О календарях юлианском и григорианском. Какой работает лучше?

На модерации Отложенный

Вопрос о том, какой из календарей, юлианский и григорианский точнее – не корректен. В каждом из них используется СВОЯ единица измерения, юлианский год и григорианский год, соответственно (а не астрономический год). Поэтому можно лишь говорить о том, на какой из астрономических годов ориентирован календарь. Утверждение, что солнечный календарь ориентирован только на тропический год – неверно. Эти виды календарей ориентировались как на тропический, так и на сидерический год. С тропическим годом григорианский календарь связан лучше, чем юлианский. Но год в юлианском календаре ближе к сидерическому году, чем григорианский год. Также юлианский календарь очень хорошо согласуется с движением луны и может использоваться как лунно-солнечный календарь (метонов цикл). В григорианском календаре использование лунного цикла очень затруднено по причине нецикличности календаря, кроме того, этот календарь при учете фаз луны дает в полтора раза большую погрешность, чем календарь юлианский. Таким образом, юлианский календарь лучше согласован с астрономическими явлениями. Утверждение, что григорианский календарь, лучше согласован с временами года – на данное время и на несколько ближайших тысячелетий, не верно. Если же говорить о временах более далеких, то данный посыл наукой не обоснован, хотя бы по той причине, что астрономическая весна и весна реальная могут сильно отличаться по времени наступления. Смещение точек равноденствий, которое григорианский календарь не учитывает, может непредсказуемым образом повлиять на климат. Климат может измениться при смене направления морских течений и еще множества факторов, которые современная наука учесть не может. В целом, долгосрочная направленность календаря на такой ненадежный ориентир, как наступление времен года, вряд ли имеет смысл. Аграрные работы ведутся в соответствии с данными конкретными погодными и др.

условиями. Ни какой привязки сельхозработ к григорианскому календарю нет. В астрономии и хронологии широко применяется юлианский период, основанный на циклах, характерных для юлианского календаря. Кроме того, в астрономии, в настоящее время, счет времени ведется юлианскими годами. Юлианское столетие используется во многих фундаментальных формулах. Учитывая все сказанное выше, можем заключить, что переход от юлианского календаря к григорианскому, научной основы под собой не имел. В этом плане, примечательна история ввода григорианского календаря в России в 1918 г. декретом Совнаркома. В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Как видим, ни о каком научном подходе речь не идет. Все последующие календарные реформы (вплоть до 40-х годов XX века), вся история того времени, показывают, что это был удар по Православию. На самом деле, календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем это может показаться. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ. Несмотря на давление, которое оказывается до сих пор, Русская Православная Церковь сохранила юлианский календарь и не пошла на многочисленные канонические нарушения. Печально, что мы, до сих пор не осознали истинную подоплеку календарных изменений, и продолжаем верить в миф о неправильности юлианского календаря.