Спекуляции на депопуляции

Почти все критики существующей власти предъявляют ей претензии за демографический кризис, коснувшийся в первую очередь наиболее многочисленного народа России — русского народа. Ежегодная убыль населения России составляет по разным оценкам около 700.000 человек в год (среднестатистическое за 1993—2006 годы). 
Однако многие критики или сознательно или по незнанию умалчивают несколько очень важных моментов.
Демографический кризис характерен не только для России и начался он в мире еще в 70-е годы прошлого века, когда начался резкий спад рождаемости во многих развитых странах. Тогда специалисты заговорили о депопуляции, под которой понимают убыль населения за счет падения  уровня  рождаемости ниже даже очень низкого уровня смертности. Уровень рождаемости начал падать в России в 70-е годы прошлого века и тогда расчеты показывали, что депопуляция в России за счет сверхнизкой рождаемости начнется после 2000 года. Однако реально убыль населения началась с 1992 года и прежде всего за счет быстрого роста уровня смертности.
Для оценки уровня рождаемости применяют несколько критериев. Наиболее часто сравнивают по количеству младенцев на 1000 жителей, но более информативным считается коэффициент фертильности, под которым понимают среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни. Для простого воспроизводства нации такой коэффициент должен быть не менее 2,15. Коэффициент фертильности сократился в мире с 4,95 рождений на женщину в первой половине 1960-х годов до 2,5648 в 2005-2010 годы. Для более развитых стран такой уровень рождаемости был характерен уже в начале 1960-х, а к концу века он снизился до 1,57.

Причин падения уровня рождаемости в развитых странах называют много, среди них урбанизация, дерегулирование экономики, дерегулирование рынка труда. Выделяют также следующие факторы: общие повышение благосостояния семьи (социальной группы, государства, этноса), успехи современной медицины в снижении детской смертности и в распространении и общедоступности надежных методов контрацепции и медицинского прерывания беременности, общие снижение генетического здоровья населения, ведушего к росту бесплодных мужчин и женщин, особенно в "богатых" странах, распад традиционной семьи, эмансипация женщин, их вовлечением в трудовой процесс, повышение культурного уровня населения, наличие эффективной системы социальной защиты вообще, и пенсионной системы, в частности, – что делает ненужным заботу о старости, религиозный фактор, политика правящих элит.   Некоторые говорят, что это плата за прогресс. Есть мнение, что депопуляция связана с наступлением практически во всех странах матриархата (http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/konec-matriarhata.htm).

Причин называют много, но ни одна не дает однозначного ответа, почему это происходит. Мнений еще больше. Выскажу и свое мнение. Снижение рождаемости началось резко в 70-е годы прошлого века, когда в мире стали интенсивно развиваться телевидение, радио, кино, а затем и информационные компьютерные технологии. Причем развитие всех этих средств массового влияния на людей сопровождалось и значительным распространением с их помощью западной культуры и западного образа жизни. И одним из самых важных моментов этой культуры стала мода на успешных женщин, достигающих своего положения не за счет рождения детей и семьи. Главным стало или успешное продвижение по карьерной лестнице, или соблазнение и использование мужчин для достижения карьерных или материальных целей. Образ женщины бабочки этакого мотылька по жизни, например, подобном гейше устраивал и мужчин, и женщин. Главным смыслом всей жизни стала любовь, а дети как досадное недоразумение, которое помеха, а не смысл и суть любви.  В Японии привлекательность гейши обеспечила почти самый низкий коэффициент фертильности среди развитых стран.
Такое воздействие привело к тому, что в настоящее время практически все достаточно развитые страны имеют коэффициент фертильности ниже необходимого для простого воспроизводства – 2,15 на женщину. Только несколько  стран из этой категории имеют коэффициент фертильности выше 2,15 – это США и Израиль. Для многих наших патриотов уже на этом можно было бы поставить точку, объясняя все влиянием «мирового закулисья» во главе с евреями.
 Однако не все так просто. В Израиле высокая рождаемость наиболее характерна в семьях ортодоксальных евреев (по разным оценкам коэффициент фертильности в этих семьях около 4). В семьях обычных евреев коэффициент фертильности близок к простому воспроизводству. Причем в еврейских диаспорах везде вне Израиля коэффициент фертильности ниже простого воспроизводств и наблюдается такая же депопуляция, как и основного населения этих стран. Наряду с сильным влиянием религиозного фактора на уровень рождаемости в Израиле сопоставимым оказывается и влияние боязни поглощения евреев арабами – гражданами Израиля. Уровень рождаемости у арабской части населения был постоянно выше, чем у евреев. Однако меры по повышению просвещенности арабских женщин дали свои результаты. И по некоторым данным уровень рождаемости в арабской части Израиля резко уменьшился и м.б. даже уже ниже, чем в еврейской части Израиля. Надо отметить также беспрецедентный уровень поддержки в Израиле многодетных семей. Такие затраты могут позволить себе далеко не все даже развитые страны.
В США по некоторым оценкам высокий уровень рождаемости обеспечивается, прежде всего, за счет мигрантов. Попадая в Америку, и получая невероятно высокий уровень достатка по сравнению с тем, который они имели на родине, они начинают рожать больше детей.

Но у потомков мигрантов во втором-третьем поколениях уровень рождаемости падает. Кроме того и большинство белых в США подвержены сильному влиянию протестантской и католической церквей, а часть населения входит в сообщества анабаптистов, где уровень рождаемости остается необычайно высоким.
В научных кругах и правящих элитах мирового сообщества нет однозначного мнения на процессы депопуляции. Длительное время считалось, что человечеству угрожает перенаселение и нехватка ресурсов. Для регулирования и планирования численности семей даже было создано несколько международных организаций, в том числе и под эгидой ООН. Некоторые из этих организаций работают до сих пор и в России.
Не разработаны апробированные методы борьбы с депопуляцией. Некоторые страны Европы попытались применить экономические методы стимулирования рождаемости. Однако согласно выводам ряда ученых такие методы в большинстве своем не обеспечивают длительный и устойчивый рост  уровня рождаемости, а лишь только позволяют снизить темпы его падения. Хотя на некоторое время возможен небольшой рост. Такой рост наблюдается  сейчас  во Франции и некоторых  скандинавских странах. Некоторый рост зафиксирован последние два года и в России как результат принятых государство мер, в том числе и экономического характера. Коэффициент фертильности поднялся с 1,4 до 1,53.
РПЦ также полагает, что  «: снижение рождаемости обусловлено духовными, психологическими, культурными, религиозными, этнографическими, но никак не экономическими причинами, а, следовательно, решение демографической проблемы не требует вложения больших денежных средств». Часть предложений церкви действительно просты в реализации, но согласится ли с ними общество. Ведь многие из них частично ограничивают некоторые свободы личности, о которых и сама церковь печется. Длительный период атеистической пропаганды в России дал свои результаты и наше общество совсем уже не традиционное, и влияние церкви проявляется больше внешне. Многие с удовольствием ходят в церковь на пасху, рождество и некоторые другие церковные праздники, но большинство из них не являются глубоко верующими и не соблюдают каноны церкви. К тому же насильственный переход к традиционному обществу не улучшает демографическую ситуацию, и даже может ее ухудшить, что показывает опыт Ирана. Однако сохранившиеся традиционные общины показывают высокий уровень рождаемости. Таких традиционных общин в России очень мало. Нарождающийся класс священников пока еще малочислен и не оказывает существенного влияния на демографическую ситуацию.

В обществе и элите также существуют абсолютно противоположные точки зрения на проведение демографической политики в стране. Часть общества и элиты полагают, что для обеспечения западного образа жизни всем жителям страны при существующем развитии нашей экономики достаточно населения из нескольких десятков миллионов человек. Поэтому естественная убыль ими воспринимается как благо.
Другие полагают, что столь большие территории мы не сможем удержать под своим влиянием при столь малой численности населения. И считают, что как минимум надо сохранить существующую численность, как максимум ее удвоить или даже утроить. Однако как при этом обеспечить высокий уровень жизни такой массы людей, как создать столь большое количество рабочих мест не объясняют. Только призывают к рискованным и не проверенным социальным экспериментам. Добровольно плодить нищих или «пушечное мясо» для геополитических игр некоторых любителей «шахматных досок» заставить народ не возможно. Попытки же насильственных ограничений приведут или к обратному результату, или развалят страну.

Эти же две противоположные тенденции господствуют и в мировом сообществе. По-прежнему значительное количество средств направляется на  исследования и меры по уменьшению рождаемости. Прежде всего в странах третьего мира. Но и в Китае целенаправленно и последовательно проводится политика уменьшения численности населения, которая дает результаты, коэффициент фертильности в Китае уже ниже уровня простого воспроизводства. И только ряд европейских стран, столкнувшись с очень не приятными последствиями депопуляции, прежде всего с ростом миграции и резким сокращением коренного населения, начал поиск мер и способов по ее замедлению. Однако пока ни одна страна не ставит целью резкое повышение рождаемости. Речь идет о поиске способов  замедления темпа падения или постепенного поднятия уровня рождаемости и прежде всего среди коренного населения страны.
Анализ действий нашего руководства страны позволяет полагать, что оно придерживается такой же точки зрения. Для уменьшения депопуляции проводятся мероприятия по  снижению уровня смертности, некоторые меры экономического характера по стимулированию рождаемости. Но все они не носят исключительного характера, не перенапрягают бюджет. Скорее являются реакцией на настойчивые призывы части общества об угрозе вымирания русских людей и огромных потоков мигрантов. Никаких мер по ограничению действия любых организаций, деятельность которых направлена на снижение рождаемости в России, не проводится. Даже не обсуждается, предлагаемый РПЦ (http://www.zavet.ru/rapsbio3.htm), отказ от государственной политики планирования семьи, что означает не запрет абортов или контрацепции, а полное прекращение любой формы их государственной поддержки, в первую очередь финансирования. То есть все меры не являются следствием осознанной политики, а носят показной и вынужденный характер.