О вандализме... и не только
На модерации
Отложенный
p { margin-bottom: 0.21cm; }
11 июня 2011 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского критика Виссариона Григорьевича Белинского, жившего в нашем городе до самой своей смерти с 1939 по 1848 гг. Этот период жизни в Петербурге стал самым плодотворным в его деятельности и достаточно полно освещён в книге В.А. Мануйлова и Г.П. Семёновой «Белинский в Петербурге», изданной в Ленинграде в 1979 году. Роль В. Г. Белинского в русской литературной критике подобна роли А.С. Пушкина в русской литературе. Этот, непревзойдённый до настоящего времени, гениальный критик поставил во главу угла своего творчества критику существующей действительности и на основе философской эстетики определил принципы натуральной школы (реализма) в русской литературе. Для него не существовало никаких литературных авторитетов, которых бы он не щадил ради истины. Он представлял из себя универсального гения в области литературной критики, повлиявшего на дальнейшее развитие всего русского искусства и культуры, а также общественной мысли в русском обществе в целом. По словам князя В.Ф. Одоевского (писателя и музыкального критика), Белинский был « одной из высших философских организаций». Казалось бы и стране, и городу, в котором жил, творил и умер столь выдающийся человек надо гордиться этим и готовиться достойно отметить его юбилей. Однако власти города очень своеобразно, но в духе нынешнего времени - всё на продажу - решили отметить его. Как говорится, не успел только начаться Новый 2011 год и, воспользовавшись новогодними каникулами, рабочие-строители 9 января начали разборку здания на Невском, 68, получившим в народе название «Литературный дом» и на котором находилась единственная в городе памятная доска, посвящённая Виссариону Григорьевичу Белинскому, жившему в нём с 1842 по 1846 гг. Кроме самого Белинского, в этом доме жили: журналист и издатель А.А. Краевский, писатель и автор широко известных воспоминаний И. И.
и А. Я. Панаевы, писатель И. С. Тургенев, называвшего Белинского своим «отцом-командиром», драматург и журналист Ф. А. Кони, литературный критик Д.И. Писарев, поэт Ф. И. Тютчев, украинская писательница Марко Вовчок. Здесь же по работе или в гостях бывали великие русские поэты М.Ю. Лермонтов и Н. А. Некрасов, писатели И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, А. И. Герцен, Ф.М. Достоевский и многие другие выдающиеся деятели русской литературы и культуры. Попытка вмешательства в совершающийся вандализм на глазах всего города представителей общественного движения «Живой город» и (увы, не писателей!), а кинорежиссёра Александра Сокурова успеха не принесла, и работы по разборке дома были продолжены под предлогом того, что в войну, дескать, в дом попала фугасная бомба и поэтому это здание новодел и поэтому не представляет ни исторической, ни архитектурной ценности. Но городская власть здесь вновь кривит душой: восстановление дома после войны происходило при участи видного советского архитектора И. И. Фомина, который при проведении ремонтно-восстановительных работ использовал сохранившиеся старые конструкции.
И этот факт, как и многие другие факты, свидетельствует только об одном: для нынешней власти города, как, впрочем, и страны, постоянно декларирующей необходимость воспитывать в народе и подрастающем поколении чувства патриотизма, нет ничего святого, и она — эта власть - в жертву чистогану готова отдать всё без какого-либо исключения.
В начале 1840 года Белинский был вынужден признать, что его вера в разумность существующей действительности сильно поколеблена: «В душе моей, - писал он В. П. Боткину (очеркисту, критику и переводчику), - сухость, досада, злость, желчь, апатия, бешенство и пр .и пр. Вера в жизнь, в духа, в действительность отложена на неопределённый срок — до лучшего времени, а пока в ней — безверие и отчаяние». Как ни горько это осознавать, живи он в наше, то наверняка бы вновь повторил слова так же, как многие сейчас их вспоминают.
Однако при этом, я не был бы объективен, не упомянув о том, что в городе сейчас энергично ведётся большая работа по созданию музея лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского в квартире на Литейном, 24, где поэт жил до своего отъезда за границу. В связи с этим остаётся только сожалеть, что ни Белинский, ни Лермонтов, ни другие выдающиеся русские деятели литературы и культуры «золотого века» русского искусства, не дожили до того времени, когда была учреждена эта Нобелевская премия, которой они были бы безусловно удостоены.
Комментарии