Куда катит Самара

На модерации Отложенный

Сейчас, когда мое возвращение в Самару имеет все шансы стать окончательным, я слежу за происходящими там событиями и переменами с особым пристрастием и волнением, чаще с радостью и удивлением, а то и с недоумением или огорчением. Столь контрастные впечатления я получаю подчас в самых неожиданных местах и ситуациях. Притчей во языцех у горожан стала бессмысленно-пафосная Стена Славы области, названная Стеной Плача, воздвигнутая по решению бывшего губернатора и изуродовавшая прекрасный склон и вид на Волгу. Я уже писал, как летом тысячи пассажиров опоздали на свои поезда от перемены железнодорожного расписания, сдвинувшего отправление на час вперед по местному времени.

А недавно вынужден был проехать на автобусе гораздо дальше намеченного из-за переноса остановки с привычного места у Макдональдса на Полевой. Вроде бы мелочь, а неприятность, хорошо укладывающаяся в давно наметившуюся тенденцию волюнтаристских решений городской и федеральной власти, совершенно не учитывающей интересы граждан. Множатся и крепчают маразматически-вредные инициативы, вроде переименования трамвайных остановок, расширяющиеся в масштабах страны до переименования аэропортов, призванные отвлечь соотечественников от действительно важных для страны проблем и вопросов. Вряд ли кто-то из самарцев станет именовать Курумоч Королевым.

Продолжая тему общественного транспорта, не могу не сказать и о странной практике сокращения автобусных маршрутов и рейсов, ухудшающей связь районов и затрудняющей жизнь пассажиров, а так же переносе и отмене остановок, удлиняющей дорогу пешеходам. Особенно неприятно это зимой, когда все магистрали и тротуары засыпаны снегом, который теперь почти нигде не убирают своевременно, несмотря на  все заверения новоиспеченного мэра. Например, фактически упразднена остановка у метро Московская при движении из центра, а транспорт пущен в объезд строившегося кольца по длинному пути через улицы Киевскую и Тухачевского. Теперь к станции на автобусе можно подъехать только со стороны Безымянки.

В итоге, вместо мощного транспортно-пересадочного узла, как это делается сейчас в столице, там сохраняется временная и неполноценная схема движения, только усугубляющая транспортные проблемы. Из-за такого самарская подземка поражает москвичей своей относительной пустотой даже в часы пик. Второй причиной является неразвитость социально-торговой инфраструктуры вокруг станций метрополитена, проложенного в СССР из спальных районов к ныне бездействующим заводам на глухой окраине, вместо административно-культурного района в старой части. Отсутствие точек притяжения для досуга и шопинга лишает их ценности и смысла, что особо проявляется у М Российская, где вокруг нет почти НИЧЕГО, кроме жилья.

На волне эйфории Чемпионата мира по футболу в прошлом году так же лихо перекрывались для автодвижения целые кварталы старого города, включая главную улицу Куйбышева.  Ее чуть было не сделали навсегда пешеходной, забыв о печальной участи Ленинградской, на которой убили нормальную торговлю, лишив удобства подъезда на автомобиле и превратив в местечковый Арбат для летних туристов. Что там теперь будет твориться после запуска долгожданного Фрунзенского моста даже страшно представить, когда мощный грузовой трафик обрушится на тесные и узкие старого города, сотрясая и расшатывая ветхие от старости и отсутствия ремонта еще уцелевшие исторические и архитектурные памятники.

А ведь его можно было бы пустить мимо железнодорожного вокзала вдоль пустующего громадного торгового комплекса Гудок к запроектированному уже много десятилетий назад проспекту Карла Маркса, который представляет сейчас собой узкий проселок  вместо основной транспортной магистрали. Огромные отведенные под нее территории сейчас пустуют и зарастают кустарником и застраиваются различными времянками, гаражами, а то и жилыми домами, игнорируя землеотводы.

При строительстве нужно сразу же заложить под ним открытым способом вторую ветку метро, так необходимую задыхающемуся в пробках мегаполису. Хотя, возможно, дешевле и быстрее было бы построить надземную линию.

Вспоминая ЧМ-18, не могу не коснуться еще одного идиотизма местных начальников, когда ради доставки болельщиков к построенному зачем то на удаленной окраине громадному стадиону почти на весь рабочий день парализовали работу главной городской артерии. Пущенные по Ново-Садовой якобы «скоростные шатлы» медленной вереницей уныло тащились полтора часа к нему от ж/д вокзала, тормозя у каждого светофора и оставляя горожан на промежуточных платформах. Они выгружали людей за полтора километра до места соревнований, вынуждая их тащиться тогда по жаре, а осенью – по грязи и морозу. Теперь содержание этой мало кому и когда нужной громадины легло непомерной тяжестью на тощий областной бюджет.

Чиновники теперь пытаются спасти эту преступно-глупую затею и найти хоть какой-то выход из безнадежной ситуации, превратив постоянно пустующий стадион в крытый рынок, а громадную территорию вокруг - в парк массовых развлечений и торжественных мероприятий для жителей настроенных недалеко Кошелевым низкобюджетных гетто для иммигрантов и малоимущих. Очень сомневаюсь, что туда поедет кто-либо, кроме отпетых футбольных фанатов и сексуальных маньяков. Хочу пожелать им успеха на этом нелегком и неблагодарном поприще, но неясно, что из этого может получиться, если вспомнить итоги проведенного недавно конкурса по реконструкции в более популярном Загородном парке.

Подозреваю, что благими намерениями привести запущенный очаг культуры в приличный вид вымощена дорога к его полному уничтожению. Я не видел все представленные работы, а только отмеченные комиссией в интернете и, конечно, не могу говорить про всех сразу. Однако премированные проекты впечатлили меня лишь полным игнорированием сложившихся парковых традиций и потребностей отдыхающих людей. Например, один из победителей предлагает создать вместо главной аллеи огромный и страшный «паровоз», с колесами обозрения, протянувшийся от входа до берега Волги и представляющий очередной торгово-развлекательный монстр, полностью убивающий нормальный масштаб и смысл ландшафтного парка.  

Похоже, что нехорошей традицией для архитекторов стало проектирование с высоты птичьего полета, когда о достоинствах идеи судят по красивой картинке и изящному генплану вместо взгляда с уровня рядового пешехода. Ему куда важнее наличие обыкновенных лавочек и беседок, пунктов питания и проката, площадок для пикников и спорта, ровных дорожек и интересных развлечений, ароматных клумб и освежающих фонтанов. Равно и в новых жилых массивах вместо хаотичной «свободной планировки» нависающих с небес человейников нужнее широкие и прямые трассы, тихие и зеленые дворы, развитая социально-торговая инфраструктура и соразмерная жителям среднеэтажная поквартальная застройка.

Привычка мыслить глобальными категориями лишает лиц принимающих решения возможности понять потребности простых людей, передвигающихся на своих двоих или в душной маршрутке, а не в членовозе с мигалкой или вертолете. Это проявляется равно в большом и малом, но острее и больнее ощущается именно обычным народом, от которого власть имущие страшно далеки. Впрочем, если столь пренебрежительно к горожанам относятся даже местные зодчие, что стоит ли строго судить малокомпетентных и временных городских чиновников-номенклатурщиков из варягов? Но я все же не теряю надежды на лучшее будущее для моей родной и любимой Самары и стремлюсь вернуться несмотря ни на что.