Кураев - о томосе: Православной церкви сегодня нечего сказать

На модерации Отложенный

  

Дьякон Андрей Кураев в эфире радиостанции "Эхо Москвы" прокомментировал получение новой Православной церковью Украины автокефалии, дарованной Константинопольским патриархатом.

Он критически оценил сам факт того, что подобное происходит в наше время.

"Все эти "игры престолов", все эти странные просмотры, где престарелые патриархи меряются самыми ненужными своими органами, — это стыдно и смешно. По большому счету, для Украины это неважно, какая там автокефалия, кого поминают в каких молитвах. На дворе XXI век. Жизнь человека, качество его жизни, качество его самосознания, в конце концов, определяется несколько другими вещами.  И по большому счету, для Украины это неважно, какая там автокефалия, кого поминают, в  каких молитвах.", - посетовал Кураев.

"И поэтому это очень печально, то Вселенская, в данном случае всемирное православие в 21 веке являет себя, честно говоря, убого в плохом смысле этого слова, — крайне убого. То есть, сначала этот скандальный Собор на Крите в 2016 г. Скандальный не тем, что патриарх Кирилл на него не поехал, а тем, что там нечего было обсуждать. 1200 лет не собирался вселенский собор, — понимаете, какие огромные перемены за эти века произошли – стало другим самосознание людей, наше самоощущение, стала другой социальная ткань общества, принципы наших коммуникаций, социальных связей, проблемы естествознания, проблемы гуманитарной науки, много сюрпризов библейская археология научная подбросила нам. Огромное количество серозных вопросов. То есть, честное слово, есть что обсудить, о чем подумать.

Если вы, владыки, всерьез верите в то, что на ваше собрание придут не только официанты, которые кофе будут вам подавать, но еще и Дух явится по вашей просьбе и будет вас вразумлять, так что в итоге вы отчеканите форму, — тогда дерзайте. Ставьте самые сложные, проклятые вопросы, и требуйте: Господи, помоги нам, дай нам ответ. Вот мы здесь все, что называется, твои избранные, мы здесь в этом зале – Господи, мы не выйдем отсюда, откажемся от обеда и ужина, пока ты нам не откроешь свою волю, как нам найти нужные слова, ответы на эти вопросы.

Вместо этого они обсуждают вопрос, в каком порядке сядем, вопросы диптиха. Ну, это уже само по себе было позорище. То есть, Православной церкви нечего сказать. И, кроме того, тогда уже было показано, что по большому счету, у неё нет еще и уст, которыми она могла бы это делать, авторитетного органа, который мог бы сказать: да, мы от имени всех православных нечто глаголем.

И украинский рейс это уже проекция в реальную политику этого тупика, который был явлен два года назад на Крите."Он выразил уверенность, что на жизни простых украинцев автокефалия никак не отразится.

Скушают они этот томос, два дня попляшут — что дальше? Жизнь не кончится. Это интересный праздник, но тоже он скоро кончится, потом будет очередной Майдан стоять по расписанию и так далее. В общем, надо честно сказать: такого рода вещами тотальное счастье не достигается.

Кураев убежден, что ситуация с автокефалией продиктована политическими мотивами, а не религиозными. Он также раскритиковал российских экспертов, которые говорят только о политических последствиях церковного раскола.

Беда в том еще, что и наши дипломаты, риторы-пропагандисты, когда говорят, почему это плохо, отвечают чисто политическими аргументами: это рушится русский мир, рушится наше единство национальное, еще что-то такое — то есть не религиозные аргументы. Именно политизация этой темы на российском телевидении дает очень сильный аргумент как раз сторонникам украинской автокефалии.

По его словам, сложилась неопределенная ситуация среди священнослужителей на Украине. Представители Украинской православной церкви Московского патриархата буквально "сидят на чемоданах", ожидая, как поведет себя паства.

"Пока не очень понятно, чашка склеилась или нет — две автокефальные ветви, насколько они друг друга согласятся терпеть, особенно если шантаж со стороны Константинополя и президента ослабнет. Лучше всего это понимают сами украинские священники, которые остаются в церкви Московского патриархата. Это не потому что они такие исповедники веры, они просто довольно рациональные люди, в меру прижимистые, в меру корыстные, здравомыслящие... Им неясно, куда пойдут люди, будет ли отток их собственной паствы. Если будет, большинство пойдет за ними, конечно, за паствой. А вдруг нет, вдруг это недостаточно привлекательно, потому что харизматических личностей, прямо скажем, там нет сейчас, в возглавлении этой новой структуры. Поэтому просто любить Украину вообще и по этому поводу менять юрисдикцию и храм? Как-то слишком большая, слепая и непонятная жертва", - подытожил Кураев.