Пирамида принципов.

На модерации Отложенный

Пирамида принципов – это взаимодействие принципов сосуществования разного уровня, которые складываются между людьми в рамках исторического развития человечества.

Пирамида принципов представлена следующими уровнями.

1. Принципы мироздания - это принципы, которые регулируют отношение человека по вопросам происхождения мира и самого человека. Это, прежде всего, основной вопрос философии, учение о душе, вопросы гносеологии и т.д. Т.е это вопросы происхождения мира и происхождения человека.

2. Принципы духовной культуры. Это принципы мировоззрения и менталитета. Принципы, которые носят осознанный характер, это принципы мировоззрения народа. Это нормы, ценности и средства достижения целей, в рамках которых происходит осознанное развитие того или иного народа.

Принципы на уровне менталитета, это принципы  на уровне подсознания. Так делали и думали наши предки, так думаем и делаем мы, так будут делать, и думать наши потомки в аналогичной ситуации. Это уровень генетической памяти народа.

Принципы мировоззрения и менталитета веками формируются в рамках духовной культуры конкретного народа в процессе его выживания в процессе его борьбы с природой и внешними врагами.

При этом если носителем мировоззрения народа является его культура, в форме легенд, песен, былин, сказок, культурно-исторических памятников, то носителем менталитета народа является генетическая память народа в виде живой энергии. То, что в рамках религиозного сознания определяется как душа, в рамках же научного сознания должна определяться как биополе человека, не только генерирующее человеческое сознание, но и записывающие на уровне генетической памяти определенные средства достижения целей, которые позволяют личности выживать в рамках данной окружающей действительности из поколения в поколение.

3. Принципы идеологии. Это принципы функционирования общества, которые господствующая в обществе группа, слой, класс навязывает всему обществу посредством социальной организации в форме государства. В рамках классового общества, т.е. общества в котором представлены эксплуатирующие и эксплуатируемые классы, целевой функцией государства является защита интересов господствующей группы, слоя, класса. Для выполнения этой функции государство в рамках антагонистического общества формирует инструменты насилия, которыми являются суд, полиция, тюрьма, армия. Принципы идеологии выражены в Конституции государства.

4. Принципы управления. Это принципы реализации, через которые Власть осуществляет свое право управления обществом. Это совокупность принципов, которые можно объединить в две группы, а) посредством манипуляции сознанием личности в отдельности, и общества в целом (дихотомия - теория организации и теория организационного поведения); б) посредством обеспечения целедостижения (дихотомия – теория организации и теория управления).

Если в рамках наличия антагонистических классов государство, как инструмент подавления строится на принципах правового государства, где основным регулятором личности является институт права в форме юридических законов, и возможностью манипуляции этим правом в интересах господствующей группы, слоя, класса. То, в рамках неантагонистического классового общества, государство, являясь инструментом подавления, строится на принципах морального государства, где основным регулятором поведения личности выступают морально-нравственные нормы народа, а право развивается в рамках моральных норм общества.

По мере отмирания государства, и формирования человека нового типа, процесс регуляции личности обществом, переходит от внешних форм регуляции к внутренней форме регуляции поведения личности, где высшей формой регуляции поведения личности является совесть каждой конкретной личности.

5. Принципы хозяйственной политики. Это организационные алгоритмы повседневного функционирования народного хозяйства. Прежде всего это алгоритмы экономического развития.

Как работает пирамида принципов?

Чем более высокий уровень (иерархический метод) в пирамиде принципов занимает тот или иной принцип, тем больший объем времени и пространства он регулирует.

Отсюда следует, что разные по иерархии принципы имеют разные сроки жизни. К примеру, принципы религиозной веры могут исчисляться не одним тысячелетием. В свою очередь, принципы управления и ведения хозяйства зависят от развития средств производства.

Кроме рассмотрения пирамиды с точки зрения иерархического метода, пирамиду необходимо рассматривать с точки зрения фасетного метода. Т.е. на каждом уровне существует группа принципов, которые могут сосуществовать только с определенной группой принципов более высокого уровня иерархии. Поясню. В рамках коммунистической идеологии могут работать только экономические законы социализма, в рамках буржуазной идеологии законы социализма уже работать не будут, а будут работать законы, присущие капиталистическому обществу. Таким образом, пирамида принципов представлена по вертикали (иерархия), и горизонтали (фасета). В итоге получилась координатная сетка принципов.

Что нам может дать данная пирамида принципов?

В рамках каждого уровня иерархии пирамиды происходит деление принципов на группы. Такое деление в итоге определяет смысл группы принципов, например фасета понятия свободы, или фасета форм собственности.

Соответственно каждой форме социальной организации общества соответствует своя форма свободы или ее конфигурации, и своя форма собственности или ее конфигурации. Например, в рамках буржуазного общества, если мы говорим о капитализме, то мы имеем частную, государственную, коллективную, формы собственности, при условии того, что частная форма собственности является доминирующей. Подобная доминанта частной формы собственности над остальными формами собственности определяет хозяина страны, которым является собственник капитала.

По-другому дело обстоит в рамках буржуазного общества с азиатским способом производства. Здесь, имея тот же набор форм собственности, но доминирующей формой собственности выступает государственная форма собственности, которая и определяет хозяина страны. В данном случае хозяином страны становится государственный чиновник, распоряжающийся государственной собственностью или имеющий влияние на институты насилия государства.   

Получив такую пирамиду принципов и идеологическое описание каждого принципа, мы получаем возможность конструирования модели общества, формируя тем самым догматику принципов социальной системы.

Здесь мне хотелось бы вернуться к И.Канту, который утверждает, что общественные науки должны строиться на принципах развития математики.

Построение математики происходит следующим образом. Изначально принимается утверждение, которое не требует доказательств, а принимается таким, какое оно есть («вещь в себе»). В математике такая «вещь в себе» называется аксиомой. Например: «Через две точки можно провести одну и только одну прямую».

Имея некое изначально принятое количество утверждений (аксиом), не требующих никаких доказательств, а принимающихся как истина, математика развивает свои дальнейшие умозаключения. Именно на такой основе, по мнению И.Канта, должны строиться общественные науки.

В общественной науке утверждение, подобное аксиоме, называется догмой. Именно на догмах построено религиозное сознание. По сути, буржуазное общество также построено на догмах типа: высокой эффективности рыночной экономики, свободы выбора, конкуренции, буржуазной демократии, высокой эффективности частной собственности и т.д. Данные утверждения принимаются как догмы, так как никто и никогда не предъявлял доказательств истинности данных утверждений.

Таким инструментом построения догматики становится пирамида принципов. По всей вертикали пирамиды строится дорожка из принципов различных уровней. Безусловно, всех принципов, учесть невозможно, поэтому первоначально, правящая группа, слой, класс, посредством государственной машины, навязывает обществу свои принципы  мироздания, мировоззрения и идеологии. При этом принципы этих уровней иерархии пирамиды принципов, навязываются господствующей группой, слоем, классом всему обществу в виде догм.

К примеру, такими догмами могут выступить законы диалектики и метафизики в рамках принципов первого уровня иерархии пирамиды принципов.

Законы диалектики:

 - закон единства и борьбы противоположностей;

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон отрицания отрицания,

Законы метафизики:

- закон тождества;

- закон непротиворечия;

- закон исключенного третьего.

Принципы второго и третьего уровня – есть опыт предшествующих поколений. И если второй уровень, это опыт выживания народа, то третий уровень – это опыт выживания господствующей группы, слоя, класса.

В рамках второго уровня представлена догматика мировоззрения. Соответственно, каждая из трех форм мировоззрения (конкуренции, солидарности, подчинения) несет свои принципы выживания того, или иного народа.

Третий уровень представлен догматикой идеологии (религии). К примеру, форма собственности определяет систему производственных отношений. Соответственно, частная форма собственности генерирует капиталистический способ производства.

Почему принципы пирамиды 1-3 уровня иерархии должны приниматься в виде догм?

В догме нельзя заменить даже буквы, не то, что слово. Это не допустимо. И это очень важно. Чтобы было понятно, почему это так важно, сошлюсь на пример подмены основного экономического закона социализма, который был сделан представителями правого оппортунизма после смерти Сталина. Это подмена явилась одним из основных факторов разрушения СССР, т.к. были изменены идеологические принципы построения социализма. В итоге к началу 80-х годов прошлого столетия в СССР был построен не социализм, а общество с азиатским способом производства в рамках общественной собственности на средства  производства. Соответственно, данное общество не имело ничего общего с социализмом.

Обсуждение изменения догм 1-3 уровня должно происходить в течение двух, трех поколений, но не менее 30 лет, и не зависеть от интересов правящей в данный конкретный момент группы лиц. При этом отказ от догмы может быть осуществлен только при факте того, что догма на практике показала свою несостоятельность.

Четвертый, пятый уровень иерархии принципов представлен текущими принципами управления обществом и ведения хозяйства. Соответственно эти принципы более подвижны во времени и пространстве, и зависят от развития науки и техники. Развитие НТП определяет новые формы разделения труда. Появляются новые профессии и специальности, новые материалы, новая техника. Происходит естественная смена требований к психологическим характеристикам личности, к деловым качествам личности, которые предъявляет функциональное место новых профессий. Это в свою очередь изменяет образ жизни личности, ее поведение, одежду и т.д. Но при этом нужно помнить, что вектор этих изменений всегда ограничен и продиктован принципами  1-3 уровня, которые приняты в конкретном обществе и которые в итоге формируют производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности. 

Помимо того, что пирамида принципов становится инструментом проектирования социальной организации общества, она так же является инструментом анализа наличия противоречий между принципами иерархий разного уровня, которые приняты в конкретном обществе.

Пирамида принципов наглядно показывает, что социальная организация построенная на противоречащих друг другу принципах на уровне иерархий, будет не жизнеспособна. Например, если мировоззрение народа является мировоззрением солидарности (2ой уровень иерархии пирамиды принципов), а этому народу господствующая в обществе группа, слой, класс пытается навязать принципы идеологии (3ий уровень иерархии пирамиды принципов), которые соответствуют принципам мировоззрения конкуренции, то такая социальная организация будет не устойчива и не жизнеспособна. Жизнь подобной социальной организации ограничена способностью господствующей группы, слоя, класса, обеспечить приемлемый уровень жизни населению страны. При неспособности господствующей группы, слоя, класса, обеспечить определенный уровень жизни населения страны, существующее государство подвергнется насильственному уничтожению, а общество будет искать новые формы государственного устройства общества, которые соответствуют принципам мировоззрения народа.

Не личность или элиты делают историю. Историю делает народ. И эта история человечества формируется, как постепенный поиск таких форм организации государственного устройства, которые по своим принципам соответствуют высшей форме мировоззрения, каковой является мировоззрение солидарности. Именно принципы мировоззрения солидарности способны поставить человечество на путь бескризисного развития, предоставив человечеству, возможность беспрерывного развития НТП, которое в свою очередь ставит развитие всего человечества на мирный способ его выживания в форме разделения труда.