шустрых парней.  В ночных клубах одно время хозяева все столики покрыли стеклом, так как “золотая тусовка”, видите ли, ходила туда, где удобно было «пахать дорожки» прямо на столах. Тогда все говорили, что кокаин приходит из Колумбии, но везли его прямо в ящиках с бананами и потом хранили в морге судебно-медицинской экспертизы, пряча свертки среди «бесхозных» трупов. Зачем в этой схеме какие-то фирмы? Сам же порт Ломоносов формально принадлежал компании «Русское видео», которая контролировалась, с одной стороны, Кумариным (лидер тамбовской ОПГ), но руководил ею Михаил Мирилашвили. Глава компании Дмитрий Рождественский поддерживал теплые отношения  с Путиным, Чубайсом, с Нарусовой. Одно время я работал на телеканале, принадлежавшем этой компании. Так вот, буду краток: Путина я там пару раз видел. Но утверждать, что он как-то особо  контролировал наркотрафик – смешно: он контролировал гораздо больше. Кокаин тогда вообще не был очень серьезным бизнесом в криминальной индустрии. Впрочем, вся информация обо всех криминальных потоках мимо трио Цепова-Золотова-Путина пройти не могли в принципе.»

Также Д.Запольский рассказал о фирме СПАГ.  «Дело фирмы СПАГ (колумбийский кокаин). Вечнозеленый кустарник Эритроксилум Кока в России не растет. Увы. Если что —  это в Колумбию. Там у них легендарные преступные картели со своими частными армиями, которые контролируют целые куски страны и поставляют кокаин по всему миру. В 1990-е гг. ярко взошла звезда картеля Кали. Они вытеснили медельинских и заняли 90% мировой торговли кокаином... В конце 1990-х гг. ФБР удалось все-таки справится с этой ОПГ. Основатель и главарь её Хильберто Орехуэлло по кличке «Шахматист» сел за контрабанду в США 200 (двухсот) тонн кокаина. Картель был разгромлен. Отголоски этой операции аукнулись в разных местах, в том числе в Санкт-Петербурге. Где у калийских был филиал, в котором работали лучшие люди города: некие В.В.Путин, В.А.Смирнов, В.С.Кумарин-Барсуков и даже (на подхвате) молодой экономист по имени Герман Греф. Филиал состоял из фирмы СПАГ («Санкт-Петербургское общество недвижимости и долевого участия») и её дочки — АО «Знаменская». СПАГ получала деньги из Европы (типа «инвестиции»), АО «Знаменская» на них строила офисный комплекс в самом центре города (в районе Невского). Права на застройку в центре дала мэрия (в лице Путина), а деньги — мафия. И цель благородная — помочь с отмывом. Кокаиновая выручка заносилась в СПАГ в Европе, а выходила оттуда  — как доход от недвижимости в России. Красиво!» 

Но без крыши ФСБ кокаиновый импорт из Колумбии был бы невозможен.  Начальником отдела по борьбе с контрабандой в питерском управлении КГБ-ФСБ в те годы (1990-1994 гг.) был В.Иванов - товарищ Путина по КГБ. В 1994 г. он уволился из органов и перешел к Путину в мэрию помощником по работе с правоохранительными органами. Из материалов Лондонского суда по делу убийства Литвиненко: «Виктор Иванов установил деловые отношения с тамбовской организованной преступной группировкой… Тамбовская ОПГ находилась в состоянии смертельной схватки с другой влиятельной бандой — малышевской ОПГ… В этой бандитской войне Иванов встал на сторону Кумарина и помог его группировке победить конкурентов. Крупной ставкой в этой схватке был контроль над петербургским морским портом, который использовался как транспортировочная база для наркотиков, идущих из Колумбии в Западную Европу через Санкт-Петербург.  Когда Иванов сотрудничал с бандитами, он находился под защитой Владимира Путина, который отвечал за внешние экономические связи у мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака».

Когда Путин станет главой ФСБ в 1998г., он немедленно вернет Иванова на службу — начальником собственной безопасности ФСБ (борьба с коррупцией среди чекистов). При Путине-президенте Иванов будет главой ФСКН (2008-2016 гг.). ФСБ-шная крыша очень помогала для исключения не только внутренних проколов, которые легко решались устранением информаторов, но и международных расследований российского наркотрафика в Европу, а также для устранения мелких наркоторговцев-конкурентов. Такова, например, история бывшего эмигранта из СССР Леонида Файнберга, который приехал в С.Петербург не только договориться продавать крупные партии наркотиков, но и хотел прикупить подводную лодку для колумбийского картеля для перевозки кокаина в США. Криминальный авторитет Миша Браве сообщил, что тамбовские в Питере отдавали кокаин дилерам из расчета 60 000 долларов за килограмм. Поэтому Миша был готов брать его у Файнберга по 30 тыс. Леха был счастлив: он его брал по 4000. Потом обгововрили цену подходящей подлодки «Фокстрот». Но вскоре после договоренности Браве убили. И, оказалось не зря, т.к. все это время Файнберг ходил с мобильником, который прослушивался агентами DEA (Управление по борьбе с наркотиками США). Леня Файнберг уехал ни с чем.

Картель «Кали» пришел в Россию в 1992 г. У них действительно был мощный канал транзита в Петербурге – на выборгской таможне, в Большом порту, на военно-морской базе Ломоносов (Ораниенбаум). Раскрутили транзит кокаина через Питер гангстеры с Брайтон-Бич, тамбовская ОПГ и местные чекисты. Но по сравнению с Л.Файнебргом это были гораздо более крупные фигуры.

Они возили кокаин тоннами и без всяких подводных лодок. Ну а если вспомнить, что у картеля «Кали» в Питере был налажен не только транзит, но и отмыв выручки от наркоторговли (фирма СПАГ с участием мэрии города), то Петербург был не просто бандитским — это была кокаиновая столица России, окно в Колумбию.

Также резонансной стала история, рассказанная в статье Владимира Иванидзе «Неразборчивые связи северной столицы». Как писал Иванидзе, через Россию действовали крупные каналы доставки кокаина в Европу. Активность наркоторговцев была очень серьезной: задержанные в Европе партии составляли сотни килограммов. Однако доказательств существования российского канала не было, пока в феврале 1993 г  под Выборгом не задержали контейнер с грузом колумбийской тушенки. Вес кокаина, спрятанного в банках, составил 1092 килограмма. Участников низшего звена операции, граждан России, Колумбии и Израиля, арестовали, но организаторы поставки не пострадали.  Кокаин, разумеется, предназначался не для России. "Тушенка" должна была следовать в Германию. Поставка была контролируемой: европейские спецслужбы проводили операцию под названием "Акапулько", целью которой было выявление всей наркосети по маршруту Колумбия - Германия. В Германии кокаин должен был быть арестован вместе со всеми участниками преступления и уничтожен. Но все получилось иначе. Кокаин задержали российские спецслужбы. Более двух лет наркотики пролежали на складе в Санкт-Петербурге, хотя по международным нормам должны были быть уничтожены, а в 1996 г. "отправлены на переработку" в Москву, как раз когда туда переезжал Путин. Больше об этом кокаине никто никогда не слышал.  После задержания тонны кокаина руководители наркобизнеса создали в Санкт-Петербурге и Москве целую сеть компаний, в том числе совместное предприятие с участием руководимого Путиным Комитета внешних сношений мэрии. Речь идет, прежде всего, о бельгийской компании DTI, созданной Оскаром Донатом. Донат был арестован в Израиле как подозреваемый по делу о выборгском кокаине, однако вскоре был освобожден за недостатком улик. Именно его компания DTI должна была осуществить перевозку колумбийских "консервов" из Санкт-Петербурга в Голландию. Таким образом, усилиями ФСБ была сорвана операция Интерпола по выявлению канала поставок кокаина через С.-Петербург.

В судебных расследованиях об отмывании денег за рубежом, в частности инициированными испанскими правоохранителями, которые у России просят выдачи  авторитетных людей И.Трабера и С.Васильева, часто фигурирует фирма СПАГ. Подробнее об этой фирме можно прочитать здесь, а про С.Васильева здесь. Также в этой связи необходимо вспомнить Лондонское дело про убийство Литвиненко. Из рассказа (12-15мин видео) свидетеля по этому делу, бывшего офицера КГБ Ю.Швеца: «У меня была документальная информация о том, что Путин, будучи помощником Собчака, занимался отмыванием в Питере денег колумбийского наркокартеля под названием "картель Кали".

Что касается северного потока из Афганистана в Россию, о котором я рассказывал в предыдущей статье «Наркотики и геополитика», то в этом наркотрафике главную роль играет Алишер Усманов по кличке «Узбек». “Будем говорить прямо: Алишер Усманов – это уголовник. Он никогда не был каким-то политическим заключенным [в советские времена], а просто гангстером и рэкетиром, который заслуженно провел шесть лет в тюрьме… Каримов [бывший президент Узбекистана] «реабилитировал» его позднее только потому, что сам был в союзе с шефом Усманова — Гафуром Рахимовым, главарем узбекской мафии и крупнейшим в мире торговцем героином» (Крейг Мюррей, бывший британский посол в Узбекистане).

На фото - В.Иванов, контролирующий поставки героина в соседние со среднеазиатскими республиками южные регионы России, со схемой этих поставок в руках:

 

Справка Википедии: В. Иванов - Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (2008 — 2016 гг.), председатель Государственного антинаркотического комитета. В 2015 году на заседаниях Высокого суда по делу о гибели Александра Литвиненко Виктора Иванова обвинили в причастности к этому громкому делу и в связях с Тамбовской организованной преступной группировкой, которая, как утверждается, в 1990-х годах занималась наркоторговлей и отмыванием денег одного из колумбийских наркокартелей.

Для уменьшения дополнительных накруток поставки героина в отдельные районы России в последнее время производятся без посредников, напрямую из Афганистана, северные районы которого контролирует генерал Дустум. Из рассказа Кадырова: "В годы юности у меня был позывной «Дустум» в честь генерала из Афганистана. Именно так меня называли боевые друзья. Несколько дней назад лично познакомился с генералом, первым вице-президентом Афганистана, дважды Героем этой страны Абдул Рашидом Дустумом", - рассказал Рамзан Кадыров. Напомним, недавно знаменитый генерал Дустум, первый вице-президент Афганистана, имя которого связано у Рамзана Кадырова с событиями в Чечне в 90-е годы, побывал в республике.

В 2000 г. Литвиненко эмигрировал в Англию, где занимался частными расследованиями, а также написал несколько книг. Одной из них была книга «Лубянская преступная группировка», по сути — автобиография Литвиненко о его службе в ФСБ в 1990-е гг. В этой книге в красках показана картина слияния ФСБ с бандитами в 1990-х гг. от лица человека, который сам был в гуще этих событий. В 1997 г. сложилось так, что непосредственным начальником Литвиненко в ФСБ стал генерал Е.Хохольков. Поработав пару лет под началом Хохолькова, выполняя его поручения в криминальной среде (не всегда законные), Литвиненко пришел к довольно неприятному для себя открытию: главный бизнес «генерала Жени» был вовсе не крышевание коммерсантов и даже не заказные убийства. А главным был — героин. Героиновый бизнес, который генерал Хохольков вел с узбеками, вовсе не был секретом для руководства ФСБ. Как вспоминает Литвиненко, генерал Ковалев, директор ФСБ в 1996-98 гг., и сменивший его Путин были вполне в курсе дела. Службу собственной безопасности ФСБ (борцы с коррупцией внутри ведомства) с 1994 г. возглавлял Патрушев, старый путинский друг. Он против героина тоже не возражал. Плюс к тому, как вспоминает Литвиненко, внутри ФСБ были т.н. «общие деньги» (общак), куда с героина шли отчисления. Когда Ковалева убрали с поста директора ФСБ в июле 1998 г., «общие деньги» перешли под ответственность Путина. Эта обстоятельство объясняет, из каких источников ФСБ недавно оплатила партию юбилейных золотых iPhoneX к своему 100-летию.

Украина также поучаствовала в истории  с документами про отмывку российских наркоденег в Европе. Примечательно, что в российском варианте статьи про крупнейший в мире в 90-е годы наркокартель «Кали» нет отрывка, который есть в английском варианте:  «Связи с русским государством» (Russian State connections). В нем рассказывается, что когда ФСБ выкупило в Лихтенштейне и Германии все компрометирующие СПАГ и Путина документы, то оставшиеся несколько документов оказалось в распоряжении СБУ. И глава ФСБ, которым в то время был Н.Патрушев, специально за ними прилетал в Киев. Разговор тогдашнего президента Л.Кучмы с главой СБУ Л.Деркачом был записан майором СБУ Мельниченко, которые впоследствии был предан гласности. В записи от 2 июня 2000 г. Деркач сообщает Кучме, что «вытянул» у немцев последний экземпляр этого секретного документа. Потому что все остальные скупила по всей Европе русская разведка, спасая реноме Путина. И о работе русского президента на колумбийскую наркомафию теперь знают только немцы, русские, Деркач и еще Кучма. Дальнейшая судьба этих документов неизвестна.