«Фашисты». Часть 2. Экстремисты, кругом экстремисты
На модерации
Отложенный
В июне 2018 года правозащитная организация Freedom House представила в киевском информационном агентстве «Укрінформ» доклад «Угрожает ли ультраправый экстремизм украинской демократии?».
Автором доклада выступил эксперт по вопросам правых групп в Украине и России Вячеслав Лихачёв. В своих комментариях журналистам он сообщил, что его интерпретации происходящего базируются на наблюдениях за динамикой действий организаций правого толка: «По моему мнению, отчасти это происходит потому, что Украина вступила в предвыборный период, и ультраправым необходимо как-то проявить себя. Кроме того, у них очень узкое электоральное поле, на котором очень сильна внутренняя конкуренция. И в случае возможного объединения трёх основных ультраправых сил ("Свободы", "Правого сектора" и "Национального корпуса") в один блок возникнет конкуренция за места в списке. В случае же отдельного похода на выборы основных ультранационалистических сил им необходимо максимально отбить сторонников, грубо говоря, от похожих партий. И на этом поле им, конечно, надо быть активнее, более агрессивными, более политическими для СМИ, чем их противники. Поэтому я считаю, что отчасти это объясняется предвыборной обстановкой, а отчасти — некоторым ощущением того, что они теряют возможность влиять на процессы демократическим путём», — отметил Лихачёв.
В то же время эксперт исключает, что активной деятельностью ультраправых сил обязательно руководят из Кремля. «Я не сторонник конспирологии», — говорил Лихачёв в своём интервью.
Мы тоже не сторонники конспирологии, однако опыт наблюдений за процессами, которые происходят с правозащитными организациями в России, а также за тем, как они существуют в условиях признания многих из них «иностранными агентами», наводит на достаточно конкретные размышления.
Упомянутый нами господин Лихачёв до определённого момента успешно работал в Москве. А в апреле 2014 года даже подготовил для «Московского бюро по правам человека» (МБПЧ) доклад о «росте ксенофобии и антисемитизма на территории Украины».
Апрель 2014 года ознаменовался развёртыванием российской агрессии против Украины в Крыму и на Донбассе. Соответственно, тезисы о «нацизме», «фашизме» и «насилии» на территории Украины были для российских медиа главной причиной объяснения и легитимизации этой необъявленной агрессии со стороны Кремля.
В Севастополе и Симферополе простые граждане Украины сидели на кухнях с ножами и битами в руках, ожидая мифических «поездов дружбы», наполненных «правосеками». Российские центральные телеканалы вовсю рассказывали о фейковом посте Дмитрия Яроша, в котором он якобы призывает чеченского террориста Доку Умарова (на тот момент уже покойного) объединиться в борьбе против Кремля.
И в таких вот условиях МБПЧ решает опубликовать свой доклад «о росте ксенофобии и антисемитизма в Украине», который сразу же подхватывают пропагандистские медиа. Представил доклад директор МБПЧ и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
Государственное информационное агентство Кремля «РИА Новости» даже организовало для этого специальный видеомост Москва – Тель-Авив. «Что касается Украины, мы подготовили доклад с помощью известного специалиста по проблемам антисемитизма Вячеслава Лихачёва, который курсирует между Киевом и Иерусалимом. Мы его здесь презентовали, показав, что антисемитские проявления были и на Западе, и в Киеве и на Востоке. Это и осквернение синагог, памятников, связанных с Холокостом, нападение на хасидов, представителей иудейской общины», — сообщил во время видеомоста Брод.
Позже он высказался в поддержку действий России в Крыму и на Донбассе. Причём в стандартных кремлёвских формулировках: «В Украине произошёл государственный переворот силами оппозиции, радикалов, неонацистов и криминала. Все действия так называемой новой власти нелегитимны. По вине радикалов льётся кровь мирных граждан. В стране хаос, нависла угроза геноцида русских, наших соотечественников».
Поддерживает ли его мнение Вячеслав Лихачёв или представители Freedom House, которые оплатили его исследовательскую работу и мероприятия по представлению доклада, мы не знаем. Однако тот факт, что МБПЧ в 2014 году активно начало штамповать гибридную аналитику о «нарушении прав со стороны украинского режима», отмечен не только нами, но и многими исследователями. Например, Катериной Смаглий, которая подготовила доклад «Гибридная аналитика».
Материалы, связанные с «проблемой неонацизма в Украине», выходят с завидной регулярностью. Можно даже сказать, что это происходит гораздо чаще, чем освещение в медиа вопросов, связанных с российской агрессией против Украины. Только в ноябре 2018 года в мировых авторитетных медиа появилось несколько крупных материалов, посвящённых созданию определённого впечатления об Украине как о стране, где господствует насилие и ультраправый национализм. Сначала своё расследование о «лагерях смерти для детей» опубликовал на страницах Associated Press беларусский журналист Юрась Карманов.
Ещё летом 2018 года он лично посетил несколько летних лагерей, где ветераны АТО, которые лично принимали участие в отражении российской агрессии против Украины, проводили с подростками занятия военизированного характера о том, как обращаться с оружием и прививать дисциплину.
Согласитесь, учиться тому, как защитить себя в воюющей стране — это звучит дико для западных медиа, правда?
Безусловно, инструкторов, которые рассказывают детям о войне, можно поймать за язык, что, собственно, беларусский журналист и сделал. Однако это ещё не вся история. Ведь российский нарратив звучит как «украинское государство поддерживает неонацистскую идеологию». Поэтому к этим процессам обязательно надо привязать госорганы. Что и было сделано.
Юрась позвонил пресс-секретарю Министерства молодёжи и спорта Украины Наталье Вернигоре и попросил прокомментировать информацию, которую он получил. Наверное, по мнению журналистов зарубежных изданий, это тоже абсолютно нормально для страны, которая де-факто защищается от агрессии в информационном пространстве, и где неоднократно случались факты провокаций со стороны пранкеров, — обсуждать чувствительную информацию по телефону, когда необходимо верить на слово человеку, который представляется журналистом по телефону.
От визита в ведомство журналист отказался, но в своей статье написал о том, что Министерство молодёжи и спорта Украины финансово поддерживает специальные лагеря, где детей учат убивать. Естественно, это стало сенсацией… И в Украине — тоже.
Потребовалось пару недель, чтобы в Украину приехали редактор европейского офиса Associated Press Нико Прайс и руководитель московского офиса, на который формально работает Юрась Карманау (какой сюрприз, правда?!), Кейт де Пьюри. В результате обсуждения вопроса Associated Press опубликовало «исправление», в котором отметило, что «лагеря для обучения детей убивать, в Украине, конечно, есть, но доказательств того, что их финансирует государство, журналисты так и не нашли»...
В целом нарратив понятен.
Практически одновременно с материалом Карманау на страницах «Радио Свобода» вышла также и статья журналиста Кристофера Миллера, который живёт и работает в Киеве. Кристофер в своих материалах и в своём Twitter нещадно критикует Украину и по поводу реформ, и по поводу коррупции, и по поводу вопросов, связанных с ЛГБТ, свободой слова и даже «украинским кризисом» (так он преимущественно именует российскую агрессию). Не стал исключением и этот раз, когда он подробно рассказал о том, как в украинском обществе растут неонацистские настроения.
В начале ноября 2018 года уже в Италии разразился скандал после драки с участием двух молодых людей в римском метрополитене. Видео с места происшествия запечатлело двух молодчиков, напавших на пассажира. Российские и пророссийские медиа в Украине незамедлительно возложили ответственность за инцидент на украинцев, подчёркивая, что разгул украинского радикализма перекинулся уже и на страны Европы.
Примечательно, что скандал вышел в топы новостей именно в то время, когда внимание аудитории нужно было отвлечь от истории о десятках пьяных гражданах РФ, устроивших ЧП в подземке итальянской столицы и сломавших эскалатор.
Народный депутат Дмитрий Тымчук, комментируя эти инциденты, указал, что видео потасовки опубликовал в Facebook пользователь David Ognibene. На нём видно, как двое молодых людей агрессивно ведут себя по отношению к одному из пассажиров. Молодчиков потом задержала полиция, однако данных об идентификации их личностей нет. «Насколько намеренно эти два товарища устроили грязное шоу в метро на камеру, чтобы потом дискредитировать украинцев и Украину в целом в Европе, остаётся пока под знаком вопроса. При этом следует отметить, один из них как будто специально акцентировал внимание на том, что он "фашист". Зачем?» — задаёт вопрос нардеп.
Тем не менее, это видео чудесным образом в мгновение ока разлетелось по российским пропагандистским ресурсам. Его тут же подхватили и целые ботофермы со соответствующем сопровождением: «украинские расисты», «украинские фашисты», «украинские нацисты» и т.д.
Дмитрий Тымчук также отметил тот факт, что инцидент в Риме с участием якобы «украинских фашистов» случился в тот момент, когда в Италии проходил суд над Виталием Маркивым, бывшим военнослужащим Нацгвардии, обвиняемым в причастности к смерти итальянского журналиста, который находился на Донбассе вне установленных процедур аккредитации. А вот итальянские СМИ сообщали о том, что изначально появилась информация, что на пострадавшего в метро 28-летнего индийца напали 23-летние российские нацисты. А женщиной, бросившейся на защиту индийца, стала именно 57-летняя украинка, получившая рассечение лба.
В будущем российский фантастический сериал об «украинских фашистах» будет продолжаться. Это не отменяет очевидные факты появления и развития в Украине организаций правого толка, которые становятся всё более заметными. Однако является ли это основанием для того, чтобы поддерживать манипулятивные нарративы российской стороны, имеющие чёткие цели и задачи для аудиторий в странах Европы, в России и на оккупированных территориях Украины?
Рассудят нас следующие парламентские выборы, в которых, вне всякого сомнения, будут участвовать партии с правым уклоном. Там мы и сможем увидеть, поддерживает ли украинский избиратель правые идеи и действительно ли поддерживаются обществом радикальные идеи. А факты насилия расового и националистического характера есть в каждой стране Европы и Америки.
Комментарии